Особенности организации внеурочной деятельности в специальных (коррекционных) классах 7 вида при переходе на ФГОС нового поколения
Особенности организации внеурочной деятельности в специальных (коррекционных) классах 7 вида при переходе на ФГОС нового поколения
Парменова Ирина Сергеевна,
учитель информатики
Внеурочная воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения в специальных (коррекционных) классах VII вида. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника и заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду, занимает одно из главных мест в воспитании и развитии ребенка. Внеурочная деятельность - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка:
1.разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
2 включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
3. разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
4. в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Организация обучения и воспитания детей с ЗПР регламентирована рядом нормативных государственных документов.
В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г. (№ 103) стали действовать специальные (коррекционные) образовательные учреждения: школы-интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных школах.
Для детей с задержкой психического развития создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения 7 вида.
Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном учреждении - 12 человек.
Однако основная масса детей психического развития обучается в классах коррекционно-развивающего обучения (в некоторых регионах их продолжают называть «классы выравнивания», «классы для детей с задержкой психического развития») при общеобразовательных массовых школах. Механизм направления детей в классы коррекционно-развивающего обучения и организации обучения такие же, что и в коррекционных учреждениях 7 вида.
Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовывать познавательные резервы обучающихся.
В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска. К этой группе специалисты относят детей, которые по совокупности причин генетического, биологического и социального характера приходят в школу психически и физически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом», значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды и предрасположенным к патологическим реакциям на перегрузки, социально-психологическим срывам.
Дети группы риска не имеют выраженных отклонений в развитии, т.е. у них нет задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастной норме (отсутствие нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов), эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производительности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов.
Внеурочная деятельность способствует
благоприятной адаптации ребенка в школе;
оптимизации учебной нагрузки обучающихся;
улучшению условий для развития ребенка;
учету возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
При планировании и разработке воспитательной программы с классом учитывались психолого-педагогические особенности возраста учащихся 6 класса.
Цель воспитательной работы: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
формирование здорового образа жизни;
формирование нравственных и гражданских качеств личности;
формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
формирование и развитие коллектива класса;
организация системной работы с обучающимися в классе;
вовлечение родителей в воспитательный процесс класса;
развитие классного коллектива
Основная задача классного руководителя объединить детей в один коллектив. Степень вовлеченности в жизнедеятельность класса различный.
В коллективной творческой деятельности учащиеся принимают активное участие, проявляют инициативность в организации и проведении мероприятий, творчество, самостоятельность, в самоуправлении, но иногда нуждаются в советах, участии взрослых в реализации задуманного.
Большая часть класса активно участвует в классных и общешкольных мероприятиях.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Духовно-нравственное
Физкультурно-спортивное
Социальное
Общеинтеллектуальное Общекультурное
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников
Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.
Способствует в полной мере реализации требования ФГОС.
Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы.
Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции ОУ.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет ОУ.
Основные направления работы:
1.Организационная работа с:
а) учениками
б) учителями
в) родителями
Выработка единых требований, привлечение родителей к жизни класса.
Формирование доброжелательных отношений между учащимися.
Распределение поручений, работа с документами, анкетирование.
2. Физкультурно-спортивная работа
Работа по физическому самосовершенствованию. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3.Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание
Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культура своей страны, села. Формирование нравственного и интеллектуального потенциала.
4.В познании мира
Развитие творческих способностей каждого ребенка с учетом его наклонностей.
5. Участие в мероприятиях
6. Экскурсии
Способствуют расширение кругозора, эстетическое воспитание, знакомство с особенностями природы края, воспитание патриотизма.
7.Индивидуальная работа
Воздействие на личность обучающегося, способствовать исправлению или внесение корректив в развитие, закрепление позитивных или исправление негативных качеств личности.
Согласование воспитательных целей с учителями, психологом. Осуществление постоянного контроля за посещением, успеваемостью, поведением. Вовлечение в кружки, секции.
Индивидуальные беседы.
8. Кружки, секции
9. занятия ПДД и ОБЖ
Посещая кружки и разные мероприятия, учащиеся адаптируются в среде сверстников.
Мы стараемся сделать так, чтобы внеурочные занятия направляли свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Благодаря занятиям педагога-психолога и социального педагога с детьми, требующими психолого-педагогической, коррекционной, индивидуальной и групповой работе классного руководителя корректируется отставания в учебной деятельности.
Коррекционное внеурочное воспитание
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.