Конспект урока по русскому языку (с самоанализом) на тему: Приставки пре-, при- (6 класс)
Ардашова Татьяна Юльевна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №4 п. Карымское Забайкальского края
Тема: «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-».
Данный урок является 2 из 4 в разделе «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-».
(урок в 6 классе по УМК М.М. Разумовской)
Тип урока: закрепление изученного материала.
Задачи урока:
1. продолжить работу с изученной орфограммой, углубляя понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;
2. развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость; формировать навык написания приставок пре-, при;
3. воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: проектор, экран, классная доска.
Дидактический и раздаточный материал (источник дидактического материала - интернет): учебники, рабочие тетради учащихся, карточки с заданиями – карточки по группам: карточка 1 (уровень запоминания) и карточка 2 (уровень умения и навыка) (см. приложение), карточки в наличие на каждого, проверка – по презентации; дополнительное задание на карточках – для детей с высоким уровнем усвоения материала ).
Ход урока:
1) Организационный момент. 2) Взаимопроверка домашнего задания (по образцу).
Актуализация (работа по карточкам: 1 задание)
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в словах:
Пр…бить, пр…шить
Пр…школьный, пр…брежный Пр…красный, пр…добрый
Пр…открыть, пр…сесть (СЛАЙД 1)
Задание 2. Найдите четвертое "лишнее”:
Пр…вязать, пр…винтить, пр…глушить, пр…крепить;
Пр…брежный, пр…забавный, пр…красный, пр…злой. (СЛАЙД 2)
Задание 3. Исправьте ошибки в словах, со словами устно составьте предложения:
Пребежать, принеприятный, презадуматься, прикратить. (СЛАЙД 3)
Задание 4. Сформулируйте правило правописания приставок пре-, при- по алгоритму.
(СЛАЙД 4)
3. Целеполагание:
- Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать сегодня на уроке?
(Повторить и закрепить изученное по теме: «Правописание приставок пре- и при-») 4 . Фронтальный опрос по изученному материалу:
-Давайте вспомним, на какие группы делятся все приставки?
( три группы: неизменяемые 1 группа; на з-с – 2 группа; пре-, при- - 3 группа)
- Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок. - Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с? 5. Выборочный диктант: выпишите из стихотворения С. Есенина слова с приставками разных групп, обозначьте приставки и поставьте соответствующую ГРУППЕ цифру над словом. - ОДИН У ДОСКИ.
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось, Чтоб совсем-совсем недолго Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани.
- Самоконтроль.
6. Давайте вспомним алгоритм действий при написании приставок пре- и при- ( СЛАЙД 4) и выполним следующие задания:
№ 329 (устно)
Словарная работа
Пр…вязать, пр…лечь, пр…бежать, пр…плыть, пр…винтить, пр…школьный, пр…морский, пр…забавный, пр…землиться, пр…глупый, пр…делать, пр…лететь.
Задание: составить предложение
7. Закрепление изученного.
1) Работа по группам: 1 группа (у кого - карточка №1)- с учителем, 2 группа (карточка 2)– самостоятельно. 1 группа – комментированное письмо: пр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..градить, пр..седать, пр..колоть, пр..дорожный, пр..увеличить, пр..ковылять, пр..гореть, пр..неприятный, пр..рвать (уровень запоминания)2 группа. Работа с упр. № 324, 325 (уровень – умения и навыки) 2) Работа в карточках (2 задание).
Карточка 1. Уровень - запоминания. Вставь нужную букву в приставку пре-, при- : пр..умножить (очень), пр..клонить (приближ.), пр..давать (пере-), пр..творить (неполн. действ.), пр..ступление (пере-), пр..бить (присоед.), пр..скверный (очень) пр..школьный (близ.) – ОДИН У ДОСКИ
Карточка 2. Уровень – умения и навыки. Выделить приставки и исправить ошибки. Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, прегляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на предорожный камень. Призадумался. Взаимопроверка в парах. (СЛАЙД 5) 3) Творческий диктант: ЗАМЕНИТЬ СЛОВОМ
1) Расположенный у берега. (Прибрежный).
2) Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
3)Участок около школы. (Пришкольный).
4) Очень старательный. Прилежный). 5) Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
6) Человек с большими капризами. (Привередливый).
7) Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
8) Вызывающая восхищение, красивая. (Прекрасная).
9) Немного открыть окно. (Приоткрыть).
10) Расположенный у дороги. (Придорожный).
