Литературное чтение О. Дриз «Синий дом». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Шагала «Синий дом»


Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта изучения темы
Тема О. Дриз «Синий дом». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Шагала «Синий дом»
Цели
на основе межпредметных и внутрипредметных связей ( близости художественного образа в различных видах искусств: литературе, музыке, живописи ) систематизировать чувственный и эстетический опыт учеников: добиваться более высокого уровня понимания художественного образа, его основной идеи, формирование эмоционально- ценностного отношения к художественному объекту; развивать умение анализировать произведения, определять тему и выделять главную мысль, обобщать информацию по взаимодействию видов искусств; развивать устную речь, пополнять словарный запас.

Планируемый результат Предметные умения:
- знать, что такое тема и идея произведения;
- уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на урок вместе с учителем ; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической и монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, работать в группе и в парах.
Основные понятия «Точка зрения», тема, идея литературного произведения.
Ресурсы:
Н. А. Чуракова «Литературное чтение», 2 класс. Ч. 2, с. 47-50;
репродукция картины М. Шагала «Синий дом»; П. И. Чайковский «Осенняя песня» презентация Microsoft Power Poin, мультимедийное оборудование.
Межпредметные связи ИЗО, окружающий мир.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа
Технология проведения Деятельность
учителя Деятельность
учеников Планируемые результаты
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Узнай стихотворение?
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну кому какое дело?
Просто яблдко висело. ( Генрих Сапгир )Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель иль белый иней
Или сад и облака
Или снежная равнина
Или поле и шалашТо подобнаякартина называется Пейзаж

(Александр Кушнир «Что я узнал) с. 8
Рядом был дел он картошку копал
Странно. Что он в объектив не попал
Нет у сестры ничего не случилосьПросто она Не совсем получилась
(Сергей Махотин Фотограф, с 10А можно к вам щёчкой своею прижаться?
Вам стало уютно? Мне тоже признаться
Михаил Яснов «Хомячок с 29
Какое у вас настроение?

Я очень рада, что у вас хорошее настроение. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
Придумывают окончания четверостиший.
Настраиваются на работу
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Проверка домашнего задания II. Актуализация знаний (2мин) Как называется глава, в которой мы работаем?
Что мы знаем о точке зрения?

Фронтальная работа по учебнику
Глава «Точка зрения"
У каждого своя точка зрения.
Точка зрения меняется, когда мы смотрим по- разному на предмет (в бинокль, в окно, в луже, смотрим через цветное стекло, открываем и закрываем глаза) Метапредметные (УУД)
познавательные:
-ориентироваться в учебнике;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели: формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности
Учитель читает интригу в учебнике (5мин)
(Маше и Мише так понравилось сравнивать произведения, что Кот предложил еще раз сделать то же самое, только в обратном порядке. Сначала посмотреть картину в «Музейном Доме», а потом прочитать стихотворение)Найдите в содержании авторов картины и стихотворения, которые будем сравнивать.
Что заметили?
Можем мы сказать, что тема одинаковая?
Поставьте цель.
Что для этого нам нужно сделать?
Рассмотреть картину в «Музейном доме».
Прочитать и поработать со стихотворением.
Сравнить тему и главные переживания.
Работа с оценочной картой
Поработайте в оценочной карте с первым пунктом: ориентировка в учебнике.
(Приложение 1)
На доске " йинис мод"
«Сний дом»
У произведений одинаковые названия.
Да, т.к. одинаковые названия.
Узнать, одинаковые или разные главные переживания в произведениях.
Совместное составление плана.
В оценочной карте выставляют: + - справился; - не справился.
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
IV. Сравнительный анализ произведений (32 мин)
Цель: развивать умения и навыки чтения, слушания и говорения.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.
Работа по картине. Заполнение кластера (7мин)
Мы отправляемся с вами в «Музейный Дом». Найдите картину М.Шагала «Синий дом» и внимательно ее рассмотрите.
Почему дом назван синим? Чем синий дом отличается от других домов на картине? Многое ли он помнит? Что сейчас наблюдает? Как вы думаете, он грустит?
(Приложение 2)
Сеанс фантазирования с музыкальным сопровождением(1мин)
А сейчас закройте глаза и пофантазируйте: о чем может мечтать синий дом.
Продолжение работы по картине (3мин)
Возьмите рамочку. Выделите на картине фрагмент, где нет синего дома. Придумайте название фрагменту.
Почему именно синий дом привлек внимание художника и стал главным героем картины?
Каково главное переживание художника?
Мы выполнили первый пункт плана?
Динамическая пауза.
Работа над стихотворением
О.Дриза «Синий дом»
(5мин)
Учитель читает интригу учебника
(А теперь почитаем стихотворение О.Дриза «Синий дом». У этого стихотворения есть тайна! -предупредил Кот.- Читайте медленно - так, чтобы все представить в своем воображении..)1. Учебник нас отправляет в толковый словарь.
2. Читаем сноски (сумерки, Энык-Бенык)
3. Чтение стихотворения учителем.
- Ребята, поделитесь своими впечатлениями.
Поработайте в оценочной карте. Раздел 2. «Работа со словарем и сносками»
4. Работа в группе. Маркировка текста (7 мин) Правила работы в группе.
Прочитайте стихотворение вполголоса, медленно и очень внимательно и выполните задание в группе.
Инструкция.
Перечитайте первую часть стихотворения.
О каком времени года говорит поэт? Подчеркните нужные строчки в тексте.
Какое время суток поэт имеет в виду? Обведите в тексте слова, с помощью которых это можно понять.
Найдите в первой части то, с чем поэт сравнивает багряный листок.

