Технологическая карта урока литературы. Тема развитие темы маленького человека. Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский.
Технологическая карта урока
Учитель Царёва Светлана Викторовна МБОУ «Гимназия №74»
Предмет: литература
Класс : 9Г
Тема урока: "Развитие темы «маленького человека». Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский"
Тип урока: урок систематизации знаний
Планируемые результаты обучения
Личностные:
научатся давать самооценку;
определять и поддерживать учебную, а в дальнейшем социальную мотивацию.
Предметные:
предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижений;
восприятие сообщений;
сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем теме;
действия контроля и оценки;
письменное изложение усвоенного материала.
Метапредметные:
научатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;
научатся использовать знаково-символические схемы, строить речевые высказывания, осмысленно читать;
научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия;
научиться осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты;
научатся задавать вопросы;
использовать речевую деятельность для решения коммуникативных задач;
учитывать разные мнения, ориентироваться на мнение партнёра;
сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.
Техники и технологии
• технология развития критического мышления
Приемы ТРКМЧП:
Кластер
Сводная таблица БеллансаПисьмо другу
Организационная структура урокаДеятельность Формируемые универсальные учебные действия
учителя учащихся личностные познавательные коммуникативные регулятивные
Стадия вызова
Приветствие:
Доброе утро! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, тема которого….
(Слайд №1)
Помогите сформулировать тему урока.
Эта тема всегда была актуальна для русских писателей. По-особенному ярко и остро её освещали такие гении русской литературы как А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь в «Шинели», забитых чиновников мы видим в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского, А. П. Чехов заставляет нас смеяться над ними в своих рассказах.
11430160401000190529908500(слайд №2, 3, 4,5)
Кто догадался, о какой теме идёт речь?
Но мы не просто будем говорить о теме «маленького человека», а посмотрим, как она находит своё развитие в рассказе Гоголя «Шинель», и в романе Достоевского «Бедные люди»
(Слайд №6)
Какие цели нам необходимо поставить перед собой, чтобы раскрыть тему урока.
(Слайд №7)
Каждый из вас хотел бы получить положительную оценку за урок. Из чего она буде складываться? Предлагаю познакомиться с листом самооценки.
Приложение №1 Формулируют тему урока
«Тема «маленького человека»
Записывают тему урока в тетрадь
Формулируют цели
Знакомятся с листом самооценки Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
Желание осознавать свои трудности и стремится к их преодолению
Желание участвовать в творческом, созидательном процессе.
Желание осваивать новые виды деятельности Формулирование познавательной цели
Моделирование Умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Целеполагание
Планирование
Актуализация знаний о теме «маленький человек» в русской литературе
Составление кластера
Приложение №2
Обратите внимание на слайд, все ли черты «маленького человека» указали группы?
(Слайд №9)
Работают в группе, составляют кластер.
76200Выступающий от каждой группы представляет свой продукт (составленный кластер), проецируя его через документ-камеру на экран.
Отвечают на поставленный вопрос.
Информацию слайда записывают в тетрадь. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Моделирование Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)
Умение слушать и слышать друг друга.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата)
Стадия осмысления
У каждого писателя своё видение темы «маленького человека». Предлагаю в этом убедиться, сравнив произведения Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Для этого необходимо составить сравнительную таблицу.
Приложение №3
У каждой группы свой вопрос.
Посмотрите на таблицу, составленную вами. В чем отличие «маленького человека» Гоголя от «маленького человека» Достоевского?
(Слайд № 10)
Работают самостоятельно в группах.
1 группа- Социальное и материальное положение героя.
2 группа- Круг общения главного героя
3 группа- Мечты героя.
4 группа – Что делает герой, чтобы осуществились его мечты.
-1270-2540После осуждения выступающий от группы представляет ответ на вопрос. Члены группы дополняют.
-12702540Отвечают на вопрос.
Гоголь социальный писатель, мы видим его взгляд га героя как бы извне. Достоевский же писатель психологический, и поэтому мы видим переживания героя (не случайно выбран эпистолярный жанр). Герой нам представлен как бы изнутри. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена сообщества.
Развитие критического мышления, чувств и эмоций. Общеучебные
(поиск и выделение информации)
Логические (анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей)
Умение слушать и слышать друг друга.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающей с собственной.
Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонента образом.
Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое партнёрство) Прогнозирование.
Контроль.
Стадия рефлексии
Как вы поняли тему, поможет определить следующее задание. Представьте, что вы оказались в 19 веке, прогуливаетесь по улицам Петербурга и вдруг встречаетесь с Акакием Башмачкиным (1 и2 группа) и Макаром Девушкиным (3 и 4 группа). После короткой беседы вам захотелось рассказать о этой встрече другу. Вы пишите письмо, из которого ваш друг должен догадаться, что встреченные вами герои – «маленькие люди».
Ваши письма говорят о том, что вы смогли разобраться в особенностях изображения «маленького человека» Гоголем и Достоевским.
Пришла пора подвести итоги.
В начале урока мы поставили цели, смогли мы их достичь?
(Слайд №11)
Вернитесь к листам самооценки и оценки.
Д/з
Написать эссе
«Актуальна ли тема «маленького человека» в современной литературе?»
Обсуждают в группах и пишут письмо.
19052540Один представитель от группы зачитывает.
Отвечают на вопрос.
Оценивают свою работу и работу друг друга. Развитие критического мышления, чувств и эмоций. Логические (анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей).
Умение анализировать с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
Интегрирование в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое партнёрство).
Умение слушать и слышать друг друга.
Умение сотрудничать в поиске и сборе информации. Контроль.
Оценка( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
Приложение №1
Лист самооценки
Фамилия_______________________________________Имя___________________________
Этап Критерии Оценка Самооценка Оценка спикера
Формулировка темы урока и целеполагание Смог самостоятельно сформулировать тему и цели урока.
Смог сформулировать только тему или цели урока. «5»
«4» Составление кластера Высказал точку зрения группы.
Помог составить кластер, дополнил ответ.
Помог составить кластер. «5»
«4»
«3» Сравнительная таблица Ответил на свой вопрос, привёл не менее трёх аргументов из текста.
Ответил на свой вопрос, привёл не менее двух аргументов из текста.
Ответил на свой вопрос, но не
смог найти доказательства в тексте. «5»
«4»
«3» Оценка
за урок 3822705524500
Приложение №3
Сводная таблица БеллансаАкакий Башмачкин Основания для сравненияМакар Девушкин
Социальное и материальное положение героя Круг общения главного героя
Мечты героя
Что делает герой, чтобы осуществились его мечты.
Приложение №2
387096090170
5118734180340051187362622551003899535262254912039602613025899160178435015468601460505147310508002546985984249Маленький человек
00Маленький человек