Урок по математике Задача.Запись решения.


1 класс. МАТЕМАТИКА
"Перспективная начальная школа".
Тема урока:
ЗАДАЧА. НАХОЖДЕНИЕ И ЗАПИСЬ РЕШЕНИЯ.
Цель:
Учить обучающихся организовывать свою познавательную деятельность:
-находить и записывать решение задачи:
-получать информацию из учебника, из текстов на карточках, из других дополнительных источников;
-совершенствовать вычислительные навыки;
-делать выводы и обобщение.
УУД: личностные: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план; осознание
значимости умения решать учебную задачу.
регулятивные: усвоение понятия термина «Решение», оформление записи решения задачи;
познавательные: поиск и отбор способов решения учебной задачи, логические действия и операции;
коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать других, планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
Тип урока Комбинированный
Технологии Развивающее проблемное обучение, элементы исследовательской работы, репродуктивные технологии, диалог
Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная(для сильных обучающихся), в парах, групповая
Оборудование
-компьютер, мультимедиапроектор, доска SmartBoard, стр.Notebook, галерея изображений Smart Notebook
-учебник,ТПО.
Программное обеспечение Операционная система WindowsXP, Microsoft Word 2010, программа для презентаций “PowerPoint 2007”.
Раздаточный материал Карточки для инд. работы (схема, тест, таблица)
Карточки c текстовым заданием
Цветные карандаши.
Предметные картинки -цветочек, собачка, бабочка
Смайлики-веселый, задумчивый и грустный
Межпредметные связи Чтение,Изо, Окружающий мир
Внутрипредметные связиВспомнить: время суток. Однозначные и двузначные числа. Круглое число. Математическое выражение.
Основные понятия Задача. Условие. Требование. Решение
Планируемый результат Учащиеся должны понять
что решение задачи зависит от правильно выбранного арифметического действия;
что требование и решение задачи взаимосвязаны;
внимательно читать и выделять главное, анализировать текст задачи;
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия, записывать
его в тетрадь;
контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания;
-понимать: что полученные знания нужны для решения практических задач;
-применять навыки коммуникативных компетенций
ХОД УРОКА
Этап урока. Содержание/
Форма работы Действия (слова учителя) Действия (слова) учеников Вид слайда. Пояснения
1.Мотивация
(самоопределение)к учебной деятельности.
Пробуждение интереса.(1-2 мин)
Цель:
1. мотивировать учащихся к учебной деятельности(хочу)
2. создать условия для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность через создание доброжелательной атмосферы в классе(могу)
Слайд 1
Звенит звонок Долгожданный дан звонок,
Настраиваемся на работу
С каким настроением отправляемся в путь?
Начинается урок!
Показ смайликов
III. Пробное учебное действие по теме урока(2-3 мин)
Цель:
1.Организовать выполнение задания для пробного действия
2. Организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия
Внимательно следите за котятами.
-Составьте задачу
-Сформулируйте требование данной задачи?
А теперь попробуйте найти решение.
Что у вас вызвало затруднение?
Почему?
Дети составляют задачу
Условие.
Требование
Ответы детей…
Не знаем, что значит решить задачу Интерактивная…
IV. Выявление места и причины затруднения(1 мин)
Цель:
Организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения. Не все смогли выполнить задание.
Какая у нас проблема?
Перед решением проблемы нужно отдохнуть. Произвольные ответы детей
-Не знаем, что такое решение.
Муз. Физкультминутка(1 мин)Учащиеся под музыку
повторяют движения проводит ученик, ответственный за проведение ф/м
V. Построение проекта выхода из затруднения(2-3 мин)
Цель:
1. определить содержательные (тематические) рамки урока
2.Сформулировать цель учебной деятельности
3. Выбрать способ и средства для построениянового знания. Слайд
Слайд -Первый обязательный шаг мы сделали. Поняли, где затруднение?