4) Работа по учебнику №329 (2) (самостоятельно, один у доски)
8. Контроль (работа по карточкам: 3 задание) – проверка учителем
1. Вставьте недостающие буквы:
Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать, как мать, и пр...открыть тайны жизни, подобно мудрому отцу.
2. Замените данные словосочетания одним словом.
глава государства (президент)
подарить что-либо (презент)
оперная певица, исполнительница главных ролей (прима)
помеха на дороге (преграда)
первое представление пьесы, фильма (премьера)
человек с капризами (придирчивый)
история, передающаяся из уст в уста (предание)
близкий знакомый, но не хороший друг (предатель)
нарушение законов (преступление)
3. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.
Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).9. Подведение итогов
Какие группы приставок выделяются?
Когда пишутся приставки пре -? Когда пишутся приставки при -?
10. Выставление оценок (плюс вторая оценка за работу в карточках)
11. Домашнее задание: № 328
Приложение
Карточка 1
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы в словах:
Пр…бить, пр…шить. Пр…школьный, пр…брежный.
Пр…красный, пр…добрый. Пр…открыть, пр…сесть
2. Найдите четвертое "лишнее”:
Пр…вязать, пр…винтить, пр…глушить, пр…крепить;
Пр…брежный, пр…забавный, пр…красный, пр…злой.
3. Исправьте ошибки в словах, со словами (устно) составьте предложения.
Пребежать, принеприятный, презадуматься, прикратить.
Задание 2
Списать, вставить нужную букву в приставку пре- , при- . Пр..умножить (очень), пр..клонить (приближ.), пр..давать (пере-), пр..творить (неполн. действ.), пр..ступление (пере-), пр..бить (присоед.), пр..скверный (очень), пр..школьный (близ.)
Задание 3. Контроль
1. Вставьте недостающие буквы:
Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать, как мать, и пр...открыть тайны жизни, подобно мудрому отцу.
2. Замените данные словосочетания одним словом.
глава государства -
подарить что-либо -
оперная певица, исполнительница главных ролей -
помеха на дороге -
первое представление пьесы, фильма -
человек с капризами -
история, передающаяся из уст в уста-
близкий знакомый, но нехороший друг-
нарушение законов-
3. Подберите антонимы с приставками пре- и при-.
Удаляться
очень мало
отбавлять
очень злой
уважать
отдалять
уродливый
последующий
Дополнительное задание.
Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
Карточка 2
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы в словах
Пр…бить, пр…шить. Пр…школьный, пр…брежный.
Пр…красный, пр…добрый. Пр…открыть, пр…сесть
2. Найдите четвертое "лишнее”:
Пр…вязать, пр…винтить, пр…глушить, пр…крепить;
Пр…брежный, пр…забавный, пр…красный, пр…злой.
3. Исправьте ошибки в словах; со словами составьте предложения.
Пребежать, принеприятный, презадуматься, прикратить.
4. Сформулируйте правила правописания приставок пре-, при- .
Задание 2
Списать, выделить приставки и исправить ошибки.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, прегляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на предорожный камень. Призадумался. Задание 3. Контроль
1. Вставьте недостающие буквы:
Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать, как мать, и пр...открыть тайны жизни, подобно мудрому отцу.
2. Замените данные словосочетания одним словом.
глава государства -
подарить что-либо -
оперная певица, исполнительница главных ролей -
помеха на дороге -
первое представление пьесы, фильма -
человек с капризами -
история, передающаяся из уст в уста-
близкий знакомый, но нехороший друг-
нарушение законов-
3. Подберите антонимы с приставками пре- и при-.
Удаляться уважать
очень малоотдалять
отбавлять уродливый
очень злой последующий
Дополнительное задание.
Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.
Самоанализ урока:
Реализация основных принципов обучения:
Принципы системности и последовательности.
Принцип доступности (реальные умственные возможности обучающихся).
Принцип сознательности, активности и самостоятельности (разнообразные методы в работе)
Принцип оптимальности сочетания методов и приемов (сочетание репродуктивных и поисковых методов и приемов).
Тип урока: формирование умений и навыков.
Структура урока выдержана, оптимальный темп, предусмотрена смена видов деятельности. В течение урока происходит формирование языка предмета.
Использование методов.
По источнику знаний:
- словесные,
- наглядные,
- практические.
По дидактическим целям:
- формирование умений и навыков,
- применение знаний,
- первичный контроль.
По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- индуктивно – дедуктивный (от общего к частному)
Виды контроля:
- фронтальный,
- взаимоконтроль,
- самоконтроль,
- контроль со стороны учителя.
Уровень самостоятельности:
- репродуктивный,
- продуктивный.