«Использование ИКТ в преподавании иностранного языка с целью повышения мотивации учащихся в рамках компетентностного подхода»


Департамент образования
Администрации г. Ханты-Мансийска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Тема самообразования:
«Использование ИКТ в преподавании иностранного языка с целью повышения мотивации учащихся в рамках компетентностного подхода»
Учитель иностранных языков
Ланых Е.А
г.Ханты-Мансийск
2014г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………2
1.Влияние информатизации на сферу образования………………...3
2.Компетентностный подход в обучении иностранному языку……7
2.1 Классификация ключевых компетенций……………….………...7
3. Применение ИКТ на уроках иностранного языка………………10
3.1 Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем…………………………………………………….12
3.2 Создание собственных мультимедийных презентаций...………13
3.3Использование ИКТ во внеклассной работе…………………….14
3.4Использование средств сети Интернет и электронной почты….15
4.Использование ИКТ в практической деятельности………………16
Заключение…………………………………………………………….27
1.Введение.
С каждым годом учителя, преподающие иностранный язык (ИЯ) всё чаще используют на уроках информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), поскольку становится очевидным, что применение ИКТ оптимизирует процесс обучения и способствует повышению мотивации учащихся к изучению ИЯ. Использование ИКТ на уроках позволяет использовать большой объём учебного материала, увеличить долю самостоятельной работы каждого ученика, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения. В современных условиях иностранный язык, наряду с обучением общению и повышением уровня культуры имеет еще и воспитательное значение, т.е. готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, относиться с уважением к духовным ценностям других культур. Все это может быть достигнуто при адекватном развитии социокультурной компетенции.
В последнее время все большую значимость в учебном процессе приобретают уроки с использованием мультимедийного комплекса, способствующие переносу разобщенных знаний и умений разных форм речевой деятельности в целостную учебную деятельность. Необходимость проведения таких уроков возникает всякий раз, когда необходимо сочетать схемы, таблицы, наглядность и прослушивание текстов. Применение мультимедийного комплекса на уроках иностранного языка позволяет учителю значительно разнообразить учебный процесс, сделать его более продуктивным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его деятельность. Каждое занятие вызывает у учащихся эмоциональный подъем, пробуждающий повышение мотивации даже у слабоуспевающих обучаемых. 
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников и учителей пользоваться компьютером как средством работы с информацией.
Целью работы является изучение возможности применения информационных технологий в процессе обучения иностранному языку в рамках компетентностного подхода
Предметом исследования является процесс обучения иностранному языку с использованием возможностей ИКТ. Исходя из этого, объектом исследования было избрано использование ИКТ на уроке для повышения эффективности обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования определяет те условия, которые обеспечили бы ожидаемые результаты использования современных информационных технологий, как эффективное средство повышения мотивации при обучении иностранному языку. Это может произойти, если: использование ИКТ технологий отвечает требованиям программы по иностранным языкам.
Цель, предмет и гипотеза исследования определяют его основные задачи:
проанализировать влияние информационных технологий на сферу образования;
изучить передовой педагогический опыт по использованию информационных и коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в рамках компетентностного подхода;
провести диагностику эффективности использования ИКТ при обучении иностранному языку
Практическая ценность заключается в следующем:
применение накопленного материала на практике, в работе с учащимися любого возраста и на всех уровнях обучения;
детальное знакомство с различными формами использования ИКТ на уроке иностранного языка;
определение специфики использования ИКТ при обучении ИЯ, как обязательного компонента на любом этапе обучения.
1.Влияние информатизации на сферу образования.
Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации. Будет целесообразным пояснить такие термины, как "информационное общество" и "информатизация общества".
Информационное общество – это "общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества". [2]
Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.
Так как образование находится между производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием с другой.
Современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным.
С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:
повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
разработка информационных технологий дистанционного обучения;
совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Итак, важнейшей задачей информатизация сферы образования является опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.
2. Компетентностный подход в обучении иностранному языку.
