Конспект внеклассного мероприятия Мой край-мой дом родной
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» муниципального образования «город Бугуруслан»
Конспект занятия-путешествия на тему:
«Мой край – мой дом родной»
Подготовила: Парчайкина Л.А., классный руководитель 8 А класса
2014 г.
Конспект занятия-путешествия
«Мой край – мой дом родной»
Оформление: Название праздника «Мой край – мой дом родной», в центре карта Оренбургской области, вокруг карты картинки народов, населяющих область в национальных костюмах, фотовыставка «Наша малая родина», выставка книг
Оборудова-ние: Проектор, экран, компьютер, ленточки (синие, белые, красные) мешочки с сухими травами (полынь, чабрец, шалфей), пазлы с рисунком тюльпана, бумажные и влажные салфетки, эмблемки за правильный ответ, пластиковые стаканчики с отмеренной солью (8 гр. и 200 гр. соли), литровые банки с водой (надписи на банках: Балтийское море, озеро Развал), 3 сырых яйца, оренбургский пуховый платок, карта области, конверты с заданиями
Действия педагога Слова педагога
Мотивация, разделение на микрогруппы До начала классного часа, учащимся предлагается выбрать цвет ленточки: белый, синий, красный и привязать на руку (разделение на микрогруппы).
На 1 ряд садятся учащиеся, выбравшие синюю ленточку, на 2 ряд – белую, на 3 ряд –красную.
Чтобы узнать тему нашего занятия нужно каждой микрогруппе выполнить задание и из полученных «конвертов» составить слово.
Попрошу выйти по одному представителю за конвертом (получают конверты и выполняют задание).
Задание для первой микрогруппы:
1.Решить задачу. Цена путевки 3000 рублей. Сколько будет стоить путевка с 15 % скидкой?(2550)
2.Решить уравнение. 9х + 27 = 0 (-3)
(ДИ)
2.
Задание для второй микрогруппы:
1.Решить задачу. Цена путевки 5000 рублей. Сколько будет стоить путевка с 10 % скидкой? (4500)
2. Решить уравнение. 5х -10 = 0 (2)
(НА)
3. Задание для третьей микрогруппы:
1.Решить задачу. Цена путевки 10000 рублей. Сколько будет стоить путевка с 20 % скидкой? (8000)
2. Решить уравнение. 10х – 90 = 0(9)
(РО)
Учитель: Сформулируйте тему внеклассного занятии.
Играет музыка «Оренбургский край», вступительное слово учащихся и учителя Ведущий 1: Россия очень большая, огромная страна простирается она на много тысяч километров. И для всех людей, живущих на её просторах, Россия не просто страна. Это наша Родина.
Ведущий 2: От какого слова произошло слово «родина»? (Ответы детей: «род», «родиться»)
Слово Родина сопровождает нас с раннего детства и не покидает до конца жизни. Для каждого из нас есть своя, близкая и понятная только нам Родина. Для одних Родина – это наша страна, для других – наша область, для третьих – наше село.
Учитель: Сегодня мы поговорим о нашей «малой родине», и выясним, что вы о ней знаете, о ее представителях.
Встреча с родителями многодетных семей Учитель: Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной стране, родной земле! Из чего же вырастает человеческая любовь ко всему. Что умещается в одном слове – «РОДИНА»?
Достояния РоссииИ Отечества славуМы умножим по праву!И достойно представим… Встречайте!
Слово предоставляется…..
ФАНФАРЫ
Конкурс «Собери пословицы» Учитель: Наша родина - степные просторы Оренбургской области. Давайте вместе совершим путешествие по нашему родному краю.
Цель путешествия - исследование Оренбургской области. Исследовать наш край будут 3 команды (дети согласно выбранному цвету лент делятся на команды и придумывают название).
На листах записаны пословицы, которые учащимся нужно будет «собрать» из двух частей:
1.Родная сторона – мать, А.что соловей без песни.
2.Человек без Родины, Б. расставаясь с Родиной – всю жизнь.
3.Расставаясь с другом, плачут семь лет; В. а чужая – мачеха.
4.Родина – мать, Г. как мать любимую.
5.Береги землю родимую, Д. умей за нее постоять.
Ответ: 1в, 2а, 3б,4 д, 5г.
Итак, в этой команде…, в этой….эмблемок. Молодцы! На протяжении всего путешествия вы будете соревноваться, и получать эмблемы за правильное и быстрое выполнение заданий. И в конце нашего путешествия мы узнаем, какая команда самая дружная, сплоченная и эрудированная
Показ видео «Оренбургский край»
После просмотра видео «Оренбургский край» учащимся задаются вопросы: (за каждый ответ команды получают эмблему)
Учитель: 1. Как называется наш край? (Оренбургская область)
2. В какой части России расположена Оренбургская область? (южная оконечность Урала, и южное Зауралье, на границе Европы и Азии)
3. В какой природной зоне мы живём? (зона степей и лесов)
3. С какими областями, республиками, государствами граничит наша область? (Самарской, Челябинской областями, республикой Башкортостан, республикой Татарстан, Казахстаном)
Рассматривание карты области и атласа Бугурусланского района.
