Календарно-тематическое планирование по модулю Светская этика
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики», модуль «Основы светской этики»
№ урока Дата Тема урока,
Тип урока Элементы содержания Универсальные учебные действия Деятельность учащихся Формы
контроляРаздел 1. «Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» (1 ч.)
1 Россия – наша Родина.
Урок введения новых знаний Россия – наша Родина -полиэтническое государство, культурные традиции. Патриотизм многонациональ-ного и многоконфессиональ-ного народа России.
Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность. Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, почему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рисунок-схему понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции». Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности».
Раздел 2. «Основы религиозных культур и светской этики» (26 ч.)
1 (2) Что такое светская этика.
Урок введения новых знаний Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека.
Основные термины и понятия: культура, мораль, этика. Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Регулятивные: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика». Объяснять понятия: «Мораль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был основателем науки «Этика»? Что помогает понять светская этика? Творческая работа «Составление предложений со словом «культура».
2(3) Культура и мораль.
Урок введения новых знаний Культура и мораль. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Защита проекта «Традиции моей семьи».
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Личностные: освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Работать в парах: готовить ответ на вопросы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мораль?» По иллюстрациям называть элементы национальных культур. Приводить примеры материальной и духовной культуры. Объяснять, почему возникла мораль. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
3(4) Особенности морали.
Комбинированный урок Особенности морали. Государство и мораль гражданина. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. Познавательные: составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Участвовать в учебном диалоге: «Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью»? Почему плохо быть равнодушным?» Приводить примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры».
4(5) Добро и зло.
Урок введения новых знаний Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Личностные: освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предложений): «Что такое добро и что входит в понятие добро. Что такое зло и какие наиболее распространенные его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зло?». Объяснять смысл пословиц «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно». Составить рассказ-рассуждение «Почему важно бороться со злом?» Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными».
5(6) Добро и зло.
Комбинированный урок
Добро и зло. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Личностные: освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Пересказ текста учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Объяснять смысл выражений «добро пожаловать», «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «добро должно быть с кулаками». Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
6(7) Добродетель и порок.
Урок введения новых знаний Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Что такое добродетель человека. Познавательные: составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Читать текст и выделять ответы на вопросы: «Что такое добродетель? Что такое порок? Что такое добродетельный человек?». Работать с иллюстративным материалом: составить рассказ-рассуждение «Чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для подражания?» Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их».
7(8) Добродетель и порок.
Комбинированный урок Добродетель и порок. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные: освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Вести учебный диалог: «Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?». Обсуждение добродетельных и порочных качеств литературных героев сказок «Снежная королева», «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев». Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
8(9) Свобода и моральный выбор человека.
Урок введения новых знаний Свобода и моральный выбор человека. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Читать текст учебника и выделить ответы на вопросы: Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Вести учебный диалог: в какой ситуации морального выбора оказались герои сказки И. Губарева «Королевство кривых зеркал», А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
9(10) Свобода и ответственность.
Урок введения новых знаний Свобода и ответственность. Что такое ответственность? Работа с иллюстративным материалом. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Читать и обсуждать текст учебника «Свобода и ответственность». Подготовить ответ на вопрос: Что такое ответственность? Работать с рисунками-схемами: составление текста-рассуждения «Непреднамеренные поступки, за которые тоже надо отвечать». Оформить вывод «При каких условиях возможно ответственное поведение», «Кто и что входит в отношения ответственности». Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности».
10(11) Моральный долг.
Урок введения новых знаний Моральный долг. Особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Задания на анализ текста «Моральный долг»: формулирование вывода «Что такое моральный долг», В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Вести учебный диалог: обсуждать афоризмы в рубрике «Мудрые мысли». Приводить примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы. Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …».
11(12) Справедливость.
Урок введения новых знаний Справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Моральные правила справедливого человека. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Пересказ текста учебника «Как менялись представления о справедливости в ходе истории». Уяснить признаки, по которым можно судить о справедливости. Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформлять вывод «Кого называют справедливым». Выполнять задания на самооценку участия в совместной деятельности (справедливо ли я вел себя в процессе совместной деятельности). Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
12(13) Альтруизм и эгоизм.
Урок введения новых знаний Альтруизм и эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Чтение статьи учебника «Альтруизм и эгоизм». Отметить ответы на вопросы: Что такое альтруизм? Что такое эгоизм? Что значит быть разумным эгоистом? Вести учебный диалог: кого из героев сказок Ш. Перро «Золушка», В. Губарева «Старик Хоттабыч» можно назвать альтруистом, эгоистом. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма».
13(14) Дружба.
Урок введения новых знаний Дружба. Добродетельные отношения. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Проект «Вот что значит настоящий верный друг».
Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Читать и обсуждать текст «Дружба». Формулировать вывод: Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Знать отличительные черты дружбы и правила, на которых возможна прочная дружба. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
14(15) Что значит быть моральным.
Урок введения новых знаний Что значит быть моральным. Нормы морали. Этикет. Моральный выбор. Защита проекта «Вот что значит настоящий верный друг».
Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. На основе анализа статьи учебника «Что значит быть моральным», подготовить ответ, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?». Моделировать ситуации морального выбора по иллюстративному материалу учебника. Работа с текстом, выполнение поставленных задач.
15(16) Подведение итогов.
Урок обобщения и контроля Выступления учащихся, презентация творческих работ. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Формирование групп обучающихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.
16(17) Подведение итогов.
Урок обобщения и контроля Выступления учащихся, презентация творческих работ. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Подведение предварительных итогов курса. Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.
17(18) Род и семья – источник нравственных отношений.