Изменение общественно-политической ситуации, развитие международных контактов во всех сферах, вовлеченность в эти контакты все большего числа россиян, международная интеграция привели к росту роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения. Изменилось и само понимание этого общения в языковой педагогике и шире – в образовании в целом.
Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед школой в связи с модернизацией отечественного образования. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
2.1 Классификация ключевых компетенций.
Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:
1. Ценностно – смысловая.
2. Общекультурная.
3. Учебно – познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально – трудовая.
7. Личностного совершенствования.
Данная классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика
1. Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
2. Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько ученик компетентен в бытовой и культурно - досуговой сфере (например, при организации свободного времени).
В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции. Современные УМК по иностранным языкам направлены как раз на формирование социокультурной компетенции, которая рассматривается как:
- готовность и способность находить общее и культуроспецифическое в моделях развития изучаемого и родного языков,
- находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках,
- строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.
4. Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Для этого нужно:
- находить нужную информацию в различных источниках как на бумажных, так и на электронных носителях на разных языках,
- отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное,
- определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение,
- эффективно использовать полученную информацию,
- сохранять информацию, защитив ее от нежелательных пользователей.
5. Коммуникативная компетентность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дети овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при написании анкет и писем.
6. Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. А.Н. Толстой считал, что «в человеке заложены безграничные источники творчества. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук с мольбою к справедливости, а ставя человека в подходящие общественные и материальные условия». Социально-трудовая компетенция направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданско-общественной и социально - трудовой деятельности. Основной способ - ролевая игра, в ходе которой ученики не просто практикуются в использовании языковых навыков, но и готовят себя к будущим социальным ролям.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В данной формации большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты.
В основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.
3.Применение ИКТ на уроках иностранного языка.
Во время моей работы стало очевидно, что только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.
Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационно-коммуникационных технологий и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов. Ведь современный ученик - это личность, которой всё интересно. Он много путешествует и общается, ему хочется знать о культуре других стран, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.
Мною были выделены основные цели применения ИКТ на уроках иностранного языка :
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка.
Также можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ : формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;
расширение активного и пассивного словарей;
приобретение культурологических знаний;
формирование культуры общения;
формирование элементов глобального мышления;
формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
формирование навыков работы в группе.
Я работаю по нескольким основным направлениям использования ИКТ на уроках:
1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
2. Создание собственных мультимедийных презентаций.
3. Использование ИКТ во внеклассной работе.
4. Использование ресурсов сети Интернет.
3.1 Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
Данное направление является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Число созданных компьютерных программ для изучения иностранного языка уже превышает число “обычных” школьных учебников. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов. Материал данных учебных “пособий” представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по иностранному языку. Данная часть программы может использоваться в качестве дополнительной работы на уроке. В программе может быть также предусмотрена обратная связь при выполнении определенных операций пользователем: отмечаются успехи обучаемого, при необходимости выдаются сообщения-подсказки. Компьютерные обучающие рекомендованы к применению на всех этапах обучения при формировании и совершенствовании грамматических, фонетических и лексических навыков. Однако при работе с такими программами , уже на первом этапе их использования, стало очевидно, что большая их часть оказывается неэффективной, поскольку все виды упражнений сводятся лишь к выбору правильного ответа и заполнению пропусков. Еще одним важным недостатком таких программ является отсутствие возможности изменить содержание программы, обновить и расширить базу данных учебных текстов, дополнить и изменить упражнения, с учетом уровня знаний учащихся того или иного лексического материала или в соответствии с учебным планом того или иного образовательного учреждения или конкретного учителя. Поэтому полноценное и систематическое использование компьютерных обучающих программ и систем в рамках обучения иностранному языку в общеобразовательной школе не представляется возможным. Учителя имеют возможности использовать только фрагменты программы на определенных этапах уроков по некоторым темам, которые лишь частично совпадают с материалом, предложенным для изучения в учебнике. На сегодняшний день наиболее популярными программами в использовании являются «Essential Grammar in Use», «Britannica»,  «Macmillan English Dictionary», «Bridge to English», «Jetzt online», «Kaleidoskop».
