Конспект урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) Род и семья – исток нравственных отношений
Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений
Н.В. Пискунова, учитель ОРКСЭ ГБОУ Школа № 933г. Москвы
Урок курса Основы религиозных культур и светской этики, модуль Основы светской этики.
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи: Слайд 2.
Обучающие
Раскрыть понятия «род», «семья», «родословная»;
познакомить с терминами ближайшего родства;
представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.
Развивающие
Развивать речь, внимание, мышление, память;
формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные
Воспитывать любовь и уважение к своей семье;
воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа учащихся.
Основные термины и понятия: Род, семья, фамилия, родословная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточные карточки «Родословное дерево», лепестки ромашки.
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
2. Актуализация знаний. Учитель: слайд 3
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На это милой всем земле?
Учащиеся: Семья.
3. Постановка проблемы. Формулировка темы.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л. Н. Толстой. Как вы понимаете эти слова (слайд 4).
- Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Познакомимся с терминами ближайшего родства, рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека.
4. Работа с понятиями род и семья.
- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручек (слайд 5). А истоки человека - это семья, где он родился, его род. Работа с текстом учебника с. 38
Учитель:
- Что такое род?
- Как вы считаете, существует сейчас понятие рода?
Ответы учащихся.
Работа в парах.
Какие слова на ваш взгляд могут быть соединены со словом род.
Род Родство
Родина
Родители
Родословная
Народ
Вывод: Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка.
- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д)
- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.
Работа с семейными заповедями (слайд 6).
-Что такое заповедь?
С древних времен существовали заповеди семьи:
*свято храни честь своей семьи;
*люби свою семью и делай ее лучше;
*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
*подари родителям радость;
*жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
- Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди? Зачем?
(Слайд 7) Рассказ о Петре и Февронии Муромских (в приложении 1).
В 2008 году в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности. Символом этого праздника является ромашка. Запишите на лепестках ромашки имена членов вашей семьи. (Прикрепляются на доске)
5. История возникновения фамилий на Руси. Приложение 2.
6. Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.
- Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина» (слайд 8)
- Сколько поколений можно насчитать в родословной?
Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка Абрама Ганнибала.
- Подумайте, почему важно знать своих предков?
Установление родственных связей.
Укажи последовательность родственных связей в семье
- Какие названия родственников вы знаете?
- Некоторые названия уже не употребляются в наше время, вот послушайте некоторые из них:
Братаниха - жена двоюродного брата.
Дедич - прямой наследник по деду.
Мать посажённая - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
Отец прибеседный, отец посажёный, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.
Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
В приложении 3 – родственные связи.
7. Работа по карточкам
Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.
Прабабушка
Прадедушка
Бабушка
Дедушка
Дядя
Тетя
Двоюродный брат
Двоюродная сестра
Папин брат
Сын твоей тети
Мама твоего дедушки Дочь твоего дяди
Дедушка твоего отца Мама твоей мамы
Мамин папа
Мамина сестра
Проверка по слайду 9.
Работа с учебником.
- Знает ли кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?
Попробуем найти ответ на стр. 38.
Слайд 10.
8. Работа в тетради. (Слайд 11)
Восстанови высказывания известных людей о семье
Любовь, к, основа, родителям, добродетелей, всех
(Цицерон)
_________Любовь к родителям – основа всех добродетелей. ________
Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери
(В.Г. Белинский)
_________Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. _______
Проверка выполненного задания.
9. Самостоятельная творческая работа учащихся. Составьте свою родословную (Слайд 12). Раздать учащимся заготовки. Дома вклеить в тетрадь.
Обсуждение результатов самостоятельной работы. Если что-то не выполнили, доделать дома.
Задание на дом: 1. Расспроси родителей, какие традиции есть в вашей семье?
Запиши в тетради. 2. Собери материал и подготовь выступление на тему: «Моя семья в истории города»
Приложение 1.
Повесть о Петре и Февронии муромских (XV в., окончательный вид в соч. Ёрмолая-Еразма, ХVIв.)
В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агриковамеча».
У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил,'что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся здоровым на теле была лишь одна язва, но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Фев-ронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.
Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Приложение 2.
Как на Руси появились фамилии
Без фамилии сегодня невозможно представить нашу жизнь. Это наше семейное имя. Однако далеко не каждый задумывается над тем фактом, что еще до середины XIX века фамилия была скорее исключением из правил. Сегодня это звучит как нонсенс. А между тем массовое «производство» и «присваивание» фамилий началось после падения крепостного права в 1861 году. Тогда крестьяне перестали кому-либо принадлежать, стали самостоятельными, а прозвища типа «Микола, Великие Лапти» перестали котироваться. Вот тогда-то и возникла потребность дать им фамилии.
