Разработка урока по ОРКСЭ (модуль Основы светской этики) по теме Природа – волшебные двери к добру и доверию
Предмет ОРКСЭ. Модуль - Основы светской этики Класс 4
Тема урока Природа – волшебные двери к добру и доверию
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Осознать взаимосвязь природы и человека. П. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации.
Р. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
Навык целеполагания, рефлексии.
К. Умение работать в команде.
Умение определять общую цель и достигать её.
Согласовывать свои действия с другими людьми. Развитие у учащихся восприятия себя как части природы,
Формирование ценностного, бережного отношения к природе.
Воспитание благодарности и уважения к природе.
Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Цель урока Раскрыть значение природы в жизни человека.
Основные понятия, изучаемые на уроке Природа, как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы.
Значимость природы для человека.
Уважение к живой природе, бережное отношение к ней.
Взаимоотношения человека и природы.
Природа, стыд и совесть, одушевление и одухотворение, взаимосвязь и взаимозависимость.
Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер, экран, проектор, электронная презентация, динамики, аудиофайлы.
Ресурсы (информационные, литература, музыка, изобразительное искусство), используемые на уроке. Песня «Просьба» сл. Р. Рождественского, муз. А. ПахмутовойСтихи С. Чёрный «Рождественское», М. Волошин «Святой Серафим» (фрагмент)
Рассказы В. А. Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово», «Мальчик и колокольчики ландышей», «Стыдно перед соловушкой».
Запись пения соловья.
Фрагменты житий святых по теме.
Картина И. И. Шишкин «Дубы в Старом Петергофе»
Электронная презентация.
I. Целеполагание и определение задачи урока.
Учитель читает текст, дети слушают с закрытыми глазами:
«Когда жарким днем окунаешь лицо в траву цветущего луга и от медовых запахов, от дыхания нагретой земли и листьев кружится голова, а еле слышные дуновения света и тепла проносятся над лугами, в нас не остается ни единого мутного помысла – может показаться, что это и есть утраченный рай». Даниил Андреев «Роза мира»
Эту цитату я выбрала в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Ответы детей:
Действие природы на человека. Тому, как природа делает человека добрее и чище.
Слайд с темой урока. Прочитать и выключить.
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Мы будем говорить о воздействии природы на человека.
На каких уроках вы изучаете природу?
Окружающий мир.
А на уроках литературного чтения мы говорим о природе?
Мы читаем стихи о красоте природы, рассказы о животных.
На уроках математики мы тоже говорим о природе только языком математических символов. В средней школе у вас будет множество предметов, на которых вы будете изучать природу – биология, физика, химия, география. Почему же так много времени посвящается в школе изучению природы?
Потому что мы – часть природы и полностью от неё зависим.
Вот и на сегодняшнем уроке светской этики мы тоже будем говорить о природе. Как вы думаете, почему?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить, чем занимается этика.
Этика – это наука о нравственной жизни человека. А нравственность - это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Мы все хотим, чтобы в мире больше было доброты. А что такое доброта? Какого человека мы считаем добрым?
Добрым мы считаем человека, который стремится сделать тех, кто оказался с ним рядом счастливее.
Ну а для того, чтобы поставить перед собой задачи на сегодняшний урок, предлагаю посмотреть инсценировку, которую подготовили девочки по рассказу Василия Александровича Сухомлинского.
Инсценирование рассказа «Стыдно перед соловушкой». Аудиозапись пения соловья.
Какие слова говорит девочка в конце рассказа?
А что значит – стыдно?
Это страх перед потерей уважения.
Это отрицательная эмоция, возникающая вследствие совершённых дурных поступков и помыслов.
Стыд – способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью. На Руси говорили: «В ком есть Бог, в том есть и стыд».
Как вы думаете, почему одной девочке стыдно перед соловушкой, а другой – нет?
Одна – старше и уже многое знает, а другая – маленькая, и ей нужно объяснять, что хорошо и что плохо. Но бывают и взрослые люди, которые не испытывают стыда, когда вредят природе.
Что нужно сделать, чтобы люди были внимательнее к природе, бережнее к ней относились?
Сегодня на уроке мы будем искать слова, с помощью которых можно убедить людей беречь великое богатство природы, беречь жизнь на земле.
II. Одухотворение природы.
Давайте представим себе, что сейчас не поздняя осень, а тёплый летний день и сидим мы не в классе, а под большим раскидистым дубом. Где мы с вами недавно видели такой дуб?
На экскурсии. На краю оврага. Даже фотографировались под ним.
Только у нас будет не край оврага, а более спокойный пейзаж.
Первый слайд – картина И. И. Шишкина «Дубы в Старом Петергофе».