3.2 Создание собственных мультимедийных презентаций.
Нередко учителя-предметники жалуются на то, что достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. Презентации, создаваемые учителем, как раз и позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет мне визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволяет дополнительно акцентировать внимание учащихся на них. Презентации используются мною на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц я использую картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики по возможности выделяю анимационно наиболее сложную или важную информацию. Для закрепления изученного материала даю учащимся заранее созданные упражнения (например, с пропусками).Так как в классе есть электронная доска, учащиеся с удовольствием самостоятельно выполняют на ней различные задания. При этом экономиться большое количество времени, которое в ходе обычного урока тратиться на излишнее переписывание заданий. При создании мультимедиа поддержки урока необходимо четко определить его цели с учетом внедрения ИКТ. Одной из главных целей такого урока становится повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Уверена в том, что ИКТ позволяют мне показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной для учащихся стороны, вызвать интерес к данному вопросу. Использование различных ресурсов, сочетание разнообразных элементов позволяют учащемуся получить более полные и глубокие знания, сформировать собственные зрительные или слуховые образы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала. Таким образом, ИКТ сегодня становятся незаменимыми помощниками в повышении интереса и мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Самой популярной среди педагогов-предметников и наиболее простой в изучении и использовании является программа Microsoft PowerPoint, поставляемая в пакете программ Microsoft Office.
3.3Использование ИКТ во внеклассной работе.
Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр, создание школьной газеты на иностранном языке.
В ходе работы над учебными проектами учащиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко выполняют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, фото слайдов или видеороликов. Участие в таких проектах очень важно для учащихся, поскольку они приобретают необходимые навыки организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого по иностранному языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников. 
3.4Использование средств сети Интернет и электронной почты.
Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на иностранных языках. С одной стороны, это делает необходимым применение иностранного языка при использовании Интернета, а с другой – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.
Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по иностранному языку, которые проводятся различными организациями. В таких олимпиадах количество учащихся, как правило, не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения учащиеся, интересующие иностранными языками. Одной из таких организаций, проводящей олимпиады, является Центр дополнительного образования “Снейл” (www.nic-snail.ru).
Следующим направлением использования ресурсов сети Интернет является осуществление учащимися переписки по электронной почте в процесс обучения иностранному языку. Переписка с носителями языка в рамках международных коммуникационных проектов является прекрасным средством формирования межкультурной компетенции, что особенно важно при обучении иностранному языку. Переписка по электронной почте позволяет установить межкультурные связи, разрушить стереотипы и общепринятые взгляды.
4.Использование ИКТ в практической деятельности.
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения значительно обогатило арсенал методических средств и приемов учителя иностранногоязыка, в том числе позволило разнообразить формы работы на уроке и во внеурочное время, сделать занятия интересными и запоминающимися. Открылось множество возможностей в обучении, освоении знаний, организации учебного процесса. Как невозможна сегодняшняя жизнь без компьютера, так невозможна организация занятий (уроки, элективные курсы, факультативы) в школе без ИКТ.
В арсенале учителя появились не только новые организационные формы, но и новый современный инструментарий: интерактивная доска, электронные учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы. Весь арсенал средств ИКТ нацелен на то, чтобы помочь учащемуся выстроить систему своего самообразования, помочь в поисковой, творческой, познавательной деятельности учащихся.
Именно использование современных технологий позволяет сделать мои уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам.
Использование ИКТ на уроках позволяет мне в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации на моих уроках. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.
На уроках иностранного языка применение компьютера не самоцель, по-моему мнению, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю информационно-коммуникативные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.
В процессе работы я использую нестандартные методы обучения:
ролевые игры, дискуссии, интерактивные обсуждения, «мозговые штурмы", круглые столы, которые развивают языковую компетенцию учащихся и их социально активную позицию;
творческие учебные задания на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письма;
тестовые задания, помогающие осуществлять контроль овладения умениями и навыками; проектную деятельность, тематические презентации, применяющиеся для развития самостоятельной поисковой деятельности учащихся, в приготовлении которых учащиеся пользуются таблицами, плакатами и другим иллюстративным материалом;
На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателям иностранных языков. На таких сайтах я нахожу готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги, презентации и флипчарты, которые перерабатываю и использую в своей работе.
