Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль Светская этика. Шемшурина А. И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно учебного плана гимназии на 2015/2016 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебник «ОРКСЭ. Основы светской этики» 4 класс. А. И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2014г.; и рабочая тетрадь «ОРКСЭ. Основы светской этики» 4 класс. А. И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение», 2016г.
В соответствии с учебным планом МОУ гимназии № 20 на 2015/2016 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации
образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.
Основные задачи комплексного учебного курса:
познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения модуля обучающийся:
Узнает: основные понятия светской этики; значение этики в жизни человека; образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Научится: излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов. Строить толерантные отношения в обществе; применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»
Основное содержание курса (34 ч)
1 полугодие 2 полугодие
1 Этика – наука о нравственной жизни человека 17 Ежели душевны вы к этике не глухи
Раздел 1. Этика общения – 4ч. Раздел 1. Простые нравственные истины – 4ч.
2 Добрым жить на белом свете веселей 18 Жизнь священна
3 Правила общения для всех 19 Человек рождён для добра
4 От добрых правил – добрые слова и поступки 20 Милосердие – закон жизни
5 Каждый интересен 21 Жить во благо себе и другим
Раздел 2. Этикет– 4ч. Раздел 2. Душа обязана трудиться– 4ч.
6 Премудрости этикета 22 Следовать нравственной установке
7 Красота этикета 23 Достойно жить среди людей
8 Простые школьные и домашние правила этикета 24 Уметь понять и простить
9 Чистый ручеёк нашей речи 25 Простая этика поступков
Раздел 3. Этика человеческих отношений – 4ч. Раздел 3. Посеешь поступок - пожнёшь характер – 4ч.
10 В развитии добрых чувств – творение души 26 Общение и источники преодоления обид
11 Природа – волшебные двери к добру и доверию 27 Ростки нравственного опыта поведения
12 Чувство Родины 28 Доброте сопутствует терпение
13 Жизнь протекает среди людей 29 Действия с приставкой «со»
Раздел 4. Этика отношений в коллективе – 3ч. Раздел 4. Судьба и Родина едины – 4ч.
14 Чтобы быть коллективом 30 С чего начинается Родина
15 Коллектив начинается с меня 31 В тебе рождается патриот и гражданин
16 Мой класс- мои друзья 32 Человек – чело века
33 Слово, обращенное к себе
34 Слово, обращенное к себе
Используемый учебно-методический комплект
Учебная программа Учебники, учебные пособия Методические
материалы Дидактические
материалы Материалы
для контроля
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.
Шемшурина А.И.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник - М.: Просвещение, 2014.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2016.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2014.
Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2014.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2014. – (Стандарты второго поколения).
Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем
Календарно - тематическое планирование по курсу «Светская этика»
№
Тема урока Кол-во часов Тип урока
Решаемые
проблемы
Понятия Планируемые результаты (УУД) Формы и виды
деятельности
I четверть – 9 часов
Вводный урок. (1 час)
1.1.
05/09 Введение.
Этика-наука о нравственной жизни человека.
учебник
с.4-7 1 комбинированный Соблюдение норм поведения в обществе, воспитывать признаки культурного человека, развивать вежливость и приветливость в общении. Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская. Уметь различать нормы поведения, анализировать свои поступки. Знать правила поведения воспитанного человека. Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником
Этика общения. (4 часа)
2.1.
12/09 Добрым жить на белом свете веселей.
учебник
с.10-15
1 комбинированный Какие качества объединяет в себе добрый человек,
с какими качествами важно сочетать доброту, почему добрым людям жить легче? Добро и зло как основные этические понятия Уметь описывать добрые дела и поступки
Знать область применения положительных качеств в общении с людьми.
Знакомство с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
3.2.
19/09 Правила общения для всех.
учебник
с.16-19 1 комбинированный
Золотое правило этики применимо к принципам общения и проверено человеческим опытом. Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения Уметь применять в своём общении с людьми золотое правило этики, использовать при этом чуткость и деликатность. Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
4.3.
26/09 От добрых правил - добрые слова и поступки.
учебник
с.20-23
1 комбинированный Отличительные признаки добра и зла в поведении людей, понятие об этических категориях в общении.
Добро, зло, копилка добрых слов Уметь характеризовать поступки людей, различать добро и зло в поведении. Знакомство с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
5.4.
03/10 Каждый интересен.