5.Во время проверки заполняем кластер (Приложение 3)
Поработайте в оценочной карте с третьим пунктом: работа в группе.
Продолжение работы со 2 частью стихотворения(5мин)
1.Почитайте 2 часть стихотворения.
Сколько героев в стихотворении? Миша утверждает, что один – Энык-Бенык, а Маша говорит, что героев – двое. А вы как думаете? Найдите подсказки в тексте.
-Что-то я не понимаю, - сказал Миша, - в этом саду есть дом или его нет? Как вы ответите Мише?
Почему Эныку-Беныку не удалось постучаться в «синий дом»? Вы поняли, в чем тайна, того что видел в саду Энык-Бенык?
Какое главное переживание поэта?
- Задумайтесь, почему автору захотелось написать такое стихотворение?
- Какое ещё название можно дать этому стихотворению?
Главное переживание поэта такое же как у художника Шагала?

Мы выполнили 2 пункт плана?
Рассматривают картину с помощью лупы, рамки
Вместе с учителем заполняют кластер.
Работают с рамочкой.
Заканчивают заполнение кластера.
Делают вывод о главном переживании художника.( 1.Почему дом назван синим? Дом посинел от старости или 0н покрашен в синий цвет.
2. Чем синий дом отличается от других домов на картине? Дом отличается тем, что он деревянный, а остальные каменные, тем, что он старый, покосившийся и в нём никто не живёт.
3 Многое ли он помнит? Дом может помнить своих жильцов, какая в нем была жизнь, как выехали жильцы и как шло вокруг него каменное строительство.
4. Что сейчас наблюдает?Очевидно на том берегу не было ничего , кроме монастыря, потом появились каменные дома.
О чем мечтает дом? Мечтает быть отремонтированным и чтобы в нём снова были жильцы. Суждено сбыться мечтам? Возможно да – кирпичная кладка говорит о том, что дом возможно отремонтируют.
______________ Работа с ладошкой
Придумайте фрагменту название. Дома за рекой. Дома и храмы. Летом за городом.
Почему именно синий дом привлёк внимание художника? Дом грустит. Он одинокий. Дом имеет свой характер- он не падает духом, надеется на лучшие времена. Выполнили.
В толковом словаре находят толкование слова багряный, читают сноски в учебнике
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
Работа в оценочной карте
Повторяют правила. Работа в группе.
(1.По строчкам «сад пустой» и «лишь багряный горит листок» дети должны догадаться , что речь идёт об осени, более того. О поздней осени, когда все листики уже опали, лишь один остался на дереве.
2. Речь идёт о вечере, о сумерках. Синий воздух
3.Нам представляется яркий светящийся листок в густой синеве воздуха, напоминающий огонёк свечки или лампочки, значит, речь идет о вечере.
Работают со 2 частью.
Отвечают на вопросы.
Гроя два Энык – Бенык и тот от имени которого рассазывается стихотвореие, т. есть герой – рассказчик.
Никакого синего дома нет. Сам сад представляется героям домом
Эныку- Бенеку не удалось постучать в синий дом . потому что последний листочек упал с дерева и рассеялся образ синего дома.
Вы поняли в чём тайна?
Пока осенний листок висел на дереве, он казался огоньком в окошке дома, как только лист упал. ве ение исчезло.
Главное переживание- это красота осеннего сада в сумерки, когда очертания предметов не ясны и смутны. Благодаря этому обострённому чувству красоты у поэта и родился образ синего дома с окошком . в котором горит огонёк.
