Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Светская этика)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
___________________________________________________________
Согласовано
на заседании МО
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ____________
«_____»__________________20___г.
_________________(_____________)
Руководитель МО:
«_____»_________________20____г.
_______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОРКСЭ
на ___________ учебный год
Класс: 4
Количество часов за год: 34; в неделю: 1
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.
Программа разработана учителем начальных классов:
Тимофеевой Натальей Сергеевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения культурологических, эстетических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Содержание раздела, тем
Кол-во часов
Здоровьесбер. аспекты урока
ИКТ
УУД
1.
Россия – наша Родина
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
Личностные УУД:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2.
Что такое светская этика
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
3.
Культура и мораль
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
4.
Особенности морали
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
5,6.
Добро и зло
2
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7,8.
Добродетель и порок
2
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9.
Свобода и моральный выбор человека
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
10.
Свобода и ответственность
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
Метапредметные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
11.
Моральный долг
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
12.
Справедливость
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
13.
Альтруизм и эгоизм
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
14.
Дружба
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
15.
Что значит быть моральным
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
16.
Подведение итогов по разделу
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
Предметные УУД:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
17.
Род и семья – исток нравственных отношений
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
18.
Нравственный поступок
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
19.
Золотое правило нравственности
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
20.
Стыд, вина и извинения
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
21.
Честь
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
22.
Совесть
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
23,24.
Образцы нравственности
2
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
25.
Образцы нравственности в культуре Отечества
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
26.
Этикет
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
27.
Семейные праздники
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
28.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
29.
Любовь и уважение к Отечеству
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
30-33.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
4
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
34.
Подведение итогов курса
1
Смена видов деятельности, физ.минутка.
Презентация
Исходными документами для составления рабочей программы по ОРКСЭ
являются:
Закон «Об образовании»
ФГОС
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2010.
15