Методическая разработка урока Этическое учение Л.Н.Толстого. 4 класс ОРКСЭ Модуль «Светская этика» У

Методическая разработка урока Этическое учение Л.Н.Толстого. 4 класс
ОРКСЭ Модуль «Светская этика»
Учебник под редакцией Т.Д. Шапошниковой «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика»
Цели:
1-я линия развития личности.
Формировать представления о моральных правилах человека к окружающим людям
Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, таблица и т.д.).
2-я линия развития личности.
Ориентировать в определении личной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности; учить оценивать свои и чужие поступки.
Развивать представления о нравственных и духовных ценностях
Развивать ценностное отношение к памятникам истории и культуры
Оборудование: таблички с ключевыми словами к уроку, листы и маркеры для групповой работы, листочки (стикеры) двух цветов, макет дерева знаний
Основные понятия: этическое учение Л.Н Толстого, душа, любовь
Словарная работа: самовоспитание
Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого для детей
Этапы
урока
Ход урока

Формирование УУД

1.Орг.момент





2. Актуали
зация
знаний
(Проверка домашнего
задания)






-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.
-Качественно, продуктивно работать можно только в хорошем настроении. С чем оно у вас ассоциируется? (слайд 2)
- А что нам необходимо для успешной работы на уроке? (внимательность, умение рассуждать, умение слушать товарищей и т.д)
-Сегодня мы будем работать под девизом «Знание собирается по капле»
– Домашнее задание мы проверим с помощью игры «Продолжи фразу». 1. Милосердие – это(проявление сочувствия, любви к ближнему, готовность делать добро)
2. Нобелевская премия - это(ежегодная международная премия, названная в честь её учредителя, шведского инженера- химика, изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля (1901)
3 Нобелевскую премию присуждается в области( физики, химии, физиологии, медицины, литературы и за деятельность по укреплению мира)
4. Вспомните нобелевских лауреатов (слайд 3)
5. Что объединяет нобелевских лауреатов, награжденных за деятельность по укреплению мира?
Познавательные УУД
1. Использовать изучающее чтение, чтобы анализировать, обобщать, формулировать вывод по проблеме урока.

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, таблицы).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
5. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
6. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
8. Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в
группе.

Личностные результаты:
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать
свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
3. Понимать и оценивать причины успеха.
4. Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение.
5. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.



3. Сообщение нового материала








4. Закрепление изученного материала.





– Вы очень хорошо говорили о том, что в современном мире просто необходимо уметь определять своё личное отношение ко всему происходящему, опираясь на общечеловеческие ценности. Сегодня мы познакомимся с философскими мыслями одного известного человека. (слайд 4)
-Кто это? Подсказки на слайде
Давайте познакомимся с жизнью Л.Н Толстого (Презентация слайды 5-13)
-Интересное высказывание, по мнению Л.Н. Толстого, « людям следует взращивать свою душу, чтобы жить в единстве друг с другом »
Как вы понимаете это высказывание? (слайд 14)
Самостоятельное чтение стр. 136- 137.Определим ключевые слова темы (дети пишут маркером на листах, а потом прикрепляют на доске таблички с ключевыми словами к уроку)
Выборочное списывание. Запишите любые три предложения, чему учил известный писатель (в помощь выделенные темным шрифтом слова)
Зачитывание главных мыслей текста.
Если не заниматься самовоспитанием, то человек будет напоминать главных персонажей картины художника Брейгеля «Слепые» (слайд 15)
Что значит слово самовоспитание? С какими словами схоже? (самообразование, самосовершенствование)
Работа с дополнительным материалом «Русские книги для чтения»
Л.Н.Толстого
-Давайте познакомимся произведениями для детского чтения. Учащиеся делятся на группы, каждая группа читает и обсуждает
один из текстов Л.Н Толстого
1-я группа. Текст «Камень». стр. 167
2-я группа. Текст «Старый дед и внучек». стр. 167
3-я группа. Текст «Отец и сыновья». стр. 168
4-я группа. Текст «Лгун» стр. 169
5-я группа. Текст «Олень» стр. 169
6-я группа. Текст «Два товарища» стр. 170
Затем представитель каждой группы выступает с кратким обзором прочитанного и выводом по проблеме урока.


5. Итог урока.











6. Рефлексия.


Добрые дела
так и откликнется

Как аукнется
на добрые дела

Без добрых дел
красят человека

Жизнь дана
не вырастет рожь

Доброе дело
злое – калечит

Посеешь ложь
питает, и душу, и тело

– Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему вашего текста, поясните почему.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?
– Какими мыслями вы бы хотели поделиться с родителями или друзьями, которых сегодня не было на уроке?
Мне кажется, что главное всю свою жизнь заниматься самовоспитанием, как это делал Л.Н. Толстой. Кто и в дальней своей жизни будет работать над собой, прошу прикрепить на доску на наше дерево познаний зеленый листочек (стикер), кто затрудняется, сомневается - красный



7. Домашнее задание.



8. Рекоменду
емая литература

– В качестве домашнего задания можно выполнить один из следующих:
1. Напиши отзыв о сказке или басне Л.Н Толстого
2. Нарисуйте иллюстрацию к любой басне Л.Н.Толстого и
перескажите её близким.
3. Придумай синквейн на темы басен Л.Н. Толстого


1.Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – М.: Дрофа, 2012.
2.Лакшин В. Я. Толстой Лев Николаевич // Большая советская
энциклопедия. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1977. Т. 26.
3.Толстой Л.Н. Путь к жизни. М.,1993

Приложение.
Лист обсуждения произведения
О чем прочитанный рассказ Л Н Толстого?
Кто главные герои? Что происходило с ними?
Чему учит этот рассказ?
Выберите в группе того, кто наиболее точно сможет рассказать о прочитанном.





15