Несомненным преимуществом использования ИКТ является поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствования письменной речи, воспитание творческой, социально активной личности.
На уроках иностранногоязыка я использую обучающие и познавательные программы на CD и создаю программы в различных приложениях сама с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или его отработке и проверке.
Использование таких программ позволяет мне при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Чаще всего я использую программу Microsoft PowerPoint. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе. Для меня как учителя особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, я объединяю в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.        
Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:
простота (управления);
умеренное эстетическое оформление слайда;
соответствующий стиль подачи материала;
      Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя, его видение материала. В нашей школе много учителей иностранных языков, и каждый создает презентации по своему, со своим, только этому педагогу присущим подчерком. Одно неоспоримо: эти программы стали важным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Я создаю презентацию, учитывая способности конкретных учеников, их степень обученности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.
Применение мультимедийных презентаций на уроке, созданных при помощи этой программы, позволяет мне:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;
эффективнее использовать время на уроке;
создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
С Power Point я создаю презентации для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания, а также для актуализации, первичного закрепления ,обобщения и систематизации знаний.
Например, в 9 классе при изучении темы «Молодежь. Какие у них проблемы? Я использую компьютерную презентацию «Heutige Jugendliche. Welchr Probleme haben sie?» для закрепления лексических единиц и активизации их в речи учащихся.При изучении грамматики, возможно, анимировано выделять наиболее сложную и важную информации. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления.При изучении страноведческого материала наглядность незаменима, т.к., например, знакомство с достопримечательностями страны изучаемого языка должно сопровождаться их изображениями. Привлекает учащихся и такие уроки, как «уроки – путешествия», и на карте города они могут рассмотреть любую достопримечательность. Например, с помощью использования Power Point в 8 классе мы совершили виртуальную экскурсию в Германию и познакомились с главной ее достопримечательностью «Das Brandenburger Tor».
Наиболее продуктивными зарекомендовали себя мультимедийные презентации, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо - или самопроверку быстро и эффективно.
Также на своих уроках стараюсь максимально призывать учащихся включаться в творческий подход к обучению. По окончании работы по определенной теме прошу ребят на компьютере приготовить творческую работу, используя программы “Power Point”, “Excel” или просто “Word”. Предлагаю учащимся различную тематику для проектов, но при этом исхожу из практической значимости этой темы для самих учащихся. Вот только некоторые из тем: « Мой родной город», «Моя школа» и др. Так учащиеся предоставляют свои брошюры, буклеты, презентации или просто рефераты и проекты, которые представляют на уроках.
В школе в моем кабинете установлена интерактивная доска «Promethean». С помощью специальных маркеров на экран можно выводить любую информацию, выделять важное другим цветом, работать с любыми компьютерными программами. Кроме того, она имеет функции обычной доски, где «мелком» становится маркер. Им можно писать, потом стирать написанное ластиком.
Преимущества использования интерактивной доски на уроках иностранного языка:
возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности;
каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного процесса;
возможность быстрой переконфигурации материала;
повышение производительности процесса обучения за счет сокращения времени на индивидуальное взаимодействие с учеником;
возможность использования методик, ориентированных на развитие интеллекта, самостоятельное извлечение и предоставление знания, на продуцирование информации.
При использовании интерактивной доски на уроках иностранного языка я использую следующие виды образовательной деятельности:
• работа с текстом и изображениями;
• создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; (например, задания со скрытой информацией, задания на сопоставление, задания на группировку объектов, задания на создание модели объекта, задания на выбор варианта ответа, задания на создание последовательности);
• демонстрация и нанесение заметок поверх заданий;
• использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;
• демонстрация презентаций, созданных учащимися.
Таким образом, интерактивная доска помогает мне обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.
Использование интерактивной доски помогает мне правильно и четко построить план работы, зафиксировать на доске наиболее важные аспекты, наглядно показать и выделить значимые детали урока. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при введении урока с интерактивной доской.