учебник
с.24-27 1 комбинированный Дружба - отношения, основанные на равенстве, искренности, правде. Существуют признаки дружбы по их значимости. Добродетельные отношения. Дружба. Уметь соблюдать правила общения среди друзей и одноклассников. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Этикет. (4 часа)
6.1.
10/10 Премудрости этикета.
учебник
с.30-33 1 комбинированный Правила этикета - это правила воспитанного человека, уважение к окружающим тебя людям. Этикет, образец, церемониал, правила этикета. Знать правила этикета.
Уметь соблюдать правила этикета в обществе людей. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.
.
7.2.
17/10 Красота этикета.
учебник
с.34-37 1 комбинированный Красота этикета должна соблюдаться в различных жизненных ситуациях, в личном отношении к себе и к людям.
Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. Знать область применения правил этикета.
Уметь выполнять правила этикета в общественных местах. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей 8.3.
24/10 Простые школьные и домашние правила этикета.
учебник
с.38-41 1 комбинированный Соблюдение правил этикета дома и в школе сохраняют достоинство каждого человека.
Этикет, образец, церемониал, правила этикета. Уметь соблюдать правила этикета в различных жизненных ситуациях. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей 9.4.
31/10 Чистый ручеёк нашей речи.
учебник
с.42-46 1 комбинированный Речь-образ души человека,
главное его достоинство.
Речь отражает правду жизни каждого человека. Речь, стыд, вина, извинение. Уметь высказываться точно, ясно, правдиво, как чистый ручеёк. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения
II четверть – 7 часов
Этика человеческих отношений. (4 часа)
10.1.
14/11 В развитии добрых чувств -творение души.
учебник
с.48-51
1 комбинированный Душа-это наше творение, наше отношение ко всем поступкам, действиям людей. Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность. Знать о духовности.
Уметь радоваться и грустить, сопереживать другому человеку. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.
11.2.
21/11
Природа -волшебные двери к добру и доверию.
учебник
с.52-55
1 комбинированный Природа - добрая основа жизни человека, его корни, связь с окружающим миром. Природа, жизнь, ответственность Ценности. Жизнь человека. Уникальность. Неповторимость жизни. Знать законы природы.
Уметь беречь и охранять природу, наслаждаться её красотой. Знакомство с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.
12.3.
28/11
Чувство Родины.
учебник
с.56-59 1 комбинированный Развитие патриотических чувств к своей большой и малой Родине, к традициям своего народа. Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Уметь выражать чувства к своей родине, гордиться своей страной.
Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
13.4.
05/12
Жизнь протекает среди людей.
учебник
с.60-62 1 комбинированный Человек способен себя познать только через общение с людьми, через своё отношение к людям.
Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. Уметь прислушиваться к мнению окружающих тебя людей, стремиться быть культурным и воспитанным человеком. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Этика отношений в коллективе. (3 часа)
14.1.
12/12
Чтобы быть коллективом
учебник
с.64-67 1 комбинированный Умение понимать своих одноклассников, налаживать дружеские взаимоотношения в коллективе. Коллектив, коллективист, друг, дружба. Нравственная установка. Правила поведения в коллективе Знать правила общения в коллективе, уметь уступать, идти на компромисс. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
15.2.
19/12
Коллектив начинается с меня.
учебник
с.68-69 1 комбинированный Стараться заслужить уважение коллектива хорошими поступками, добрыми делами, приносить пользу коллективу. Уметь оценивать по достоинству свои достижения и достижения своих одноклассников. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
16.3.
26/12
Проект «Мой класс - мои друзья».
учебник
с.70-74 1 комбинированный Отчёт о проведённой работе по предмету.
Чуткость, бескорыстие, доверие. Уметь осуществлять организацию для презентации собственной работы Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей III четверть – 10 часов
Простые нравственные истины. (5 часов)
17.1.
16/01 Ежели душевны вы и к этике не глухи…
учебник
с.76-80
1
комбинированный Соблюдение норм поведения в обществе, воспитывать признаки культурного человека, развивать вежливость и приветливость в общении.
Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности. Уметь различать нормы поведения, анализировать свои поступки. Знать правила поведения воспитанного человека. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
18.2.
23/01 Жизнь
священна.
учебник
с.82-85 1 комбинированный Жизнь и человек, оберегающий и развивающий жизнь, являются наивысшими ценностями Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Уметь прислушиваться к мнению окружающих тебя людей, стремиться быть культурным и воспитанным человеком, ценить каждую минуту своей жизни. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
19.3.
30/01 Человек рождён для добра.