Ученик: Историческая справкаОренбург был основан 19 (30) апреля 1743 года. Первая крепость была заложена 31 августа 1735 на месте нынешнего Орска, откуда пошло название Оренбурга – «крепость на реке Орь». В 1744 Оренбург стал центром Оренбургской области, во главе стоял губернатор. Оренбург строился он как город-крепость , но одновременно носил как военный, так и торговый характер, город был крупным центром торговли России с Казахстаном и Средней Азией.
Показ слайдов (дом-музей Аксакова) Ведущий 1: Каждая область, местность русской земли имеет только ей присущие облик, неповторимость и, конечно же, своего певца. А если край воспет таким великим писателем, как Сергей Тимофеевич Аксаков, красота его становится достоянием многих миллионов.
Ведущий 2: В 1996 году в Бугурусланском районе, селе Аксакова был открыт дом-музей Сергея Тимофеевча Аксакова. Интерес к музею поддерживается различными формами работы, которые проводятся совместно с областным краеведческим музеем. Активнее стало использоваться в работе музея и творчество С.Т.Аксакова. Хотя это небольшой музей, но это наша милая родина, это наша культура, наша история.
Ведущий 1: Летом 2004 года прошли раскопки захоронений Аксаковых, найдены новые могилы. Дел хватит и нашему и будущему поколению. Но мы уверены - мы на правильном пути. Возрождение истории - это возрождение духовности нашего народа.
Пазлы – цветы
(эмблема за правильный ответ)
Учитель: Как называется сказка Аксакова о заветном цветке? («Аленький цветочек»)
У вас на столах конверты с пазлами цветка. Соберите его и скажите, какой цветок стал прототипом Аленького цветочка.
Вспомните, как Чудовище относилось к цветку? Правильно, очень бережно. Не разрешал его срывать. Вот и у тюльпана очень короткий срок цветения: всего несколько дней. Это удивительное природное свойство растения отражено и в сказке.
Уберите пазлы обратно в конверты и отложите на край стола.
Показ слайдов (ковер тюльпанов) Учитель: А теперь взгляните на экран, вот таким бывает степной ковер, когда расцветают тысячи тюльпанов! Посмотрите, какое красивое поле из «аленьких цветочков».
После весеннего разноцветья тюльпанов, когда начинает цвести ковыль, степь снова меняет свой облик. На что похож ковыль? протяните ладошки (провожу по ладошкам) - в переводе с греческого языка ковыль означает «волос» и его можно назвать «волосами земли».
Знакомство с лечебными травами Учитель: Неповторима степь в середине лета! Она наполняется особенным ароматом: горечью полыни и пряностью чабреца и шалфея. (Ставлю на столы по мешочку с сухими травами). Расстелите салфетку, возьмите щепотку сухой травы и разотрите в ладошках. Чувствуете, как в нашу аудиторию ворвался запах степи? Запомните, что эти травы лекарственные и всегда помогут вам обрести здоровье. (Давайте свернем и уберем салфетки)
Проводится викторина
(за каждый правильный ответ – эмблема) Учитель: проведем викторину, у вас на столах листочки с заданиями: назовите как можно больше название деревьев и лекарственных трав. На выполнение дается 5 минут.
1. Какая из команд назовет больше деревьев, которые растут в нашим местах? (дуб, сосна, клён, ива, вяз, тополь, рябина, берёза, карагач, осина и др.)
2. Какие лекарственные растения области и района вы знаете?
(шалфей, зверобой, календула, ландыш, валериана, дущица, тимьян, мята, липа м др.)
Опыт с солью (фрагмент из видео «Оренбургский край»)
Ведущий 1: Но не только растениями удивителен наш край, у нас в области есть уникальное соленое озеро Развал, в котором невозможно утонуть. Все вы знаете, что средняя соленость морской воды составляет 32 промилле. Это означает, что на литр воды приходится 32 грамма соли. Например, соленость воды Балтийского моря - 8 промилле. А в озере Развал более трехсот промилле. Учитель: Сейчас мы проведем эксперимент. Перед вами две банки с пресной водой. В банке с надписью «Балтийское море» растворите 8 граммов соли, а в банке «Озеро Развал» 300 граммов соли. Есть ли разница в цвете воды, запахе? А теперь давайте проверим плотность воды с помощью простого куриного яйца. Осторожно опустите по одному яйцу в каждую банку. Что с ними произошло? (ответы детей) (пластиковые стаканчики с отмеренной солью, литровые банки с водой, 8 гр. соли - Балтийское море, 200 гр. озеро Развал 2 яйца).
