Разработка урока по литературе на тему Своеобразие жанра романа М.А.Булгакова Мастер и Маргарита
Тема Своеобразие жанра романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Цели урока:
познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического);
научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения; развивать навыки работы с критической статьей.
вызвать интерес к личности и творчеству писателя
Технологии проблемного обучения, диалог культур
Оборудование: подготовленная к уроку доска с эпиграфом, первоисточник – роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова (экземпляр на каждой парте), учебники, раздаточный материал - распечатка критической статьи В.Г.Боборыкина «Михаил Булгаков» (экземпляр на каждой парте).
Ход урока:
I. Организационный момент.Эпиграф: Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл. (Эдуард Безносов)
II. Проверка домашнего задания.
1. Учитель. Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы.
О впечатлениях первых читателей и слушателей этого произведения рассказал С. Ермолинский в «Драматических сочинениях»: «Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может… навлечь!»
М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».
Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967–1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80–90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.
2. Выборочное чтение эпизодов романа (см. домашнее задание предыдущего урока, это может быть и иллюстрирование эпизодов, создание обложки для книги).
Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного.
3. Викторина «Внимательно ли вы читали?»
1) В приведенных предложениях на место точек следует поместить эпитет, использованный Булгаковым:
а) Она несла в руках отвратительные… желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные).
б) В пустынном… переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе:
– Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед (безотрадном).
в) Занявшись… котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора (паскудным).
2) Расставьте слова таким образом, чтобы получились законченные фразы из романа:
а) Вещами Маргарита прилетела за совершенно с следом и душой нагруженная облегченной Наташа же нею спальню туда в вбежала.
б) Двадцати лет сейчас легионеров на колонны двое под сада площадки с перед и человека прокуратора и креслом балкон поставили семи же ввели.
в) Платить ни кондукторшу собирается он ни что пассажиров не то а поразила самая полбеды еще суть бы дела не было чем то в что трамвай в лезет.
Ответы:
а) С совершенно облегченной душой Маргарита прилетела в спальню и следом за нею туда же вбежала Наташа, нагруженная вещами.
б) И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи.
в) Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить.
3) Какой из «миров» романа наиболее населен?
а) Библейский.б) Потусторонний.в) Московский.
4) Чей это портрет?
«Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».
а) Азазелло.
б) Коровьев.
в) Варенуха.
г) Бездомный.
III. Работа по теме урока: Знакомство с художественными особенностями романа.
1. Беседа (выяснение жанрового своеобразия произведения).
– Вы уже прочитали произведение Булгакова. О чем этот роман? (О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты? Роман отличается многоплановостью, все переплетено как в жизни.)– Попробуйте определить жанр романа. (Это роман и бытовой, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.)
2. Работа с учебником.
Необычна и композиция романа, в ее создании автор выступает новатором.
– В чем новаторство Булгакова? Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника (с. 66–68) «Композиция. Два стилистических потока» и «Новаторство романа. Философская концепция».
3. Работа с критической статьей.
Вы отметили среди особенностей композиции сложность архитектоники романа: действительно, в нем изображены три мира, связанных между собой. Познакомьтесь, как В. Г. Боборыкин в работе «Михаил Булгаков» говорит об этом.
Прочитайте статью и ответьте на вопросы:
– Как в приведенных выше суждениях объясняется художественное единство романа?
– Почему Булгаков в ершалаимских главах изображает высших представителей общественной пирамиды, в московских – относительно рядовых людей, его современников?
Предлагается раздаточный материал.
«В широкой, занимающей добрую половину романа сатирической картине той самой действительности, которая отторгла и сгубила Мастера, бросается в глаза одна особенность: в поле зрения автора попадают в основном обыватели. И рядовые. И начальствующие тоже, но так себе – среднего звена. Глава писательской организации. Руководители придуманного писателем Управления зрелищ и развлечений.
Выше этих пределов Булгаков взора не поднимает, хотя, казалось бы, в романе, содержащем философские раздумья о власти, о свободе мысли и духа, ему бы с вершины общественной пирамиды и начинать свой обзор. В ершалаимских главах – нечто обратное: нижнюю часть пирамиды автор рассматривает бегло, не выделяя из общей человеческой массы отдельных лиц. Зато самая верхняя…
Даже император, пусть мельком, но представлен читателю. А его наместнику, Понтию Пилату, – максимум внимания. Он, в сущности, главное действующее лицо. Есть кое-что и кроме него: верховный идеолог Каифа, начальник тайной службы Афраний, войсковые начальники. И возникает крамольная мысль: что если две эти усеченные – одна сверху, другая снизу – пирамиды соединить в одну, не получится ли конструкция более или менее гармоничная? Оказывается, получится. И, похоже, это предусмотрено автором.» (В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991)4. Работа с текстом.