Совместно с учителем заполняют кластер. О.Дриз «Синий дом»
У художника и поэта разные переживания., они говорят с нами о разном.
Художнику жалко старый заброшенный дом, а поэт восхищается красотой осеннего сада в сумерки и синим домом. Который стал игрой воображения.
Вывод у художника и поэта разные переживания.
Работа в оценочной карте.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-осуществлять анализ произведений по опорным вопросам;
- находить ответы на вопросы, используя информацию кластера;
регулятивные:
- работать по плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- ориентироваться в учебнике;
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
V. Контролирующее задание (3 мин)
Цель:
- проверить умение, организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности
. Работа в паре (3мин)
А сейчас Кот предлагает вам выполнить задание повышенной трудности. В учебнике на с.50 он поместил два высказывания и предупредил:
-Только одно из этих высказываний является верным.
Поработайте в паре и выберите верный ответ.
Какое высказывание вы выбрали?
Мы выполнили 3 пункт плана?
Какой вывод мы сделаем?
Поработайте в оценочной карте с четвертым пунктом: работа в паре. Работа в паре.
Выполнили.
Произведения называются одинаково – у них сходная тема, а переживания авторов – разные.
Работа в оценочной карте
Предметные:
- уметь сравнивать произведения;
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять взаимоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке, Д/3 (3 мин)
Цели организовать оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке.
Обсуждение д/з.
Ребята, посмотрите в оценочные карты. У кого в карте четыре + ? Какую отметку себе поставите?
У кого три + и одна*? Какую отметку вы себе поставите?
Кому было трудно на уроке?
Выразительное чтение стихотворения ( наизусть по желанию)
2. Сочинение "О чем мечтает дом, в котором я живу"
Спасибо за урок.
Подсчитывают количество + и * и !
Записывают домашнее
задание.
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль по образцу;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Приложение 1
Работа в оценочной карте Работа в оценочной карте
Задания Отметка о выполнении
1.Ориентирование в учебнике 2.Работа с толковым словарём, сносками 3.Работа в группе 4.Работа в паре Выполнил сам +
Помогали одноклассники, учитель *
Было трудно !Задания Отметка о выполнении
1.Ориентирование в учебнике 2.Работа с толковым словарём, сносками 3.Работа в группе 4.Работа в паре Выполнил сам +
Помогали одноклассники, учитель *
Было трудно !Работа в оценочной карте Работа в оценочной карте
Задания Отметка о выполнении
1.Ориентирование в учебнике 2.Работа с толковым словарём, сносками 3.Работа в группе 4.Работа в паре Выполнил сам +
Помогали одноклассники, учитель *
Было трудно !Задания Отметка о выполнении
1.Ориентирование в учебнике 2.Работа с толковым словарём, сносками 3.Работа в группе 4.Работа в паре Выполнил сам +
Помогали одноклассники, учитель *
Было трудно ! Приложение 2

М.Шагал
«Синий дом»
















Приложение 3
О. Дриз
«Синий дом»