Конспект урока математики Величины. Объём. Литр 1 класс ОС Школа 2100
Открытый урока математики (1 класс; УМК «Школа 2100»)
учителя начальных классов Силантьевой Натальи Викторовны
Предмет _математикаАвторы учебника: Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. ТонкихВозраст учащихся: класс 1 класс
Тема урока Величина. Объём. Литр.
Тип урока: Изучение нового материала(исследовательскаяработа)
Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с понятием «Величина. Объём. Литр.».Учащиеся научатся: сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с литром.
Учащиеся получат возможность научиться: применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Результаты:
Личностные:
по отношению к предметным ЗУНам:
- умение регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;
- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях; по отношению к метапредметным ЗУНам:
- умение выявлять проблему,- познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты обученияРегулятивные:- умение выявлять проблему;- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
- работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)Познавательные:- умение сравнивать, делать выводы;Коммуникативные:- работать в парах, чередуя роли исполнителя и контролёра;- участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Предметные- знание способов измерения объёма и единицы измерения;- умение выражать результаты измерения объёма числом;- применение новых знаний в жизненных ситуациях;
Технологии: проблемно-поисковый , информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология оценивания учебных успехов.
Оборудование для учителя: банка 1 л, 2., 3л, компьютер, сок тетра-пакет 1л, молоко 1л мягкая упаковка, кефир 1л бутылка.
Оборудование для учащихся: маркерные досточки, маркеры, банка 1 л., стакан 200мл, кружка 200мл, стаканчик 100мл,стопка 50 мл, стопка 30мл, столовая ложка, вода, бланки исследований, лист для отгадывания слов, разрезные слова, учебник
Этапы урока Ход урока Деятельность учащихся Формирование УУД
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель:
включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
Цель: актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная,
Методы:
Словесный, частично-поисковый
III. Открытие нового знания и формулирование темы урока
Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.
Формы работы:
учебная дискуссия,
подводящий диалог,
работа в паре
Методы:
Словесный,
наглядный, исследовательский.
IV.Здоровьесберегающиймомент (физминутка)
Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся
V. Применение новых знаний (первичное закрепление)
Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний
Формы работы: фронтальная,
индивидуальная,
Методы:
Словесный,
частично- поисковый,
объяснительно-иллюстративный
VI. Самостоятельное применение знаний
Цель: посмотреть, как дети усвоили новый материал
Формы работы:
самостоятельная работа
Методы:
частично- поисковый,
наглядный
VII. Рефлексия
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Формы работы:
индивидуальная и фронтальная
Методы:
Словесный
Сегодня наш урок отличается тем, что к нам пришли гости. Поздороваемся с гостями.
Начнём наш урок с девиза (хором):
Мы – умные! Мы – смелые!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы в первом классе учимся!
Всё у нас получится!
Дети садятся.
I. Устный счёт.
- Начинаем с разминки.
Отгадаем зашифрованное слово. Работаем на маркерных досточках, пишем только ответ, показываем мне, сверяем свой ответ с правильным, запоминаем количество ошибок, если они у вас будут.
(У детей маркерные досточки. На доске слайд)
Е- 5 увеличить на 3? (8)
Н- 10 уменьшить на 6? (4)
Л- это число является предыдущим для числа 2 (1)
В- это число является последующим для числа 6 (7)
А- чьи это соседи: 4 и 6? (5)
О- я задумала число, если к моему числу прибавить 4 получится 6. Какое число я задумала?(2)
Ч- покажите сумму чисел 3 и 6 (9)
И – покажите разность чисел 5 и 2 ( 3)
Самооценка: Оцените свои ответы : если ни разу не ошибся – зелёный, 1-3 ошибки – жёлтый , больше трёх ошибок - красный
В парах соберите слово.
7 8 1 3 9 3 4 5
В Е Л И Ч И Н А
Что такое величина? Какие величины мы знаем?(длина, масса)
Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.
На слайде слова( У детей на парте разрезанные слова. Двое за доской): весы, длина, сантиметр, дециметр, линейка, масса, килограмм, объём; - Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.
2. Длина, сантиметр, линейка, дециметр
- Длина измеряется линейкой, единицы измерения – сантиметр, дециметр.
- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.
- Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп?
- Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)
Кто догадался с какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
ОБЪЁМ
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? Давайте выберем вопросы, на которые будем искать ответы на уроке. Все ли вопросы подходят ?1. Что такое "объём"?
2. Какие звуки обозначает?
3. Объём – это величина?
4. Можно ли сравнить объём?
5. Как измерить объём?
6. Как найти целое?
7. Каковы единицы измерения объёма?
1. – У вас на столах различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка, стопка, маленький стаканчик
- Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…)
- Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у вас на столе? ( Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно выяснить, где воды больше всего. А где меньше? И т.д.)- Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием)
Будем проводить опыты и результат фиксировать на бланке исследований.
Опыт первый:
Возьмём кружку с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из кружки перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.
(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в кружке меньше, чем в банке).Воду вернём обратно в кружку
Опыт второй:
Проверим, одинаковое количество воды помещается в кружке и в стакане. Перельём воду из стакана в кружку.
(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в кружке. Можно сделать вывод, что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.)
- Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды? А их масса?
- А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)
- При решении данной задачи нас интересовала вместимость сосудов или в математике говорят «объём». На какой вопрос получили ответ?
- Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, кружки и банки. Наши сравнения мы записали с помощью знаков: < > =
банка˃кружкистакан = кружка
- Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, на какой из поставленных вопросов мы ответили?