– Перечитаем «ершалаимские» главы (2, 16, 25, 26), представляющие «роман в романе».
– Кратко перескажите сюжет романа Мастера. Где и когда происходят события?
– В первых же строках романа представлены портреты центральных героев. Почему портрет так важен для характеристики героев? (Портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица.)
– Зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?
Иешуа – бродячий философ, волею судьбы оказавшийся перед владыкой: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».
Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой – простой человек, а значит: какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?
Второй участник первой сцены романа: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий и т. д. Человек не боится крови: он бесстрашный воин.
Но сейчас он страдает от головной боли. О его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к важной детали портрета – глазам.
– Проследите, как меняются глаза прокуратора (по тексту). Может быть, именно эта деталь дала возможность и Иешуа догадаться о страданиях Понтия Пилата.
– О чем спорят эти два человека? В центре внимания вопрос: что такое истина. Начиная со слов, что истина уже в том, что у Пилата болит голова, молодой философ развивает это понятие. Прочитайте и прокомментируйте рассуждения Иешуа.
– Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа? Какое значение в данной сцене имеет такая художественная деталь, как появление ласточки?
Был шанс объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.
Но столь мирно все не может разрешиться, потому что жизнь жестока и люди, имеющие власть, боятся её потерять.
Ласточка – символ свободы мыслей, истины – влетает в зал и прокуратор принимает решение в пользу Иешуа. Ласточка улетела – изменилось настроение Пилата. Он читает в пергаменте пугающие его слова, которые философ произнес позже вслух: «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
– Почему Пилат утвердил смертный приговор?
Будучи смелым воином на поле боя, Понтий Пилат трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое дело – «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести. Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он предает Иешуа.
Свидетелем всех событий становится секретарь Пилата.
– Какую роль играют в передаче диалога ремарки о поведении секретаря: «Секретарь вытаращил глаза на арестанта…», «Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол…», «Секретарь думал теперь об одном, верить ли ему ушам своим…»?
– Понаблюдайте за поведением прокуратора после вынесения приговора.
Муки совести рождают в его душе ужас. Уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью. Он попытается как-то смягчить «приговор» себе; он даже пригрозит Каифу: «Побереги себя, первосвященник… Не будет тебе… отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему… пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью». Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату.
– Что это за слова? (Глава 25.) Их повторит прокуратору начальник тайной службы.
«– Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?
– Нет, игемон, он не был многословен в этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
– Понаблюдайте, как меняется голос Понтия Пилата. (Гость услышал «внезапно треснувший голос»; «спросил хриплый голос». Это возмездие.)– Как наказан Пилат за свою трусость? (Для работы обратиться к главе 32 «Прощение и вечный покой».)
5. Индивидуальные сообщения учеников.
а) Тема бессмертия волновала людей всегда. Но бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Известен ли вам этот сюжет? (Для обсуждения предлагается библейская история Каина и Авеля и легенда о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».)
б) В «ершалаимских» главах не последнюю роль играет образ Левия Матвея. Бывший сборщик налогов становится учеником Иешуа.
– Как он поведет себя, узнав о неотвратимости гибели учителя?
– Чего более всего хочет Левий Матвей, осознав, что не сможет спасти учителя?
– Как он выполнит свой последний долг перед учителем?
– Почему можно сказать, что Левий Матвей – достойный ученик Иешуа?
Чтение и комментирование разговора Понтия Пилата и Левия Матвея, глава 26.
IV. Итог урока.
– Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад?
(Роман посвящен вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.)
– Перечислить их:
1. Что такое истина?
2. Человек и власть.
3. Внутренняя свобода и несвобода человека.
4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
5. Верность и предательство.
6. Милосердие и всепрощение.
– В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?
V. Домашнее задание
1. Перечитать «московские» главы романа Булгакова, выбрать материал, касающийся общей атмосферы жизни 30-х годов, оттеняющий сатирическую окраску произведения.
2. По вариантам ответить на вопросы учебника: вопросы 3 и 6 на странице 71 учебника (часть 2).
3. Индивидуально:
Иешуа «при всей своей внешней человеческой обыкновенности… необыкновенен внутренне». В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991.
Если вы согласны с высказанной литературоведом оценкой образа философа, покажите в развернутом ответе его необыкновенность, силу, его секрет.
– Как вы думаете, почему прокуратор приказал, «чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чем бы то ни было разговаривать с Иешуа или отвечать на какие-либо его вопросы»?
VI. Оценки за урок