учебник
с.86-89 1 комбинированный Не обижай людей, придёт расплата за свои поступки, сотвори добро ради себя и окружающих тебя людей. Добро, истина, красота Уметь характеризовать поступки людей, различать добро и зло в своём поведении и другого человека. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
20.4.
06/02
Милосердие – закон жизни.
учебник
с.90-93 1
комбинированный
Милосердие, сочувствие должны стать важным правилом жизни каждого человека.
Желание служить общему благу должно быть потребностью души, условием личного счастья. Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание
Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность Знать о милосердии.
Уметь радоваться и грустить, сопереживать другому человеку.
Уметь применять в своём общении с людьми золотое правило этики, использовать при этом чуткость и деликатность. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
21.5.
13/02
Жить во благо себе и другим.
учебник
с.94-98 1 комбинированный Душа обязана трудиться. (4 часа)
22.1.
20/02
Следовать нравственной установке.
учебник
с.100-103 1 комбинированный Вырабатывать в себе способность к душевному усилию, собственную нравственную установку на данное усилие. Следовать велению души и морали поведения в обществе. Добро, нравственная установка. Уметь различать нормы нравственного поведения, анализировать свои поступки. Знать правила поведения воспитанного человека. Знакомство с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.
23.2.
27/02
Достойно жить среди людей.
учебник
с.104-109 1 комбинированный Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Уметь применять в своём общении с людьми золотое правило этики, использовать при этом чуткость и деликатность. Знакомство с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.
24.3.
05/03
Уметь понять и простить.
учебник
с.110-115
1 комбинированный Умение контролировать свои эмоции, понять и простить другого человека,
развивать в себе гуманность к окружающим. Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. Уметь различать нормы нравственного поведения, анализировать свои эмоции. Знать правила поведения гуманного человека.
Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.
25.4
12/03
Простая этика поступков.
учебник
с.116-120 1 комбинированный Любые действия человека не должны быть во вред кому-либо. Необходимо стремиться поступать во благо человеку.
Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка. Посеешь поступок - пожнёшь характер. (4 часа)
26.1.
19/03
Общение и источники преодоления обид.
учебник
с.122-125 1 комбинированный Не злословь о ближнем, относись к недругам по-доброму, и они раскаются, увидев, какого человека обижали. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Уметь применять в своём общении с людьми золотое правило этики, использовать при этом чуткость и деликатность. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.
Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.
IУ четверть – 8 часов 27.2.
09/04
Ростки нравственного опыта поведения.
учебник
с.126-129 1 комбинированный Необходимо формировать привычку поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами. Моральный долг. Моральная обязанность. Уметь формировать нормы нравственного поведения, анализировать свои поступки. Знать правила поведения воспитанного человека.
28.3.
16/04 Доброте сопутствует терпение.
учебник
с.130-133 1 комбинированный Причиной проявления терпения могут стать чувства, дающие человеку душевные силы и мужество.
Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость. Уметь характеризовать поступки людей, различать добро и зло в своём поведении и другого человека. 29.4.
23/04
Действия с приставкой «со».
учебник
с.134-138
1 комбинированный Образ жизни нравственного неравнодушного человека- это сочувствие, соучастие,
сопереживание, сострадание
соболезнование.
Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Уметь применять в своём общении с людьми золотое правило этики, использовать при этом чуткость и деликатность. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Судьба и Родина едины. (5 часа)
30.1.
30/04 С чего начинается Родина…
учебник
с.140-143 1 комбинированный Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя, ведь чужбина Родиной не станет. Родина, Отчизна, Отечество. Уметь выражать чувства к своей Родине, гордиться своей страной.
Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
31.2.
07/05
В тебе рождается патриот и гражданин.
учебник
с.144-149 1 комбинированный Патриот-сын Отечества,
тот, кто любит свою Родину, предан ей и живёт
её интересами.
Эта любовь обозначена понятием патриотизм. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Развитие патриотических чувств к своей большой и малой Родине, к традициям своего народа. Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
32.3.
14/05 Человек - чело века.
учебник
с.150-153 1 комбинированный Человек-чело, т.е. лицо, образ века. Каков человек и его проявления, можно судить о времени века.
Человек, назначение человека, Уметь различать нормы нравственного поведения, анализировать свои поступки. Знать правила поведения воспитанного человека. Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
33.4.
21/05
34.5
27/05
Творческая работа: «Слово, обращённое себе»
учебник
с.154-157 1 Урок-отчёт Отчёт о проведённой работе по изученным темам.
Нравственная установка живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение. Уметь осуществлять организацию и подготовку для презентации собственной работы