Технологическая карта урока. ФГОС ООО. Понятие о машине. Понятие о механизмах

Урок технологии в соответствии с ФГОС по теме
Тема урока Понятие о машине. Понятие о механизмах. 5-й класс
Учитель Андреева Елена Ивановна
Предмет: технология мальчики Класс: 5"а" Дата:
Учебник (УМК): А.Т.Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии»
Задача урока: формирование знаний о процессе строгании древесины.
цели:
образовательные:- изучить виды технологических машин, устройство механизмов;
воспитательные:- воспитывать трудовые навыки, прививать интерес к предмету: «Технология»;
развивающие: формирование практических умений и навыков при работе с винтовыми механизмами.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: образцы механизмов, слесарный верстак, проектор, компьютер, презентация.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты

Планирование собственной деятельности. выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Изучить понятие о машине, видов технологических машин. Принцип преобразования вращательного и поступательного движения.

Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

ХОД УРОКА
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Приёмы, УУД

1. Организационный момент
Активация учащихся.
– Добрый день! На столе лежат прямоугольники с порядковым номером, детям предлагается взять прямоугольники и занять рабочее место в соответствии с указанным номером (Проверка готовности класса. Настраивает учащихся на работу.)
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрацией презентации «Разновидности машин» (Слайд №1) Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Давайте вместе попробуем выяснить тему урока . Вы готовы в этом разобраться? Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо знать механизмы и машины? Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить? (Слайд №3). Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Помогает, советует в планировании.
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.
Выявить уровень знаний и систематизировать их.
Предлагает ответить на вопросы: – Поднимите пожалуйста руку, какие виды технологических машин вы знаете? – А кто считает, стоит ли изучать механизмы и машины ? Если да, то почему? Дома вы провели опрос: Какие технологические машины имеются у вас дома? Давайте вместе подведём итог собранной информации. (Слайды №4) Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Вопрос: какие вы знаете энергетические машины?
Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Демонстрирует презентацию (Слайд № 5). Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы:
1.Как можно перевести один вид энергии в другой?
2.Что такое машина?
Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её урока:
Познакомится с понятиями "Машина","Механизм","Деталь","Соединение"

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы, называть виды строганных инструментов.

5. Первичная проверка понимания. (поисково-исследователь-ский этап)
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
Задает вопросы: 1.Предлагает учащимся рассмотреть различные виды механизмов.
2.На примере зажима верстака сказать что преобразует данный механизм (вращательное движение в прямолинейное)
3.Выполнить кинематическую схему механизма зажима.

1. Рассматривают механизмы и дают им определения.
4. Фиксируют определения.





Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;
структурировать знания;
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
давать определения новым понятиям темы;
называть механизмы, назвать основные детали механизмов.

6. Первичное закрепление.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
Предлагает задания на «новое» знание
- Определи, какое из этих машин являются энегритическими6самолет, паровоз, холодильник?
- Назови основное назначение рабочих машин. Можно ли к ним отнести пылесос и почему?
- Как ты думаешь, в обозримом будущем машины могут заменить труд человека? Приведи примеры и дай объяснение?
- Зачем созданы и создаются механизмы? Можно ли роликовые коньки и скейтборд отнести к механизмам?
- В каких механизмах вращательное движение винта преобразует в поступательное?
Каковы главные функции машин?

Осуществляют учебные действия по намеченному плану Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Водный инструктаж.
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.
Предлагает ученикам рассказать о безопасность труда при выполнения работы. Консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Практический этап
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
Предлагает выполнить задание :
1.Вычертить в тетрадях условные обозначения на кинематических схемах подвижных соединений.
2.Изучить зубчатый механизм ручной дрели и определить его назначение.
3.Начертить кинематическую схему данного механизма
Самостоятельно определяют название механизма, основные элементы механизма.
Предметные УУД:
Определять пиломатериалы. Познавательные УУД:
умение сформулировать алгоритм действия: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Домашнее задание:
1. В графическом редакторе Paint изобрази кинематическую схему цилиндрической зубчатой передачи. Перенеси его в текстовый редактор Microsoft Wjud и подпиши его. 2. Составьте кроссворд, дайте к ним комментарии(по данной теме) 4. Найдите из истории развития соединения деталей
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание
Регулятивные: умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9.Рефлексия деятельности
1) Осмысление процесса и результата деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке.
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Предлагает оценить работу в паре (сосед).
Предлагает оценить факт достижения цели урока
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
Оценивают степень достижения цели,
Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать
Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



15