Театрализованные игры, используемые на коррекционных занятиях учителем-дефектологом в работе с детьми с ОВЗ.
Театрализованные игры, используемые на коррекционных занятиях учителем-дефектологом в работе с детьми с ОВЗ.
При формирования личности ребёнка и его культурных потребностей многое ( но далеко не всё) может быть достигнуто за счёт словесных объяснений, ознакомления с эмоционально-воздействующими произведениями искусства и т.п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Воспитывать, формировать личность таких детей значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей. Роль театрализованной игры в таком процессе трудно переоценить.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с ОВЗ с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Смех и радость присущи детству, неотделимы от его. Ребёнку нравится играть, особенно со сверстниками. Но присмотритесь к детям, играющим самостоятельно. Их лица напряжены, серьёзны, не видно улыбок, не слышно смеха. Да это и неудивительно. Ведь дети в игре подражают взрослым. А какими они видят нас? Всегда озабоченными, спешащими, занятыми делом –ответственным, важным, нужным людям.
Известно, что игра – дело серьёзное, но и весёлое тоже. Но много ли мы найдём педагогических трудов, которые рекомендуют развивать чувство юмора, или по крайней мере, использовать его? Как это и не парадоксально, в коррекционной педагогике юмор занимает незначительное место, и лишь благодаря нашим мастерам художественного слова он не исчез полностью.
Не будь, скажем, К. Чуковского, С. Маршака, юмор, озорная шутка были бы с теми детьми, которым повезло на весёлого педагога, родителей.
Театрализованные игры помогут воспитателю, любящему своих детей создать радостную, непринуждённую обстановку в группе. Что мы знаем о театрализованных играх? По-видимому, они названы так за свою близость к театрализованному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, сказочность образов усиливает привлекательность игры. При этом театрализованные игры позволяют решать многие задачи: от ознакомления с общественными явлениями, формирование элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Практика работы с детьми-инвалидами в этом направлении сложилась в систему театрализованных занятий. Приложу конспект 1 занятия.
Конспект занятий.
Занятие1. Знакомство с детьми.
Цель. Познакомиться с детьми и рассказать им о том, каую роль играет театральная деятельность в жизни человека.
Ход занятия.
Игра «Давайте познакомимся».
Беседа о театре и театральной студии.
Педагог приглашает детей в театральную студию. Дети садятся на стульчики в полукруг (это самое лучшее расположение детей по отношению друг к другу).
Игра «Давайте познакомимся».
Педагог. Меня зовут….А вас?
Руководитель театральной студии просит детей (по очереди) назвать своё имя, фамилию; подчёркивает, что все имена красивые и разные. Затем предлагает детям встать в круг и, бросая каждому ребёнку мяч, пытается вспомнить его имя. Если педагог ошибается, ребёнок называет своё имя снова.
Игра повторяется несколько раз, роль водящего выполняет кто-либо из детей (по желанию).
Затем педагог рассказывает ребятам о театре и театральной студии школы, спрашивает: «Ребята, вы когда-нибудь были в театре? Какие спектакли вы видели? Что вам особенно запомнилось? Театр- это место для зрелищ, здание где происходят выступления актёров на сцене. Мы с вами будем играть на сцене здесь, в этой театральной студии. Сцена-это место, где играют актёры. Давайте вместе повторим: «Сцена». Скажите, как мама называет ткань, которой закрывает окно? (Занавеска). Правильно. Ткань, которая в театре отделяет зал от сцены, называется занавес. Давайте все вместе скажем: «Занавес». Вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам, называют кулисы. Давайте повторим: «Кулисы».
Педагог приглашает двух мальчиков за кулисы; мальчики открывают занавес. Перед детьми декорация – внутреннее убранство деревенской избы. Начинается игровое действие. Педагог показывает детям печку, скамью, стол, окно, ступу, кочергу, котёл, сковороду.Педагог. Декорация- это украшение художественное оформление действия на театральной сцене. Ребята, какую ещё декорацию вы видите (Корабль). Сейчас мы с вами поднимемся на корабль.
Перед детьми декорация – корабль. Каждый ребёнок старается покрутить руль (штурвал) и дёрнуть за верёвочку, чтобы прозвучал гонг.
Педагог. Вы видите перед собой задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены. Давайте повторим: «Задник».
Итак, сегодня мы с вами познакомились с театральной студией и друг другом. Спасибо, вам за внимание и старание.
Участвуя в играх-драматизациях, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществлённый образец. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, венок, пояс и т.д. ребёнок надевает на себя. Создать же образ он должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка инвалида позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Ведь сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы и возможности детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. Ознакомление с общественными явлениями, эстетическое влияние взрослого на ребёнка, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, физическое совершенствование – вот далеко неполный перечень задач, которые могут решаться посредством хорошо организованной театрализованной игры.