Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Светская этика)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
___________________________________________________________


Согласовано
на заседании МО
«Утверждаю»
Директор ГБОУ ____________

«_____»__________________20___г.
_________________(_____________)

Руководитель МО:
«_____»_________________20____г.

_______________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОРКСЭ
на ___________ учебный год
Класс: 4
Количество часов за год: 34; в неделю: 1

Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.




Программа разработана учителем начальных классов:
Тимофеевой Натальей Сергеевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения культурологических, эстетических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Основные задачи комплексного учебного курса:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока
Содержание раздела, тем
Кол-во часов
Здоровьесбер. аспекты урока
ИКТ
УУД


1.

Россия – наша Родина


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
Личностные УУД:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;



2.

Что такое светская этика


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;



3.

Культура и мораль


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;



4.

Особенности морали


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;



5,6.

Добро и зло


2
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;



7,8.

Добродетель и порок


2

Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;




9.

Свобода и моральный выбор человека


1


Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



10.

Свобода и ответственность


1

Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
Метапредметные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;


11.

Моральный долг


1

Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;


12.

Справедливость


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;


13.

Альтруизм и эгоизм


1


Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;


14.

Дружба


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


15.

Что значит быть моральным


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


16.

Подведение итогов по разделу







1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
Предметные УУД:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;



17.

Род и семья – исток нравственных отношений


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;


18.

Нравственный поступок


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;


19.

Золотое правило нравственности


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


20.

Стыд, вина и извинения


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



21.

Честь


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



22.

Совесть


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



23,24.

Образцы нравственности




2

Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



25.

Образцы нравственности в культуре Отечества


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



26.

Этикет


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



27.

Семейные праздники




1

Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



28.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



29.

Любовь и уважение к Отечеству


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



30-33.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся



4

Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



34.

Подведение итогов курса


1
Смена видов деятельности, физ.минутка.

Презентация



Исходными документами для составления рабочей программы по ОРКСЭ
являются:
Закон «Об образовании»
ФГОС
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2010.


15