Единственный недостаток использования интерактивной доски - необходимость временного ограничения работы с ней на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
В своей работе я использую следующую схему планирования урока с использованием ИКТ, состоящую из 4 этапов:
1. Концептуальный этап. На этом этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т.д.
Исходя из целей урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе. В соответствии с аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, учебно-игровые и т.д.
2. Технологический этап. На основе вышеуказанного выбирается форма урока иностранного языка (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, обучающий урок и т.д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса. На этом этапе я определяю необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийный компьютер, программные средства).
3. Операциональный этап. На этом этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся и т.д.) и их функциональные взаимосвязи.
На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т.д.
4. Педагогическая реализация. Основная цель данного этапа – перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств ИКТ требуется решение двух основных задач. Первая из них заключается в определении текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностью учащихся) – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этом этапе урока, связанным с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
За годы работы и постоянного поиска мною собрана коллекция дисков – это отличные электронные словари и энциклопедии, тематические курсы и просто детские игры.
На начальном этапе работы с ИКТ на уроках иностранного языка, наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.
Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее:
85 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее;  
55% считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
70% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций;
Как я уже отмечала выше, на начальном применения ИКТ на уроках иностранного языка заинтересованность в изучении предмета возросла, а также повысилась эффективность обучения. Таблица № 1. «Качественные показатели знаний и уровень обученности учащихся»за I,II четверть2014-2015 учебного года года Учебный год ОУ Качество знаний
2014-2015 I четверть 100% 76,4%
2014-2015 II четверть 100% 80%
полугодия) Анализ контрольных и проверочных работ показал, что учащиеся стали успешнее справляться с грамматическими и лексическими заданиями, а также с заданиями по работе с различными текстами, письму и говорению. В качестве примера приведу результаты работ учащихся 5г класса (14 человек) за I и II четверть 2014 – 2015 учебного года в сравнении:
Совершенствование ЗУН по основным видам речевой деятельности
Виды
речевой деятельности I четверть
2014-2015уч. год II четверть
2014-2015 уч. год
АудированиеЧтение
Грамматика
Письмо
Говорение 68%
68%
65%
50%
70% 74%
82%
75%
58%
81%
Для оценивания учебных достижений накоплено достаточное количество контрольно-измерительных материалов: тестовые задания, разноуровневые контрольные и проверочные работы, для старших классов варианты заданий в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
Результатом работы с использованием ИКТ можно считать то, что дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку, а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.
Хотелось бы сказать, что многие учителя так же, как и я, именно в процессе творческого поиска интуитивно пришли к осознанию необходимости использования информационной технологии непосредственно на уроке.. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что посредством применения мультимедийных продуктов мне удается добиваться от учащихся воспроизведения информации не на репродуктивном, а на осмысленном, и даже творческом уровне. Использование ИКТ на моих уроках повышает интерес и мотивацию у учащихся к изучению иностранного языка. Результатом обучения становится креативно - мыслящий творческой направленности человек, способный решать любые поставленные перед ним задачи, что важно не только для конкретной личности, но и для страны в целом.
Благодаря использованию информационных технологий на уроке иностранного языка, мои ученики способны применять знания, полученные на уроке для решения практически-познавательных задач и проблем, владеют практическими навыками анализа информации, навыками самостоятельной работы, навыками самоорганизации, являются активными участниками образовательного процесса.
Заключение
В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии – это мощный инструмент преподавания иностранного языка, который способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.
Использование ИКТ на уроках иностранного языка – на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.
Анализируя на начальном этапе опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
индивидуализировать учебный процесс;
Что касается результативности, использование ИКТ способствует повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению иностранного языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний. Позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися и не выходит за рамки компетентностного подхода обучению иностранному языку. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению иностранного языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Результаты исследования на начальном этапе внедрения использования ИКТ на уроках иностранного языка, подтвердили эффективность использования новых информационных технологий в процессе обучения.
На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в обучении иностранному языку и нуждается в дальнейшем исследовании.