Элективный курс по русскому языку в 10 классе Практикум по орфографии (Подготовка ЕГЭ в 10 классе)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
Разработка элективного курса по теме:
«Практикум по орфографии»
(подготовка к ЕГЭ в 10 классе)
Разработала учитель
русского языка и литературы
Завацкая И. И.
Утверждено на заседании МС
протокол №
от_________________
2012 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
Разработка элективного курса по теме:
«Практикум по пунктуации»
(подготовка к ЕГЭ в 10 классе)
Разработала учитель
русского языка и литературы
Завацкая И. И.
Утверждено на заседании МС
протокол №
от_________________
2012 год
Пояснительная записка
В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения. Необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора дисциплины для более глубокого изучения. Школьная программа по русскому языку содержит необходимые знания, но количество часов, отведенное на получение этих знаний учащимися, ограничено. В свою очередь, усвоение содержания программного материала по русскому языку не всегда проходит на качественном уровне.
С каждым годом возрастают требования к абитуриентам, поступающим в высшие учебные заведения. Поступить в ВУЗ нашим выпускникам становится трудно не только в силу экономических и социально-политических условий, но и по причине несоответствия знаний выпускника, которого добросовестно учили по программе, и уровнем вступительных экзаменов в ВУЗ. Учащиеся 10-11 классов, перегружаясь, вынуждены посещать дополнительно платные курсы (которые не всем доступны), а учителя школ вынуждены организовывать для них разного рода дополнительные занятия. В целях наилучшего результата делать это надо не только в последние годы обучения, но значительно раньше.
Практика выпускных экзаменов свидетельствует о том, что наибольшие затруднения у учащихся вызывает именно пунктуация. Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными. Цель данной программы - помочь учащимся старших классов восстановить, закрепить и усовершенствовать пунктуационные навыки, полученные ими в младших и средних классах школы, уделить внимание наиболее трудным вопросам пунктуации (эффективная поступенчатая подготовка к ЕГЭ по данному разделу лингвистики). Программа курса рассчитана на то, чтобы научить ребят самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме. Ведь умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
Авторская программа элективного курса по русскому языку предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа учебного времени. Занятия организованы по одному часу в неделю в течение всего учебного года.
Элективный курс является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, т.к. поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.
Специфика курса заключается в том, что он является практикумом, т.е. теория здесь дана в малом объёме в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами. Усилению практической направленности способствует и система заданий, данных к упражнениям. Учащимся предлагается вместе с постановкой знаков препинания сделать синтаксический разбор отдельных предложений. Такой разбор поможет учащимся разобраться в синтаксических конструкциях, что будет способствовать осознанной постановке знаков препинания. Творческие задания к упражнениям направлены на развитие языковых навыков и на закрепление знаний по пунктуации. Выполнение творческих заданий - необходимое условие для подготовки к экзаменам, они составлены с учётом требований проведения ЕГЭ по русскому языку, а также подготавливают учащихся 10-11 классов к написанию сочинения - рассуждения по предложенному тексту (части 3 (С) ЕГЭ).
Программа курса по пунктуации носит опережающий характер, т.к. материал по данному разделу изучается в 11 классе. Материал располагается в соответствии со школьной программой. Отступления сделаны лишь в отношении тех тем, которые, как показывают выпускные экзамены, требуют особого внимания со стороны учащихся (введена тема «Обособление пояснительных и присоединительных членов предложения», несколько шире представлены темы «Однородные члены предложения», «Обособление определений», «Обособление дополнений», «Вводные слова и предложения», «Сложносочиненное предложение», «Бессоюзное сложное предложение»).
Отдельно даны упражнения по таким обобщающим темам, как «Пунктуация при союзе и», «Пунктуация при союзе как», «Употребление тире», «Употребление двоеточия», «Сочетание знаков препинания».
В конце практикума даны упражнения для повторения на все правила.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция, консультация перед самостоятельной работой, исследовательская работа, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.
Цели курса:
На основе коррекции базовых знаний учащихся по русскому языку за курс 5 - 9 классов совершенствовать пунктуационные навыки и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении пунктуации.
Осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по русскому языку. Формирование устойчивого интереса к предмету.
Совершенствование речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром.
Развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся. Овладение навыками коллективной деятельности (навыков работы в группе) и активного участия в ней каждого.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция учителя, беседа, практикум, консультация, исследовательская работа (работа в группах).
Формы контроля:
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: итоговый тест.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая направленность (теория дана в малом объёме в форме консультаций перед самостоятельными работами).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Выполнение практических заданий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развивать практические пунктуационные навыки и умения, и успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Находить в предложении в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
Ставить знаки препинания в сложном предложении (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном сложном, с различными видами связи). Употребление тире и двоеточия.
Производить пунктуационный разбор предложения.
Писать сочинения разных стилей и жанров.
Уметь применять вышеуказанные знания на практике.
Содержание программы
Тема 1. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении (11 часов + 3 часа)
Простое предложение. Употребление тире между членами предложения (1 час).
Тире на месте сказуемого.
Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) (1 час).
Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при повторяющихся словах.
Тест «Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) (1 час)
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения (8 часов).
Определения. Знаки препинания при обособленных определениях (1 час). Приложения. Обособление приложений (1 час). Обстоятельства. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Уточняющие обстоятельства места и времени (1 час). Дополнения. Знаки препинания при обособленных дополнениях (1 час). Уточняющие и присоединительные члены предложения. Пояснительные члены предложения. Обособление уточняющих членов. Обособление присоединительных членов. Обособление пояснительных членов (1 час). Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные слова и предложения. Обособление вводных слов (1 час). Обращение. Обособление обращений (1 час). Междометия, слова-предложения да и нет. Обособление междометий (1 час).
Обобщающие работы по теме «Простое предложение» (1 час)
Тест «Знаки препинания при обособленных членах предложения» (1 час)
Тест «Знаки препинания со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения» (1 час)
Тема 2. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении (5 часов + 3 часа).
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (1 час).
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Сравнительный оборот (1 час).
Обособление сравнительных оборотов.
Сложноподчиненное предложение (1 час).
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и в предложениях с разными видами связи.
Тест «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении» (1 час).
Тест «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи» (1 час).
Бессоюзное сложное предложение (1 час).
Знаки препинания в бессоюзном предложении.
Обобщающие работы по теме «Сложное предложение» (1 час).
Тест «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (1 час).
Тема 3. Прямая речь. Диалог. Косвенная речь. Цитирование (1 час).
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания в цитатах. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Тема 4. Обобщение полученных знаний по пунктуации
(7 часов + 5 часов)
Пунктуация при союзе и (1 час). Пунктуация при союзе как (1 час). Употребление тире (1 час). Употребление двоеточия (1 час). Сочетание знаков препинания (1 час). Обобщающие работы на все правила (1 час).
Тест «Пунктуация в простом и сложном предложении» (1 час).
Тест «Подготовка к ЕГЭ» (часть А, часть В) (4 часа)
Итоговое занятие (1 час).
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса русского языка по пунктуации;
- освоить основные приемы постановки знаков препинания в простом и сложном предложении;
- овладеть языковыми навыками (речевыми, пунктуационными, лингвистическими, культурологическими, коммуникативными);
- овладеть и пользоваться на практике техникой выполнения тестов (тематических, обобщающих для ЕГЭ);
- овладеть навыками заполнения бланков ЕГЭ по русскому языку;
- повысить уровень речевой культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Литература
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. - М.: Дрофа, 2000.
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык: 10-11 кл.: учеб. для общеобразов. учреждений - М.: Просвещение, 2008.
Сенина Н. А. Русский язык. Тематические тесты: подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. - Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
Сенина Н. А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2011: учебное пособие для 10-11 кл. - Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
Русский язык. 9 класс. Коварные знаки препинания: элективный курс / авт.- сост. Л. М. Серегина, О. А. Хорт. - Волгоград: Учитель, 2008.
КИМы по русскому языку 2003-2010 гг.