Урок введения новых знаний Род и семья – источник нравственных отношений. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Установить, как тема урока связана с проблематикой курса основ светской этики. Выяснить, что такое род и существует ли сегодня понятие рода. Обсудить, что такое родословие и почему для людей важно знать своих предков. Работа с текстом, выполнение поставленных задач.
18(19) Нравственный поступок.
Урок введения новых знаний Нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Работать в группах: прочитать статью «Нравственный поступок», подготовить вывод «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок.». Подготовить памятку «Признаки нравственных поступков». Составить рассказ-рассуждение по иллюстрациям «Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают изображенные на нём персонажи?» Участвуют в обсуждении высказывания «Цель оправдывает средства», «Не всякое действие – поступок». Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
19(20) Золотое правило нравственности.
Комбинированный урок Золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Образование как нравственная норма. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Прочитать текст «Золотое правило нравственности». Найти ответы на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулируется золотое правило нравственности?» Составить план использования золотого правила нравственности в жизни. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Оценить поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. Самостоятельная работа «Выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке».
20(21) Стыд, вина и извинение.
Урок введения новых знаний Стыд, вина и извинение. Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. Методы нравственного самосовершенствования. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Регулятивные: использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей. Вести учебный диалог: Что такое стыд? Что такое чувство вины? В различие между стыдом и виной? Обсуждать в группах житейские ситуации: когда и как принято извиняться. Рассмотреть картину Ф. Решетникова «Опять двойка» и объяснить, какие чувства выражают лица персонажей картины. Объяснять смысл пословиц: «Счастливый из-за стола голодный встаёт», «Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет», «Со стыда сгорел». Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
21(22) Честь и достоинство.
Урок введения новых знаний Честь и достоинство. Кодекс чести. Проект «Мы помним, мы гордимся». Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей. Работать в парах. Прочитать статью учебника «Честь и достоинство», найти ответ на вопрос: Что такое честь? Что такое достоинство? Рассмотреть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций: честь и достоинство. Приводить примеры известных героев книг, сказок, мультфильмов, соответствующие понятиям чести и достоинства. Называть имена спортсменов, которые защищают честь нашей странных на международных соревнованиях. Объяснять смысл пословицы «Береги платье снову, честь смолоду» Работа с текстом, выполнение поставленных задач.
22(23) Совесть.
Урок введения новых знаний Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. Чем различаются понятия «стыд» и «совесть». Защита проекта «Мы помним, мы гордимся». Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Чтение статьи учебника «Совесть». Отметить ответы на вопросы: Что такое совесть? Чем различаются понятия «стыд» и «совесть». Вести учебный диалог: какой поступок совершил Алёша в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Какое чувство испытал из-за своего поступка? Работа с текстом, выполнение поставленных задач.
23(24) Нравственные идеалы.
Урок введения новых знаний Нравственные идеалы.
Богатырь и рыцарь. Правила честного поединка. Смелые и сильные защитники Отечества. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Прочитать текста учебника «Нравственные идеалы». Сделать вывод: «Нравственный идеал в истории развития человеческого общества». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
24(25) Нравственные идеалы.
Комбинированный урок Нравственные идеалы. Джентльмен и леди. Кто такие рыцари. Что значит быть настоящей леди. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Вести учебный диалог: Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Обсуждать в группах: рыцарем, джентльменом и леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник? Приводить примеры из художественной литературы, кино фильмов, из жизни рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
25(26) Образы нравственности в культуре Отечества.
Комбинированный урок Образцы нравственности в культуре Отечества.
Нравственные традиции предпринимательства. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Прочитать статью учебника и сделать вывод о нормах-образцах поведения в культуре России – о труженике, патриоте, воине, коллективисте. Знакомиться с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Самостоятельная работа «Составить план статьи».
26(27) Этикет.
Урок введения новых знаний Этикет. Образец. Правила этикета.
Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Составить тезисы по тексту «Этикет»: Что такое этикет. Об одежде и этикете. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациям «Какие правила этикета нарушают герои рисунков?» Работа с текстом, выполнение поставленных задач.
Раздел 3. «Духовные традиции многонационального народа России» (7 ч.)
1(28) Семейные праздники.
Урок введения новых знаний Когда и как появились праздники. Семейные праздники. Подарок и как его выбирать. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Вести учебный диалог: Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники в жизни человека. Прочитать информацию в рубрике «Это интересно», уметь пересказать. Составить памятку «Как выбирать подарок». Вести учебный диалог: приятно ли было ослику Иа получать на день рождение подарки Винни-Пуха и Пятачка. Что может испортить праздник? Работа с текстом, выполнение поставленных задач.
2(29) Государственные праздники.
Урок введения новых знаний Праздничный ритуал. Государственные праздники. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений культурных традиций. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
3(30) Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Урок введения новых знаний Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Вести учебный диалог: что такое нравственные ценности. Сделать вывод: почему человеческая жизнь является высшей ценностью. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Рассмотреть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Работа с текстом, выполнение поставленных задач.
4(31) Любовь и уважение к Отечеству.
Урок введения новых знаний Любовь и уважение к Отечеству. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Прочитать статью «Любовь и уважение к Отечеству». Сделать вывод: в чём ценность любви и в чём заключается её проявление к Родине. Учиться толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Работа с текстом, выполнение поставленных задач.
5(32) Подготовка творческих проектов.
Урок обобщения и контроля Подготовка творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Формирование групп обучающихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
6(33) Презентация творческих проектов.
Урок обобщения и контроля Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей. Подведение итогов курса. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
7(34) Презентация творческих проектов.
Урок обобщения и контроля Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей. Подведение итогов курса. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.