Учитель: А теперь посмотрите на экран. Вот так и люди могут спокойно лежать на поверхности воды и читать газеты или пройти от берега до берега, преодолев расстояние в 300 метров, как по земле. Здесь дети вместо песка, играют и строят замки из соли. По химическому составу вода озера похожа на воду Мертвого моря и обладает уникальными лечебными свойствами.
Физминутка
(эмблема за выполнения задания) Ведущий 2: Скажите, как Петр I образно назвал Петербург? («окном в Европу»). Наш Оренбургский край он назвал «ключом и вратами в Азию». Как вы думаете, почему? Правильно. Оренбургская область находится на границе Европы и Азии. Условная граница проходит по реке Урал, которая протекает через всю область и делит её на Европу и Азию. Теперь - маленькая разминка.
Учитель: Представьте себе, что мы находимся в городе Оренбурге. Здесь расположен мост, который символично соединяет две части света (провести черту по полу). Одной команде: Вы - жители Европы. Другой команде: вы - жители Азии (ставлю таблички). Хотите одновременно оказаться и в Европе и в Азии? Встаньте со своих мест и шагните одной ногой за черту, вот вы и оказались одной ногой в Европе, а другой в Азии. Некоторые жители нашего города живут в Европе, а на работу приезжают в Азию.
Учитель: А сейчас эмблему получит та команда, которая быстрее вернется в свою часть света. (по 5 участников)
Слайды (оренбургский пуховый платок) Ведущий 1: Богата талантами русская земля. В каждой области есть свой народный промысел. Какие народные промыслы вы знаете? (хохломская роспись, дымковская игрушка, вологодское кружево, павлопосадские платки, каслинское литье и другие). Но наш знаменитый оренбургский пуховый платок знают во всей России. Он стал своеобразным символом нашего края. Многие страны мира пытались создать аналог оренбургского платка, однако не смогли вырастить коз с таким удивительным пухом. Только у нас в области сложились климатические условия, которые позволяют выращивать коз с особенным пухом. Паутинка, связанная из такого пуха, проходит через обручальное кольцо.
Учитель: Возьмите, попробуйте продеть. (обращаясь к любому ребенку, снимаю кольцо с пальца). Девочек уже с 5-6 лет учили вычесывать и теребить пух, а к 10-12 годам они уже умели вязать.
Ведущий 2: У каждой мастерицы были свои секреты вязания узоров и орнаментов. И по этим узорам могли определить, кто связал платок. Накиньте на плечи это ажурное чудо. Что вы сейчас чувствуйте? Оренбургский платок всегда считали царским подарком.
Определение победителей Учитель: Молодцы, ребята, сегодня вы совершили путешествие по Оренбургской области. Ну а сейчас мы узнаем, какая же команда оказалась наиболее сплоченной, дружной, быстрой и сумела получить наибольшее количество эмблем.
Подсчитайте количество баллов каждой команды.
Первое место заняла………команда. Второе место-………………, третье место-…………………
Рефлексия
Учитель: А сейчас возьмите каждый по фигурке Незнайки, представьте, что это вы и прикрепите его на карту там, где вам особенно понравилось и вы хотели бы побывать там еще раз.
Давайте подведем итоги. Что мы должны делать для того, чтобы сохранить культуру Оренбургской области? (вместе с детьми делаем выводы).
1.Бережно и с огромной любовью сохраняя свои национальные традиции, мы должны видеть и понимать свое, родное, близкое нашему Оренбургскому краю
2.Мы должны знать особенности культуры Оренбургской области как составляющей культуры России.
Ученик:
Стихотворение «Берегите Россию»
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию –
Нет на свете другой.
Учитель: Спасибо вам за работу, надеюсь, это не последнее наше с вами путешествие.
Оренбургский край
Светлана МарычеваОренбургский край родной,Мой любимый, дорогой!Здесь красивых мест несчесть,Здесь озера, реки есть,Здесь поля, простор, свобода!Здесь есть бор, в нём сосен много…Да такие… до небес!Бузулукский это лес.Горы тоже есть у нас:Выше всех гора Накас.Про животных я скажу:Больше всех я их люблю!Обитатели степейВсех шустрей и всех быстрей!Видели бы вы сурка, Суслика иль барсука,Мышь - малютку, полевую, Горностая, хомяка!Дятлы есть, орлы, дрофа…А народов в Оренбуржье…Очень много, просто тьма!Перечислить не решусь яЯ запутаюсь тогда…Центр области большойГород вовсе не простой.Славиться своим платкомОренбург – родной мой дом!Вот, пожалуй, всё сказалаПро родные мне места, Про красивый край степей,Про свободы край своей.