2) - Всегда ли мы можем измерить объём сосуда с помощью переливания? (нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один)
- Итак, если сосуд один, то как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку)(если дети затрудняются ответить, нужно вспомнить, как мы измеряли длину, массу, с помощью чего?)
Воду из кружки вылить в банку, отметить маркером уровень воды.(поставить черту)
Работа в парах: на столе у каждой пары сосуды, различные мерки, столовые ложки и вода.
Давайте с помощью мерок измерим, сколько жидкости помещается в кружке (сосуд у каждой группы одинаковый, мерки разные) результат зафиксируйте в бланке
Озвучим, что же у вас получилось:
Вывод: в этом сосуде помещается 2 маленьких стаканчика.
Вывод: в этом сосуде помещается 4 стопочки воды.
Вывод: в этом сосуде помещается 6 стопочек воды.
Вывод: в этом сосуде помещается 16 ложек воды.
- Что получилось: измеряли один и тот же сосуд, а результаты получились разные (мерки разные)
Давайте измерим кружками объём банки. Сколько кружек мы вылили в банку? (одну). Выливаем ещё одну, ставим метку. Сколько воды в банке? ( две кружки) продолжим измерение. Наливайте воду из бутылки и переливайте в банку, делайте черточки, считайте количество,
Вывод: в этом сосуде помещается 5 кружек воды.
Почему у всех получился одинаковый результат (мерка была одинаковая)
- В древности люди чаще всего измеряли объём ведрами, бочками, кружками. Мер было много. А потом решили, чтобы не было путаницы, мерка должна быть у всех одинаковая. Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. - Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр)
- Объём банки, которую мы сейчас заполняли водой и есть 1 литр. Символом литра является строчная буква л «л»
- Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?
( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров) Над какими пунктами плана мы сейчас работали?( Можно ли сравнить объем? Как измерить объем? Каковы единицы измерения объема?)Оценили свою работу на данном этапе работы
У мамы на кухне есть и другие банки (Показать банки 2л и 3л) Как измерить объём этих банок? Будем использовать литр.
Измерить 2-х и 3-х литровые банки.
Если нет под кружкой литровой банки, можно пользоваться мерной кружкой. А вообще, все хозяйки знают объём данных банок наизусть.
Какой вопрос остался? Является ли объём величиной? Докажите. Для ответа на этот вопрос ответим на вопросы. Величину можно измерить Смогли ли мы измерить объём банки?(ДА), результат записать числом. Можем мы записать объём банки в кружках, в литрах?(ДА). Делаем вывод- объём это величина.
У меня возник ещё один вопрос. А как вы думаете, зависит ли объём от формы?(Слайд) предположения детей.
Это все ёмкости объёмом в 1 литр. (Продемонстрировать молоко в пакете, кефир в бутылке, сок в тетра-пакете.) Вы верите? Чтобы наглядно в этом убедиться, перельём содержимое в литровые банки.
. (Вылить содержимое в литровые банки) Вывод:Форма м.б. разная, а объём один
Физкульминутка
Откройте учебник на странице 5
1. – №5
- Прочитаем задание.
- Объём каких сосудов требуется сравнить?
- Что известно про первую банку?
- Что известно про вторую банку?
- Можно ли выполнить это задание и сравнить объёмы 2-х банок? Почему?
(Задание Пети выполнить не можем.Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки, чтоб выполнить задание Пети.)( Сравнить можно только тогда, когда взяты одинаковые мерки.)
2. №6
- Прочитаем задание
- Объём каких сосудов требуется сравнить?
- Что известно про первую банку?
- Что известно про вторую банку?
- На какой вопрос надо дать ответ?
- Можно ли выполнить это задание? Почему?
- Запишите сравнение объёмов на досточке.
3. №7 на досточкахЕсли останется время - интересная информация:
Тело человека на две трети состоит из жидкости;
Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.
Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
Рефлексия учебной деятельности
Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Заполните лист самооценки:
Критерии оценивания «+» или «-»
1. Я знаю, что такое объём 2. Я могу доказать, что объём –это величина 3. Я знаю, какой меркой измеряют объём 4. Я могу измерить объем банки меркой 5. Я знаю, как сравнить объёмы разных банок 6. Я могу поделиться полученными знаниями с родителями Посчитайте плюсы. Оцените себя( светофор)
Ваши знания, полученные сегодня на уроке, тоже имеют объём. Выберите сосуд, который равен объёму полученных вами знаний и напишите на нём слово «Я» .Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие;
Повторяют правила поведения на уроке.
Работают на досточкахУчащиеся оценивают свою работу
Работают в паре.
(заполняют таблицу)
Работают в паре
Под руководством учителя формулируют тему урока.
и определяют цели урока.
Исследовательская деятельность
Работа в паре
Переливают
Дети отмечают
Б˃С
Дети отмечают
С=К
Учащиеся высказывают свои предположения.
Практическая работа.
Работа в парах
Исследовательская работа:самооценкаКоллективная работа
Дети предлагают свои варианты заданий и делают вывод.
Самостоятельная работа
Дети оценивают свою деятельность.
Познавательные УУД:
1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, словарей;
2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3)формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5)формируем умение устанавливать аналогии;
6)формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
7)формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
8)формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать речь других;
2)формируем умение вести диалог, высказывать свою точку зрения;
3)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
4)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
5)формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;
6) формируем умение контролировать действия друг друга, сотрудничать с учителем
7)формируем умение работать в группе (в паре)
Личностные УУД:
1)формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
2)формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
3)формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;
4)формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
4)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
5)формируем умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.