Пояснительная записка
В преподавании любой дисциплины нельзя учить всех одному и тому же, в одинаковом объёме и содержании, в первую очередь, в силу разных интересов, а затем и в силу способностей, особенностей восприятия, мировоззрения. Необходимо предоставлять обучаемым возможность выбора дисциплины для более глубокого изучения. Школьная программа по русскому языку содержит необходимые знания, но количество часов, отведенное на получение этих знаний учащимися, ограничено. В свою очередь, усвоение содержания программного материала по русскому языку не всегда проходит на качественном уровне.
С каждым годом возрастают требования к абитуриентам, поступающим в высшие учебные заведения. Поступить в ВУЗ нашим выпускникам становится трудно не только в силу экономических и социально-политических условий, но и по причине несоответствия знаний выпускника, которого добросовестно учили по программе, и уровнем вступительных экзаменов в ВУЗ. Учащиеся 10-11 классов, перегружаясь, вынуждены посещать дополнительно платные курсы (которые не всем доступны), а учителя школ вынуждены организовывать для них разного рода дополнительные занятия. В целях наилучшего результата делать это надо не только в последние годы обучения, но значительно раньше.
Практика выпускных экзаменов свидетельствует о том, что наибольшие затруднения у учащихся вызывает именно орфография. Проблемы трудных случаев орфографии, вариативности выбора той или иной гласной / согласной буквы (корень, приставка, окончание) при написании слова всегда возникают при изучении орфографии и являются постоянно актуальными. Цель данной программы - помочь учащимся старших классов восстановить, закрепить и усовершенствовать орфографические навыки, полученные ими в младших и средних классах школы, уделить внимание наиболее трудным вопросам орфографии (эффективная поступенчатая подготовка к ЕГЭ по данному разделу лингвистики). Программа курса рассчитана на то, чтобы научить ребят самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме. Ведь умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений современных авторов, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к современной литературе.
Авторская программа элективного курса по русскому языку предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа учебного времени. Занятия организованы по одному часу в неделю в течение всего учебного года.
Элективный курс является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, т.к. поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.
Специфика курса заключается в том, что он является практикумом, т.е. теория здесь дана в малом объёме в форме небольших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами. Усилению практической направленности способствует и система заданий, данных к упражнениям. Выполнение всевозможных тестовых заданий по орфографии - необходимое условие для подготовки к экзаменам, они составлены с учётом требований проведения ЕГЭ по русскому языку.
Материал данного курса располагается в соответствии со школьной программой. Отступления сделаны лишь в отношении тех тем, которые, как показывают выпускные экзамены, требуют особого внимания со стороны учащихся (углубленное изучение тем «Правописание н и нн в суффиксах различных частей речи», «Правописание не и ни», несколько шире представлены темы «Правописание корней», «Правописание приставок», «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени», «Правописание суффиксов различных частей речи (кроме н и нн)», «Слитное, дефисное, раздельное написание»).
В конце практикума даны упражнения (тесты) для повторения на все правила.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция, консультация перед самостоятельной работой, исследовательская работа, индивидуальная и групповая деятельность учащихся, работа по оформлению бланков. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.
Цели курса:
На основе коррекции базовых знаний учащихся по русскому языку за курс 5 - 9 классов совершенствовать орфографические навыки и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении орфографии.
Осмысление учащимися написаний, подчиняющихся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии . Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по русскому языку. Формирование устойчивого интереса к предмету.
Совершенствование речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром.
Развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся. Овладение навыками коллективной деятельности (навыков работы в группе) и активного участия в ней каждого.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция учителя, беседа, практикум, консультация, исследовательская работа (работа в группах), работа по оформлению бланков.
Формы контроля:
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: итоговый тест.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая направленность (теория дана в малом объёме в форме консультаций перед самостоятельными работами).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Выполнение практических заданий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развивать практические орфографические навыки и умения, и успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
1. владеть орфографической, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
2. находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
3. правильно оформлять бланки ЕГЭ и уметь работать с ними;
4. регулярно пользоваться справочными материалами: учебниками, школьными лингвистическими словарями, другими пособиями.
