Статья «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы как составляющей здоровьесберегающей технологии»
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы как составляющей здоровьесберегающей технологии»
Жукова Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературыМОУ СОШ №43
Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Работая в МБОУ СОШ №43 Октябрьского района г. Ростова- на- Дону, которая вошла в Европейскую сеть Школ содействия здоровью, следую цели помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка. Урок – главная составная часть учебного процесса, где на каждом из этих отрезков времени должен рождаться интерес к предмету, к захватывающей сердца ребят мысли. Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, думать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание психологическому и физическому здоровью.
Вопрос о том, как добиться того, чтобы поддержать у учеников желание учиться не ради хороших отметок, а для того чтобы применять полученные в жизни знания, волнуют многих учителей-практиков. Поиски методов, приёмов, форм обучения привели меня к технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления». Эта образовательная технология ведёт учителя и ученика к совместному поиску, к развитию внутреннего потенциала каждого. В 2000г мне удалось побывать на курсах повышения квалификации учителей Московского института повышения квалификации работников образования. Мы слушали обобщения опыта директора одной из московских школ И.Г.Агапова. С этого момента эта технология стала ведущей в моей деятельности. А в 2001 году я представляла город Ростов-на-Дону в г.Пскове на 1-ой Межрегиональной модельной конференции «Открытое образование для открытого общества», которая также была посвящена этой технологии.
Причины, по которым я отдала предпочтение данной технологии:
Уроки русского языка и литературы представляют богатейшие возможности по использованию технологии РКМЧП.
Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.
Во-вторых, на уроках русского языка и литературы мы работаем с текстами, но приемы его анализа в технологическом плане разработаны слабо. Современные методики русского языка и литературы пытаются найти ответы и оптимальные пути решения этого противоречия. Технология РКМЧП предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстом, позволяющие развивать мыслительные операции. Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа текста отечественной стилистики и методы и приёмы технологии РКМЧП.
В-третьих, в целом гуманитарные предметы представляют больше возможностей для внедрения технологии РКМЧП, чем предметы естественно-математического курса, т. к. тексты русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения.
В-четвёртых, главная цель любого урока - воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир.
В основу моей работы положена так называемая базовая модель, состоящая из трех стадий.
Первая стадия – ВЫЗОВ.
Обращение к ассоциативному и образному мышлению на этой стадии мотивирует творческую деятельность учащихся. Ребята активно составляют рассказ по ключевым словам и фразам. Приём «мозгового штурма» помогает активизировать знания всех учащихся и настраивает их на восприятие нового материала.
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск. Они воспроизводят информацию.
Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ.
В центре внимания – текст. В процесс познания вовлечены все участники. Работа в парах, в группах, индивидуальная работа приводит к тому, что создаётся атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, а процесс получения знаний из механического превращается в творческий. Отсутствует соперничество, рождается равенство всех участников образовательного процесса. Книжные знания, нивелирующие индивидуальность, отошли на второй план.
Третья стадия – РЕФЛЕКСИЯ
Финал урока, выход на применение тех знаний, умений, навыков, которые ребята получили в ходе урока. Это эмоциональный всплеск, который подготовлен работой мысли, чувства, воображения. Свободное творческое задание – итог размышлений, которое родилось в процессе активного поиска, совместного и индивидуального, но обязательно творческого. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Во время рефлексии фокусируется внимание, тщательно взвешивается приобретенная информация, выносится оценка или самооценка (понимание того, что Я САМ и как работал). Учащиеся перестают ждать готовых ответов от учителя, учебника, они становятся исследователями.
Какие же приемы используются в технологии критического мышления?
Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.
Например, на уроке русского языка при изучении темы «Подлежащее и способы его выражения» я предлагаю такие утверждения:
- подлежащее – это главный член предложения;
- подлежащее не связано со сказуемым;
- подлежащее может быть выражено только именем существительным.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю, что нового ребята узнали, прочитав параграф учебника?
Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных мною, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и опыт и материал параграфа.
Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.
Прием «Верите ли вы…» я часто использую при знакомстве с биографией поэта или писателя. Сначала я демонстрирую фотографии или портреты писателя, а затем предлагаю утверждения. Например, при знакомстве с биографией А.Н. Островского можно предложить такие утверждения:
•Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников.
•Островского назвали «Колумбом Замоскворечья».
•Окончил филологический факультет Московского университета.
•Служил секретарем в суде.
•Никогда не отказывал себе в удовольствии «хвастнуть нездоровьем».
•По его пьесе снят фильм «Жестокий романс».
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к лекции, учебной статье.
При изучении биографии я еще использую прием прогнозирования. Так, на стадии вызова на уроке «Судьба А.С. Пушкина» я предлагаю ученикам прочитать стихотворения поэта, расположенные не в хронологической последовательности (они в распечатанном виде, так как в сборниках обычно указывается, в каком году они были написаны): «Роза», «Элегия», «Пора, мой друг, пора!..» , «Если жизнь тебя обманет…».
Затем следуют задания: 1) расположите эти стихотворения в хронологическом порядке и обоснуйте такую последовательность, назвав тему стихотворения, описав настроение лирического героя, его мироощущение; 2) предположите, какие испытания судьбы могли выпасть на долю поэта, написавшего эти стихи.
После высказывания учащимися прогнозов я сообщаю правильную последовательность стихотворений и говорю о том, что каждое из них соответствует определенному этапу жизни Пушкина. Далее следует лекция об этих этапах или учащиеся самостоятельно знакомятся с ними по учебнику.
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова- это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.
«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно- три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Этот прием особенно полюбился детям.
Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк
Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.
Одним из путей критического мышления являются «Дебаты». Они учат смотреть на вещи с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию и убеждать. Мои учащиеся неоднократно принимали участие во Всероссийских играх «Дебаты», я бывала на многих открытых уроках по данной теме в Москве и Московской области и, обобщив опыт, написала небольшую брошюру на основе результатов практической работы на уроках литературы, включающую в себя три аспекта:
1.»Дебаты» как практическая часть урока литературы.
«Дебаты» как интрига литературного вечера.
«Дебаты» как этап подготовки к сочинению- рассуждению, зачетным работам в форме защиты реферата.
Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст, что сегодня так необходимо в связи с введением экзамена по литературе.
Многолетний опыт моей педагогической деятельности, в основе которого элементы технологии критического мышления, позволяет мне работать на уровне современных требований, мои учащиеся показывают высокую обученность по предмету, участвуя в олимпиадах и конкурсах различных уровней, добиваются хороших результатов.
Таким образом, применение элементов технологии критического мышления как составляющей здоровьесберегающей технологии создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Список используемой литературы.
1.С.И.Заир – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
2.И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
3.Н.Б.Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.
4.Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
5.Развитие познавательной активности. Под ред. Агапова И. Г. М.: 2000г.