-Какая у нас будет цель?
Каким будет второй шаг?
Сообщение темы и цели урока.
(Обобщение ответов детей)
Что надо сделать, чтобы найти выход из создавшегося затруднения?
Как спланируем свои действия? -Понять (разобраться), что такое решение задачи.
Как его выполнять.
-Постараемся самостоятельно найти выход из создавшегося затруднения.
Произвольные
ответы детей
1 узнать что такое решение задачи
2 научимся решать задачи

VI.Работа над новой темой.Реализация построенного проекта
(8-10мин)
Цель:
1. Зафиксировать новое знание
2.Зафиксировать преодоление возникшего затруднения Работа по учебникус.44 №1 А помогут нам Маша и Миша.
Чтение текста «про себя» и вслух Слайд 1.Учебник стр.44. Вывод.
2. Чтение слов (вывода)
Буратино
Какие вопросы задает нам Буратино?
Нужно ли выполнять действия над числами при отгадывании загадки?
Что вы ответите?
-Мы выполнили второй шаг? Справились с проблемой? Узнали, что значит «Решить» задачу? –Что значит «отгадать загадку»?
– Что значит «решить задачу»?
Ответы детей с последующим чтением вывода на странице 44
Миша:
«Я понял:
Если я правильно выберу действие над числами, значит, решение задачи будет верным!»
Решение -Правильно выбрать действие над данными числами
Клик мышкой, появляется вывод, сделанный Буратино.
Слайд 10 3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(Задание на карточках).
Работа в группах.
В этом задании предлагается учащимся проанализировать несколько текстов на предмет их принадлежности к задачам.
Каждый текст сопровождается двумя выражениями, которые содержат числа из текста.
Информация для учителя.
Текст 1 в строгом смысле слова арифметической задачей не является, так как не требует решения в том смысле, о котором мы говорили выше. Действие, которое нужно выполнить, названо в условии, и остается выполнить только нужные вычисления.
Текст 2 является загадкой. Об этом можно судить по типу вопроса.
Текст 3 – это задача. Решением этой задачи является выражение 6+6. Его ученик обводят в рамку.
Текст 4 – это задача. Решение 7-3
Текст 5 в строгом смысле слова задачей не является, так как в условии не даны числа, выполняя действия над которыми можно было бы ответить на данное требование. Процесс подсчета букв в слове не рассматривается как решение, так как перед учащимися не стоит проблема выбора действия, а требуется только выполнение счета. Учащиеся читают тексты и доказывают, является ли они задачей.
1.Математическое выражение: сумма чисел
2. Загадка
3.Задача.Есть требование и решение -6+6
4.Задача. Есть требование и решение - решение
5.Это слово, в котором нужно сосчитать кол-во букв. Решения нет, т.к. нет требования Карточки с заданиями.
См. приложение №4
Электронная физкультминутка
VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(3-4 мин)
Цель:
Создать условия для выполнения типовых заданий на использование нового знания Работа в ТПО стр. 63 Теперь потренируемся в применении наших знаний. Задача №1.
Подумайте, какое решение этой задачи?
Вам поможет схема.
Под диктовку ученика делаю запись решения задачи (образец)
Задача №2.
Чтение задачи и ответы детей с проговариванием выбора действия.
Запись решения в ТПО
Аналогичная работа. Переключить доску на интерактивный режим.
Страница Notebook:
ЗАДАНИЕ В ТПО стр. 63 № 1.
Учитель делает
запись решения задачи (образец)
Ученик делает запись решения задачи
VIII.Самостоятельная работа с (или в парах) самопроверкой по эталону(4-5мин)
Цель:
1.Организовать самостоятельную работу
2.Организовать самооценку детьми правильности выполнения задания
3.Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка ТПО стр.65 № 4 -Поднимите руку те, у кого были трудности, есть ошибки.
-(Если есть ошибки) Где допущены ошибки? Почему?
