Методическая разработка по теме: «Рисуем жидким цветным соленым тестом» (Мастер-класс для педагогов)

Управление образования Администрации г. Электросталь
Московской области
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «РОСТОК»










Методическая разработка по теме:
«Рисуем жидким цветным соленым тестом»

Мастер-класс для педагогов
Возраст детей: от 7 лет



Педагог дополнительного образования:
Дудина Ирина Владимировна



















Г.о.Электростапь.
2012 год
МАСТЕР-КЛАСС

педагога дополнительного образования Дудиной И. В.
(для педагогов изобразительного искусства,
педагогов дополнительного образования)


Тема: «Рисуем жидким цветным соленым тестом»


Цель: Способствовать повышению мастерства педагогов через реализацию активных форм работы.


Задачи:
Познакомить педагогов с эффективными приемами и методами работы с соленым тестом создания растительных и цветочных элементов при помощи рисования жидким цветным соленым тестом.
Способствовать творческой самореализации педагогов.
Создать психологически-комфортную обстановку.


План проведения:
Подготовительный этап.
Выбор темы с учетом актуальности решения проблем педагогической практики с детьми.
Постановка целей и задач мастер-класса.
Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы (Жидкое цветное соленое тесто в баночках, чайные ложки, стеки, емкость для воды, салфетки, клеенки, основа из орголита или загрунтованный картон).
Оформление помещения творческими работам педагога и обучающихся (этапы выполнения).
Основной этап. Организация и проведение мастер - класса.
Встреча гостей.
Представление педагога методистом или самопрезентация педагога. Рассказ об истории возникновения соленого теста и особенностях методики работы с тестом педагога-мастера, о новых формах работы с жидким цветным соленым тестом, как о живописном методе.
Практическая часть.
«Цветочная полянка» - коллективная работа (техника рисования жидким цветным соленым тестом «цветочной полянки», этапы и приемы выполнения фона, цветов и прорисовки мелких элементов на основе из орголита или картона);
«Полет фантазии». Цветоведение. (разные варианты в выборе темы: цветы, морские обитатели, узор-абстракция и т. д.).
Заключительная часть.
3.1 Обобщение, выводы, предложения.
3.2 Ответы на вопросы, рекомендации.
Подведение итогов.
4.1 Анализ занятия и оценка результатов.
4.2 Выступление зрителей.
4.3 Подготовка отзыва педагогу.



История возникновения соленого теста.


«Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме» (Синеглазова М.О.)
«Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны», поэтому стали добавлять соль в большом количестве.
«Во многих районах Европы и на русском Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами. » (Синеглазова М.О.)
В 19 веке в Германии бедные люди изготавливали из теста рождественские украшения на елку. Во время 1-ой Мировой войны и в первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено из-за острого дефицита соли.
В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т.д.
Современные изделия раскрашиваются, покрываются лаком и выглядят под керамику.
Соленое тесто – материал экологически-чистый, безвредный и поэтому рекомендован для работы с детьми для развития их творческих способностей.
«Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике.» (Данкевич Е.В.)
Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать любые картины на различные сюжеты. Заготовленное в баночках жидкое цветное соленое тесто можно хранить неделю и даже две в прохладном месте.

Мы рассмотрим технологию рисования жидким цветным соленым тестом, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека, а вместо красок – смесь из муки, соли, клея ПВА, гуаши и воды.

Эта « Авторская технология» была разработана мной осенью 2011 год и может использоваться как в дополнительном образовании, так и в школах и в реабилитационных центрах. Она интересна детям своей новизной и простотой. Дает возможность детям свободно рисовать, почувствовать цвет, поэкспериментировать, пофантазировать. Рисование жидким цветным соленым тестом , «Авторская методика», - один из нестандартных приемов работы соленым тестом, смешенного с гуашевыми красками, клеем ПВА и водой, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека.
Для ребят такой вид творчества очень интересен своей новизной, возможностью создания удивительных цветовых эффектов, причудливых и необычных сочетаний.
Этот необычный способ рисования может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить.
Очень удачно можно использовать способ рисования соленым тестом в изотерапии. Данная технология позволяет применять упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, поднятия настроения, установки на дальнейшую творческую работу.
Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего школьного возраста с 7 лет, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук.
Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям.
Прием рисования соленым тестом может быть как самостоятельным занятием, так и дополнительным, при изучении теплых и холодных цветов, при изучении основных и получении дополнительных цветов. Смешение цвета можно выполнять не на палитре, а прямо на работе, получая рисунок листка или цветка.
Рисование жидким цветным соленым тестом дети могут выполнять как индивидуально, так и коллективно.
Большой интерес такой прием вызывает и у старшеклассников. Это хороший материал для развития воображения и фантазии.
Тематика рисования жидким соленым тестом может быть разной, только проявляй творчество: «Пейзаж», «Подводный мир», «Букет цветов» и так далее.
В процессе работы идет постоянная смена видов деятельности, которая необходима в любом возрасте: ребята готовят цветное соленое теста, где смешивают в баночках гуашевые краски с мукой, солью, клеем ПВА и водой. Чайная ложка и стека заменяют кисть.
Чайной ложкой наливают тесто разных оттенков на плотную основу (картон, орголит) для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают (процарапывают) на фоне замысловатые разводы (узоры); чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; стекой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации (цветка, рыбки, бабочки и т.д.). Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры.
Возможности и материалы для этого вида творчества просты и доступны: ваша фантазия, творческое воображение, мука, соль, клей и гуашевые краски. Работу нарисованную жидким цветным соленым тестом можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течении 12 часов или одних суток, в зависимости от размера рисунка .
«Авторская технология»
Технология рисования жидким цветным соленым тестом.