Почему я выбрала именно эту картину?
Во-первых потому, что эта замечательная картина поможет нам создать нужное настроение.
А ещё потому, что я выросла в Старом Петергофе. Это моя родина. И когда я смотрю на эту картину, мне хорошо и легко становится на душе.
Какие мысли чувства возникли у вас при взгляде на эту картину? Возникли ли у вас при взгляде на эту картину какие-то тёмные, некрасивые мысли? Природа делает душу человека чище и добрее. В ней нет гордости, зависти, жадности. Поэтому человек, любуясь природой тоже становится чище и добрее. Ему хочется сохранить эту красоту и поделиться ею с другими людьми. Поэты пишут стихи, художники пишут картины, а мы? Говорим друг другу: «Посмотри, как красиво!», фотографируем.
Мы не будем сегодня анализировать эту картину так, как делаем это, когда готовимся к сочинению. Мы попробуем рассказать об этом пейзаже такими словами, чтобы человеку стыдно стало, если он что-то здесь нарушит, испортит эту красоту. Чтобы помочь вам в выборе подходящих эпитетов, ребята покажут инсценировку.
Инсценировка рассказа В. А. Сухомлинского «Я хочу сказать своё слово».
Ну как – вы догадались, как мы будем говорить о картине? Мы будем одушевлять природу, приписывая ей человеческие качества. О чём вам бы хотелось сначала рассказать?
О дубе.
О реке.
Выключить проектор.
Инсценировка рассказа В. А. Сухомлинский «Мальчик и колокольчики ландышей». Поставить цветок.
Почему мальчик не стал рвать цветы? Что произошло в его душе? Он начал относиться к ним как к одухотворённому существу, которое нельзя покалечить, которому нельзя делать больно.
Когда я была маленькой и пыталась рвать листья с деревьев, мам говорила мне: «Не рви листики. Дерево живое – ему будет больно». Однажды я видела, как плачет весной берёза, у которой были в течение зимы сломаны веточки. Из каждой ранки тёк сок. Можно воспринимать это как научный факт и сказать – течёт сок, а можно сказать – берёза плачет. И тогда не станешь просто так ломать веточки у деревьев.
Кто из вас понял, какой первый способ убедить людей быть добрее в отношении к природе?
Одушевить, одухотворить её. Наполнить каждое живое существо духом.
Слайд с текстом вывода. Прочитать и выключить.
III. Природа – как отражение Божественного света.
Чтение текста учителем.
«Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат. Ну, разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы». Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)
Кто может назвать ключевые для нашего сегодняшнего разговора слова в этой цитате?
Творения Божии, чистые глазки, кротость, изливают на нас чудный аромат, проповедуют душевную чистоту.
Удивительно, как на святителя подействовали простые цветочки.
Он говорит о них, как о проповедниках, призывающих к душевной чистоте.
Посмотрите на цветы, которые украшают наш класс. И попробуйте подумать о них не как о предмете, украшающем интерьер класса, а как о творениях Божиих, которые смотрят на нас кротко и весело, ободряют в трудную минуту, радуются вместе с нами нашим удачам.
Природу во всех религиях мира не случайно считают отражением Божьего света, который делает человека добрее и чище внутри. Почему это происходит?
Давайте вспомним библейскую историю.
Созданный Богом первый человек Адам только что появился на свет. Какое первое поручение даёт Бог своему сыну?
Дать имена животным.
Слайд «Адам даёт имена животным»
Потом он поручил ему возделывать и охранять райский сад, заботиться о тех, кто там живёт. Какие отношения были у Адама и животных? Хотелось бы вам попасть в такой сад, где можно погладить любое животное и никто вас не буде бояться? Вспомните, как недавно на экскурсии мы радовались белочке, которая с любопытством на нас смотрела.
Теперь вспомним историю Ноя.
Что поручил Ною Бог?
Спасти не только свою семью, но и животных.
Слайд «Животные входят в Ноев ковчег»
Мы вспоминаем дальше священную историю. Кто первым пришёл поклониться младенцу Христу? Не люди, а животные, которые всегда рядом с нами.
Слайд «Икона Рождества Христова».
Послушайте замечательное стихотворение, которое подготовили для вас ребята.
Стихотворение С. Чёрного «Рождественское».
Выключить проектор.
В псалмах – песнях, которые написал царь Давид, есть замечательные слова, которые поются на каждой службе: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Как вы понимаете эти слова?
Каждая жизнь дана Богом – растению, животному, человеку. Каждая жизнь священна.
Вот теперь, вспомнив священную историю, мы можем сказать, какой довод можно использовать, чтобы уберечь людей от нанесения бессмысленного вреда природе?
Природа – Божье творение. Бог заповедал людям заботиться о ней.