Содержание программы
Тема 1. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи
(1 час + 2 часа)
Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи (1 час).
Обобщающая работа по данной теме (Самостоятельная работа) (1 час).
Тест «Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи» (1 час).
Тема 2. Правописание корней (1 час + 2 часа)
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание слов с двойными согласными. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание Э - Е в иноязычных словах (1 час).
Обобщающая работа по данной теме (Самостоятельная работа) (1 час).
Тест «Правописание корней» (1 час).
Тема 3. Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня (2 часа + 2 часа)
Правописание неизменяемых приставок. Правописание приставок, оканчивающихся на -З, -С (изменяемых на письме). Правописание приставок ПРЕ- , ПРИ- (1 час). Правописание твердого и мягкого знаков. Правописание гласных Ы и И в корне после приставок (1 час).
Обобщающая работа по данной теме (Самостоятельная работа) (1 час).
Тест «Правописание приставок» (1 час).
Тема 4. Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий (2 часа + 3 часа)
Правописание безударных окончаний глаголов (1 час). Правописание суффиксов причастий (1 час).
Обобщающая работа по данной теме (Самостоятельная работа) (2 часа).
Тест «Правописание безударных окончаний глаголов настоящего времени и суффиксов причастий» (3 часа).
Тема 5. Правописание суффиксов разных частей речи (кроме -Н- и -НН-)
(1 час + 2 часа)
Правописание суффиксов разных частей речи (-лив-, -чив-, -ова-/-ева-, -ив-, -ев-, -оват-, -еват-, -чат- (1 час).
Обобщающая работа по данной теме (Самостоятельная работа) (1 час).
Тест «Правописание суффиксов разных частей речи» (1 час).
Тема 6. Правописание частиц НЕ-НИ (2 часа + 3 часа)
Правописание частиц НЕ - НИ (1 час). Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (1 час).
Обобщающая работа по данной теме (Самостоятельная работа) (1 час).
Тест «Правописание частиц НЕ-НИ, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи» (2 часа).
Тема 7. Слитно-дефисно-раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и слов других частей речи (4часа + 3 часа)
Слитно-дефисно-раздельное написание наречий (1 час). Слитно-дефисно-раздельное написание производных предлогов (1 час). Слитно-дефисно-раздельное написание союзов (1 час). Слитно-дефисно-раздельное написание частиц (1 час).
Обобщающая работа по данной теме (Самостоятельная работа) (1 час).
Тест « Слитно-дефисно-раздельное написание»(2 часа).
Тема 8. Правописание сложных слов (2 часа + 1 час)
Общие правила написания сложных слов (существительных и прилагательных). Правописание сложных существительных (1 час). Правописание сложных прилагательных (1 часа).
Тема 9. Обобщающее повторение по орфографии (2 часа)
Итоговое занятие. Обобщающее повторение орфографии (решение тестов ЕГЭ). Работа по заполнению бланков (1 часа).
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса русского языка по орфографии;
- освоить основные приемы классификации орфограмм в соответствии с принципами орфографии;
- овладеть языковыми навыками (речевыми, орфографическими, лингвистическими, культурологическими, коммуникативными);
- овладеть и пользоваться на практике техникой выполнения тестов (тематических, обобщающих для ЕГЭ);
- овладеть навыками заполнения бланков ЕГЭ по русскому языку;
- повысить уровень речевой культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Литература
Вакурова О. Ф. Готовимся к ЕГЭ: Русский язык / О. Ф. Вакурова, С. И. Львова, И. П. Цыбулько. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
Гостева Ю. Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая тетрадь ФИПИ / Ю. Н. Гостева, В. В. Львов. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык: 10-11 кл.: учеб. для общеобразов. учреждений - М.: Просвещение, 2008.
Рахимкулова Г. Ф., Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. 6-е изд. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2004.
Сенина Н. А. Русский язык. Тематические тесты: подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. - Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
Сенина Н. А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2011: учебное пособие для 10-11 кл. - Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
КИМы по русскому языку 2003-2010 гг.
15