Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников на уроках литературного чтения


Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников на уроках литературного чтения.
Попова Л.А.
Учитель начальных классов
МОУСОШ с УИОП №1
Г. Советска. Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т. п.
Развитие у младших школьников общеучебных умений и навыков, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования. Формирование этих сложных психологических структур – залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Сам факт использования ребенком общеучебных умений и навыков в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности.
Под общеучебными умениями и навыками следует понимать умение видеть проблему, умение давать простейшие определения понятиям, умение сравнивать и классифицировать, умения обобщать и делать выводы, умения отстаивать свои идеи и ряд других умений и навыков. Уже сам перечень данных умений и навыков свидетельствует об их важности и значимости не только в учебной деятельности школьников, но и в повседневной жизни.
Выучить ребёнка по всем предметам на «5» - это всё равно, что накормить его сегодня; сформировать у него общеучебные умения и устойчивую мотивацию познания – значит научить его добывать себе еду всю жизнь.
Эффективность обучения любому учебному предмету зависит от многих факторов, но одним из важнейших является уровень умения учеников самостоятельно учиться, который зависит от уровня владения ими общеучебными умениями и навыками.
Общеучебные умения и навыки дают возможность учащимся наиболее рационально учиться по всем предметам, осуществлять наиболее эффективно все виды деятельности, входящие в учебный процесс.
Все общеучебные умения и навыки можно разбить на 4 группы:
учебно–организационные (обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности); учебно-информационные (способствуют нахождению, преобразованию и использованию информации для выполнения учебных задач);
учебно-логические (обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач);
учебно–коммуникативные (поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности ).
Для формирования ОУУН в начальных классах наиболее подходят следующие формы и методы:
-учебно-организационные (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний),
-учебно-интеллектуальные (объяснительно-иллюстративные ,репродуктивные,частично-поисковые методы),
-учебно-коммуникативные (технология формирования типа правильной читательской деятельности,групповая форма организацииучебной деятельности учащихся),
-учебно-информационные(составление простого плана,пересказ,работа с учебниками,энциклопедиями,словарями,извлечение информации из текста,схемы, иллюстрации,представление информации в виде текста,схемы,таблицы)
.Среди всех ОУУН самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение бегло читать.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом. В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника. Поэтому задача читательского развития учеников младших классов является первостепенной. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей работе использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения разделены на четыре группы:для развития сознательного чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения,для развития правильности чтения.
Упражнение для развития сознательного (осознанного) чтения:
Первая группа – логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка стриж;
Зелёный, синий, красный, жёлтый.
Липа, берёза, ель, сосна;
3. Какое слово лишнее и посему?
Красивый, синий, красный, жёлтый;
Молоко, сметана, творог, мясо;
Василий, Фёдор, Семён ,Иванов, Пётр;
Ель, сосна, кедр, осина.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковые количество букв;Они одного рода;
Они состоят из двух слогов.
5. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
Кара, лото, боксёр;
6. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама.
Пуговица, молоток, лава;
7. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
Мак, липа, клён, ромашка, бёрёза, ландыш, дуб.
8. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник,
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
Вторая группа – игры по составлению слов со словами.
1. Найди слова в слове.
Кустарник, шоколадка, гастроном.
2. Подбери пару.
загар занимательный
звонок золотистый
забор знаменитый
зубр зелёный
задача звонкийземляника зрелый3. Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р.
4. Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда. (Картина)
5. Ребусы
Рона рота ка\ва кон\та
6. Загадки. (любые, которые подходят к теме урока).
Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
1. Составьте текст (перестановка предложений) Тексты подбираются к теме урока.
2. Составьте предложение (3-4) к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3. Закончи рассказ.
Дежурные.
Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…
Четвёртая группа – работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста. Озаглавь части.
Упражнение для формирования правильности чтения:
Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Назови картинки – 5 предметов (в II, III и IV кл. - количество увеличивается).
1.Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх, закрыть. Перечислить все предметы.
2.Опиши предмет.
3.Повтори после меня (слова сходны по звучанию).
4.Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
5.Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
6.Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
7.Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
8.Выбери из всех слогов – слоги-слияния, слоги со стечениями согласных, закрытые слоги.
9.Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т. д.
10.Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й), (показать 5-6 предметов).
11.Перескажи ранее прочитанный текст без предложения.
12.“Фотоглаз”.
13.Повтори скороговорку, предложение, текст.
14.Заучивание четверостиший.
Вторая группа – упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;
Мышка – мошка – мишка – миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые приставки, окончания.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, масло – смола.3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев;
Красное, белое ,голубое, чёрное, жёлтое;
Кукла, мама, папа, лапа, ложка.
4. Чтение “перевёртышей”
А роза упала на лапу Азора;
Иди искать такси, иди.
5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.
Упражнения для развития выразительности чтения
1.Чтение слова с разными оттенками интонации.
2.Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3.Упражнения для дыхания.
4.Упражнения для развития голоса.
5.Упражнения для дикции.
6.Чтение небольших стихов.
7.Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
8.Чтение по ролям, в лицах.
9.Использование “памятки”:
а) представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай чётко слова и окончания;
в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
Учу читать не только на уроках чтения,использую любую возможность упражнять детей в чтении, осознании читаемого текста,задания,задачи,упражнения,постепенно приучая детей к мысли,что учебник или книга «разговаривает» и научает только тех,кто внимательно и вдумчиво читает её строки.
Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным, занимает не один год, многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Общеучебные умения также как и весь необходимый материал (объём знаний) должны быть включены в структуру учебной деятельности учащихся, стать предметом целенаправленной их активности, только тогда они будут контролироваться сознанием, а поэтому будут полезными, правильными.