И, тем не менее, это не значит, что до отмены крепостного права в России фамилий не было вообще. Если капнуть в глубины истории, станет ясно, что фамилии были и раньше. Например, крестьяне северной России, бывших новгородских владений могли иметь настоящие фамилии и во времена крепостного права, так как на те области оно не распространялось. Родом из таких, например, был русский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], достигший небывалых высот – Михайло Ломоносов. Кстати, Новгород по многим показателям был прогрессивным городом. Это факт, что первыми в русских землях фамилии приобрели граждане Великого Новгорода и его обширных владений. Так, новгородские летописцы упоминают множество фамилий-прозвищ уже в XIII веке. Например, в летописях тех лет среди новгородцев, павших в Невской битве, фигурируют Костянтин Луготиниць, Дрочило Нездыловъ, сын кожевника и другие.
Естественно, что сначала фамилии появлялись у знати, которая владела землями. В XIV-XV веках родовые имена появились у князей и бояр. «Прозывались» они по имени своего удела. Интересно, что возникновение фамилии стали связывать с моментом, когда князь, лишившись удела, все-таки сохранял за собой и потомками его название в качестве прозвища (Тверской, Вяземский). Часть фамилий происходила от прозвищ: Зубатые, Лыковы. Впоследствии встречались и двойные фамилии, в основе которых было и название княжества, и прозвище, к примеру, Лобанов-Ростовский.
Изучение истории фамилий говорит о том, что некоторые из первых фамилий были с явно нероссийскими корнями. В конце XV века среди русских дворян появились первые фамилии иностранного происхождения: Филосовы (их носили греческие и литовско-польские выходцы), Юсуповы, Ахматовы (перекочевали в русский язык благодаря потомкам татар). Кстати, небезызвестный Карамзин обладал такой фамилией (производной от Кара-Мурза). В дальнейшем в фамильный фонд России добавились фамилии западного происхождения (Фонвизины, Лермонтовы).
Возвращаясь к «офамиливанию» бывших крепостных крестьян, одним из способов «награждения» их «семейными именами» стало заимствование или частичное изменение фамилии помещика, к которому они принадлежали. Фамилии «рождались» и из названий населенных пунктов, в которых проживали бывшие крепостные. Однако в большинстве случаев фамилии формировались из уличных прозвищ крестьян (Верещагины, от Верещаги, так могли назвать крестьянина за его пристрастие к болтовне – «верещанию») или из отчества (Григорьев, Михайлов), давались они и по роду занятий (Кузнецов).
История труда и быта оставила след в фамилиях, лексические основы которых означали социальные отношения (Батраков), предметы одежды (Лаптев), питание (Сбитнев), обычаи и обряды (Ряженых). Многие фамилии связаны с именами-оберегами, призванными обманывать «нечистую силу», не ругать, а защищать их обладателей: Некрасов (от не церковного имени Некрас), Негодяев, Дураков. Полностью фамилии прижились только к 30-м годам XX века.
Приложение 3.
Свекор и свекровь родители мужа;
тесть и теща отец и мать жены;
сват и сватья родители одного из супругов по отношению к родителям другого супруга;
кум и кума - крестные родители по отношению к родителям крестника и друг другу (иногда кумами называют себя люди, которые обменялись нательными крестиками в знак верной дружбы);
зять муж дочери, муж сестры, муж золовки (сестры мужа);
невестка жена мужа по отношению ко всем его родственникам;
сноха жена сына по отношению к его отцу, приходящемуся ей свекром;
свояк муж жениной сестры;
свояченица сестра жены;
шурин брат жены;
деверь брат мужа;
дядя и тетя брат и сестра матери или отца;
племянник и племянница сын и дочь сестры;
внучатые племянники внуки сестры (внучатые родственники любая родня в третьем колене, например: дочь двоюродного дяди).
Впоследствии к исконно русским терминам родства добавились французские:
кузен и кузина двоюродные брат и сестра, а также любые дальние родственники одного поколения.
Свойственник – лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
Интересно, что:
- Родство через брак иначе называют словами «сродство»(ударение на последний слог) или «свойство» (ударение на последний слог) (от слова «свой»).
- Супруги (лица, состоящие в браке) не являются родственниками, так как не связаны родственными отношениями по происхождению.
Кроме вышеприведенной, я нашла ещё одну классификацию терминов родственных связей. Однако, я лично не встречала еще ни разу, чтобы кого-то называли, например, «братанихой» или «братыч». Но на всякий случай, привожу и Вам эту классификацию терминов.
Братова - жена брата
Братыч - сын брата
Братанна - дочь брата
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник, кузен - двоюродный брат – сын родных братьев или сестер отца или матери. Братаниха - жена двоюродного брата
МАТЬ
ПРАБАБУШКА
ВНУК
СЫН
ПРАВНУК
БАБУШКА