Материалы и принадлежности:
Жидкое цветной соленое тесто в баночках.
Клеенка.
Основа из орголита.
Квадратные картоновые заготовки.
Стеки
Чайные ложки.
Салфетки.
Банки с водой.

Рисуем поляну цветов.

Теория создания жидкого цветного соленого теста.
В банки для каждого цвета замешиваем состав из основы:
2 столовых ложки пшеничной муки.
1 столовая ложка мелкой соли.
1 чайная ложка клея ПВА.
Ѕ чайной ложки гуаши любого цвета.
Все перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово.

Рисуем фон для коллективной композиции «Поляна цветов»
Для выполнения композиции используем основу из орголита или плотного картона, загрунтованного клеем ПВА или любым цветом гуаши с клеем ПВА для того, чтобы жидкий состав цветного солёного теста не впитывался в основу и не деформировал её.
Для выполнения фона наносим чайной ложкой капли жидкого цветного соленого теста нужных оттенков (голубой, синий, сиреневый) по всей поверхности орголитовой основы.
Работая тонким концом стеки, соединяем все цветовые капли, оставляя разводы причудливой формы.
Рисуем цветы по залитому фону.
На полужидкий цветной фон чайной ложкой наносим «кляксочки» ярких теплых оттенков для создания цветов.
Острым концом стеки от каждой цветовой «кляксы» тянем лепесточки, добавляя при необходимости другие оттенки в каждый цветок.
Процарапываем стекой прожилки у цветка, соединяя несколько оттенков.
Рисуем листья.
Листья получаем таким же методом.
Чайной ложкой наносим капли жидкого зеленого теста разных оттенков, а стекой растягиваем эти капли по форме задуманного листочка.
На листочек добавляем капельным способом 2-ой, а по желанию и 3-ий оттенок, и стекой прорисовываем, как пером прожилки, смешивая эти оттенки в интересные узор.
Завершающий этап.

Для завершения работы подчеркиваем теневую, освещенную сторону цветов и листьев черным и белым соленым тестом, а также тычинки по желанию, работая стекой, как кисточкой. Стекой с нужной краской процарапываем и дорисовываем мелкие элементы.
К этой поляне цветов по желанию можно нарисовать бабочку, стрекозку, любых насекомых и т.д.
Эта коллективная работа выполняется педагогами поэтапно, придерживаясь нужной последовательности.
Данная технология открываем большие просторы для творчества. Можно выполнять множество рисунков на другие темы, используя данную последовательность в работе.
Если это будет подводный мир, то для фона моря или океана берутся другие задуманные автором оттенки. А для передачи песочного дна (нижней части листа) добавляется охра, желтые и оранжевые оттенки .
Для закрепления техники и приемов жидким цветным соленым тестом педагоги выполняют индивидуальный рисунок на картоне «Полет фантазии», используя разные тематические варианты в творчестве: «Мир бабочек», «Фантастические цветы», «Подводный мир», «Узор-абстракция».
При высыхании цветного соленого теста, соль дает очень интересный эффект –инея, она кристаллизуется и сверкает.
Используя технологию рисования жидким цветным соленым тестом можно фантазировать бесконечно и придумывать свои интересные варианты.
Удачи вам в творчестве!


Список использованной литературы:

1. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. – Санкт - Петербург, 2001г.
2. Хананова И. Соленое тесто. – М.,2006г.
3.Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. – М., Издательский дом МСП, 2007г.














ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисуем цветы жидким соленым тестом












Наносим тесто ложечкой («Авторский рисунок») (рис.1)















Прорисовываем стекой













Наносим тесто ложечкой («Авторский рисунок») (рис. №2)
















Прорисовываем стекой

Наносим тесто ложечкой (6 цветов)

Прорисовываем стекой («Авторский рисунок»)




































Портретная композиция («Авторский рисунок»)



Коллективная работа учащихся «Ваза с цветами».
Работы учащихся «Полёт фантазий».



















13PAGE 15


13PAGE 14515


© Дудина И.В., «Рисуем жидким цветным соленым тестом»


Зимний пейзаж

Подводный мир
Этапы выполнения
«Авторский рисунок»

Пейзаж на закате
(«Авторские Рисунки»)

Цветы




·
· 
·
·15