Слайд с текстом вывода. Прочитать и выключить.
IV. Домашние животные как образец доброты, умения терпеть и доверять.
А у кого из вас есть домашние животные?
Просмотр слайдшоу, подготовленных детьми об их питомцах. Для чего люди в городских квартирах держат животных?
С животными не так одиноко. Забота о животных учит детей доброте, терпению, ответственности. Какие этические качества есть у ваших домашних животных, которым вам хотелось бы в жизни научиться?
Животные дают нам пример умения прощать, не держать зла на обидевших, всегда доброго отношения, радости от общения. Животные не ноют, не капризничают, не мстят. Поэтому иногда полезно брать с них пример.
Интересно, что святые люди тоже дружили с самыми разными животными. Давайте послушаем истории из житий святых, друживших с животными:
Святые и животные. (См. Приложение) Рассказывают дети:
Сергий Радонежский.
Павел Обнорский.
Герасим и лев.
Серафим Саровский по стихотворению М. Волошина.
Святой Мартин
Святой Антоний
Франциск Ассизский
И это ещё один довод в пользу уважительно отношения к природе.
Слайд с текстом вывода. Прочитать и выключить.
V. Ответственность перед природой.
Исполнение детьми песни «Просьба».
Что произошло с автором текста этой песни?
Человек делится своими переживаниями. Совесть много лет не даёт ему покоя за совершённый безнравственный поступок. А что такое совесть?
Совесть - чувство вины за безнравственный поступок. Это та сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека, помочь выбрать из двух поступков тот, за который потом не будет стыдно, не будет мучить совесть.
Надо постараться жить так, чтобы не было стыдно за то, что ты сделал.
Слайд с текстом вывода. Прочитать и выключить.
VI. Рефлексия.
Какую задачу мы поставили перед собой в начале урока?
Найти способы убедить людей бережно относиться к природе, учиться у неё доброте.
Что бы вы сказали человеку, который оставляет в лесу мусор, ломает ветки, рвёт цветы, пугает громкими звуками животных?
Природа – живая, нельзя ей делать больно.
Природа – творение Божие. Грех – наносить ей вред.
Природа – образец для подражания.
Тебе будет стыдно, если ты нанесёшь вред природе.
Слайд с текстом вывода. Прочитать и выключить.
VII. Домашнее задание. Попробуйте дома придумать окончание рассказа «Стыдно перед соловушкой», в котором постараетесь убедить девочку бережно относиться к окружающей среде.
Приложение к уроку
М. Волошин. Святой Серафим (фрагмент).
Серафим из монастырской кельи
Жить ушел в пустыню со зверями,
Сам себе в лесу избу построил
На речном обрыве возле бора,
Огород вскопал, поставил улья
(Пчелки в улье то же, что черницы),
Мох сбирал, дрова рубил, молился
По пустынножительскому чину.
Раз в неделю он ходил за хлебом
И, питаясь крохами, делился
Со зверьем и птицами лесными.
В полночь звери к келье собирались:
Зайцы, волки, лисы да куницы,
Прилетали вороны и дятлы,
Приползали ящерицы, змеи,
Принимали хлеб от Серафима.
Тишину и строгость любят звери,
Сердцем чтут молитву и молчанье.
Раз пришла монахиня и видит:
Серафим сидит на пне и кормит
Сухарями серого медведя.
Онемела и ступить не смеет.
Серафим же говорит: "Не бойся,
Покорми его сама". - "Да страшно -
Руку он отъест". - "Ты только веруй,
Он тебя не тронет... Что ты, Миша,
Сирот моих пугаешь-то? Не видишь:
Гостью-то попотчевать нам нечем?
Принеси нам утешеньица".
Час спустя медведь вернулся к келье:
Подал старцу осторожно в пасти
Пчельный сот, завернутый в листы.
Ахнула монахиня. А старец:
"Лев служил Герасиму в пустыне,
А медведь вот Серафиму служит...
Радуйся! Чего нам унывать,
Коли нам лесные звери служат?
Не для зверя, а для человека
Бог сходил на землю. Зверь же раньше
Человека в нем Христа узнал.
Бык с ослом у яслей Вифлеемских
До волхвов младенцу поклонились
Не рабом, а братом человеку
Создан зверь. Он приклонился долу,
Дабы людям дать подняться к богу.
Человек над тварями поставлен
И за них ответит перед богом:
Велика вина его пред зверем,
Пред домашней тварью особливо".
Саша ЧЁРНЫЙ. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
'Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!'
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: 'Смотри скорей!..'
1920
Тексты рассказов В. А. Сухомлинского см. в учебнике А. И. Шемшуриной «Основы светской этики. 4 класс».