Конспект урока русского языка на тему Приставки пре-при (6 класс)
Андреева Е.А., учитель русского языка и литературы
АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Конспект урока
«Приставки пре-при» (Урок закрепления и обобщения изученного материала)
Цели:
1)закрепить изученное по теме (знать значение приставок, уметь объяснять написание слов, знать слова исключения)
2)показать сформированные умения на примере работы с текстом
Ход урока:
1.Оргмомент, проверка д/з2.На доске записано:
Преступить-приступить
Пребывать-прибывать
Предать-придать
Составить словосочетания, в которых видна разница лексического значения (записать в тетради). Какие еще подобные пары слов вы знаете? (назвать устно с примерами)
3.Словарные слова (у доски 2 человека, остальные в тетрадях)
Привилегия, пресмыкаться, приоритет, премия, премьера, пресловутый, неприступный, президиум.
(устно составить словосочетания с данными словами)
4.Замените одним словом и запишите его:
Препятствие, которое нельзя преодолеть –
Гостиница у вокзала –
Враги, которых нельзя примирить –
Лес у Волги –
Ветер, который не перестает дуть –
5. Работа с текстом (текст распечатан и вклеен каждому ученику в тетрадь)
Часто слова с приставками пре-, при- встречаются в текстах. Заменим синонимы в скобках на слова с приставками пре-, при- и впишем их в текст.
(Учитель) _____________ географии предложил нам изучать природу родного края. У нас нет (труднодоступных) ________________ гор, непроходимых болот, но есть (очень красивые) _______________ живописные уголки, (огромные) _________________ лесные дали, места, связанные с древними (легендами) ______________.(Сближение) ______________ с природой всегда (очень хорошо) __________! Бродя по лесу, мы подбираем корни (необычной) ______________ формы, не (отказываемся) _______________ шишками, перышками: всё это (понадобится)_______________ для изготовления игрушек. На (местах отдыха) ______________ мы собираем хворост, разводим (очень большой) ________________ костёр, стараемся (сделать) ______________ еду повкуснее, но ведь в походе вкусна даже (пережаренная) _______________ каша. Потом, (убравшись) _______________, (обязательно) _______________ поддерживая огонь в костре и, (замолчав ненадолго) ___________________, (внимаем) ________________ к лесным звукам.
Прочитайте получившийся текст.
Почему не были даны синонимы к словам «предложил» и «природа»?
Какой тип речи используется в тексте? Почему вы так решили?
Какова тема и идея текста?
Как слова с приставками пре-, при- помогают отразить идею текста?
Составьте предложения, повествующие о красоте природы. Используйте в них несколько слов с приставками пре-, при-. (Несколько учеников читают вслух, остальные предложения проверяем, когда соберем тетради.)
6.Также слова с изученными нами приставками используются в пословицах.
Что такое пословица?
Давайте восстановим пословицы:
Где родился, там и ___________________.
Правда не солнце, ее ладонью не _____________. ( В какой ситуации можно употребить эту пословицу?)
Как ___________________, так и ушло (как догадались, какое слово нужно?)
Следуя этому же принципу:
_________________ с убылью на одном дворе живут
Опытному воину река не ___________ (как вы понимаете эту пословицу?)
7. Вопрос к классу:
Что мы узнали? Что научились делать? Что запомнили о приставках пре-, при-?
(1)приставки пре-, при- зависят от значения
2)есть слова, правописание которых не подается правилу, нужно запомнить, как они пишутся
3)слова с пре-, при- часто используются как в устной, так и в письменной речи)