-Оцените свою работу.
Показать несколько лучших работ Самопроверка
-К доске выходят ученики, у которых лучшие работы.
-Те дети, которые справились раньше, могут раскрасить рисунки Переключить доску на интерактивный режим.
Страница Notebook
проверяется работа по эталону учителя.
IХ. Включение в систему знаний и повторения(5-6 мин)
Цель:
Тренировать способность и развивать умение правильно находить решение задачи Слайд Задание КОТЯТ.
Прибежали котята и тоже стали задавать вопросы.
1.Из каких частей состоит задача?
2. Просьба котят.
3. Следите внимательно.
-Назовите условие этой задачи.
- Как звучит требование в этой задаче?
- А могли бы вы сразу дать ответ?
- Почему?
- Какое? Ответы детей.
-Нет.
-Нужно выполнить решение.
6 + 1
Клик мышкой:
- 1;
- 2;
- 3 - (появляется еще один котенок)
Слайд Задание Ученого КОТА Ученый КОТ прислал для вас свое задание.
Прочитайте математические выражения
(Выдержать небольшую паузу, чтобы дети внимательно всмотрелись в записи)
1.Открыть рисунки
2.Попробуйте узнать, какая из сумм является решением задач, изображенных на рисунках?
(Клик мышкой выполняет учитель)
Что же называется решением задачи? Показывают предметные картинки, соответствующие решению задачи: цветочек, собачку, бабочку
Действие над числами
Клик мышкой:
1.Исчезает прямоугольник.
2.пошагово соединить стрелками решения и рисунки
3+6 - (бабочки) 4+2 - (собачки) 7+5 -(цветы)
X.Рефлексия учебной деятельности на уроке(3 мин.)
Слайд -Какова была цель нашего урока?
-Мы достигли цели?
- что такое «Решение» задачи?
-Над чем было интересно работать?
-Оцените свою работу на уроке.
За активность на уроке детей благодарят Маша и Миша и учитель».
-покажите настроение Ответы детей.
Показ СМАЙЛИКОВ
Клик мышкой:
МОЛОДЦЫ!
2.ДО СВИДАНИЯ!
Слайд
Приложение.
№1. Задание. Запиши номера фигур, изображённых на рисунке, в соответствующие клетки таблицы.


1 2 3 4
Фигура Все стороны
равны Имеет только
один прямой угол
Четырехугольник Треугольник Ответ:
Фигура Все стороны
равны Имеет только
один прямой угол
Четырехугольник 1 3
Треугольник 4 2
. .
№2.Задание. Запиши разность чисел 6 и 2. Вычисли и запиши значение разности, используя схему.

-Запиши соответствующую сумму и её значение
. .
№3.Задание. ТЕСТ.
1. Действие сложения обозначают знаком + - =
5-1 это разность или сумма? Обведи нужный ответ.
2. Число, которое обозначает отсутствие предметов это 5, 0, 1
Обведи нужный ответ.
3. Действие вычитание обозначают знаком + - =
3+2 это разность или сумма? Обведи нужныйответ.
4. На елку повесили 3 красных шара и 4 синих шара. Сколько всего шаров повесили на елку?
2 5 7 8 Обведи нужный ответ.
..
№4.-КАРТОЧКИ С ТЕКСТОВЫМ ЗАДАНИЕМ.
1. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите
Даны числа 6 и 3. Найди их сумму.
6+3 3+6
2. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите
Стоит Антошка на одной ножке. Что это такое?
1+1 1+0
3. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите
Сколько карандашей в двух коробках, если в каждой лежит по 6 карандашей?
6+2 6+6
4. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите
Сколько ещё задач нужно решить ученику, если он решил 3 из всех 7, которые ему задали?
3+7 7-3
5. Прочитайте и проанализируйте текст. Является ли он задачей? Докажите
МАТЕМАТИКА. Сколько в этом слове букв?
5+5 8+2