Проектирование системной работы с педагогами на тему « СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проектирование системной работы с педагогами на тему
« СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА»
Выполнила: Иванова Н.А.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5
г. Гусиноозерск, 2016
Актуальность
Музей – особое, специально организованное пространство способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени. Решению данной проблемы способствует музейная педагогика, которая в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе образования создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию, средства и методы которой включают культурное наследие в систему образования, преодолевают разрыв между образованием и культурой, интеллектуальным и нравственным содержанием личности.
Мини-музей помогает коллективу решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.
Музейная педагогика:
- является действительным модулем и средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у школьников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами школы.
Конечно, в условиях школы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Положительного результата в данном проекте можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
Проектная деятельность, основанная на музейной педагогике отвечает основным принципам заложенным в ФГОС:
1) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) сотрудничество Организации с семьей;
4) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения школьников, и одной из наиболее эффективных на мой взгляд стал проектный метод по созданию мини-музеев и формированию музейного пространства школы.
2. Технологическая ситуация по теме:
« СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ»
Цель: Организация системы работы по внедрению проектного метода «Мини-музей школы» в образовательный процесс.
Цели
Действия
Средства
Результат
Провести диагностический анализ уровня развития проектной деятельности в школы.
Осознание педагогами необходимости музейного пространства в организации образовательного процесса
Вызвать у родителей интерес к совместной проектной деятельности, вовлечь родителей в музейное дело
Целевое пространство:
Анкетирование педагогов
Проведение консультации и разработка памятки по теме «Организация мини-музея в школе»
Проведение консультации для родителей по теме «Мини-музей в школе как средство воспитания и образования детей школьного возраста»
Анкета
(приложение 1)
Консультация для учителей
(приложение 2)
Консультация для родителей
(приложение 3)
У педагогов возник
интерес к теме.
Педагоги понимают значимость музейного пространства в организации образовательного процесса с детьми и родителями
Родители заинтересованы в создании мини-музея и принимают активное участие в организации
Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий
проектирования через интерактивные формы методической работы.
2. Поисковое пространство
2.1.Семинар - практикум «Формирование музейного пространства.
Пошаговое составление паспорта мини-музея»
Цель: Способствовать развитию профессиональной компетенции, учить составлять документацию по проектированию мини-музея в школе.
2.2.Конкурс «Разработка педагогами паспортов мини-музея»
Цель: Активизировать творческое мышление педагогов, способствующее внедрению инновационных проектов в образовательный процесс школы.
Памятка для учителей. Этапы работы создания мини-музея»
(приложение 4)
Паспорт мини-музея
(приложение 5)
Положение о конкурсе мини-музеев
(приложение 6)
Педагоги овладели
теоретическими, технологическими знаниями
проектирования и
практическими
проектировочными
умениями.
Включение педагогов в
активную деятельность по созданию музейного пространства
Повысился уровень
теоретических знаний педагогов.
Появился интерес к совместной проектной деятельности
Провести анализ разработанных проектов мини-музеев и их апробации в образовательном процессе ДОУ.
Развивать презентативные и рефлексивные умения воспитателей
3.Внедрение работы мини-музея в образовательный процесс школы
Презентация лучшего мини-музея
(приложение 7)
Педагоги освоили идеи и метод проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
Родители стали активными участниками музейно - педагогического процесса.
Обоюдно раскрылся творческий потенциал всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
3. Система средств к технологической ситуации
Приложение №1 Анкета для педагогов «Мини-музей в школе»
Приложение №2 Консультация для учителей «Организация мини-музея в школе»
Приложение №3 Консультация для родителей «Мини-музей как средство воспитания и образования детей школьного возраста»
Приложение №4 Памятка для учителей «Этапы работы создания мини - музея»
Приложение №5 Паспорт мини-музея