Занятие по предмету Мир деятельности
Занятие по курсу «Мир деятельности» во 2 классе на тему «Личные качества ученика. Самостоятельность»
Уфа 2015
Занятие по курсу «Мир деятельности» во 2 классе на тему «Личные качества ученика. Самостоятельность»
Цель: сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении.
Основные структурные элементы урока:
Новое знание урока заключается в представлении о понятии «самостоятельность» в учебной деятельности.
Задание на пробное действие заключается в определении действия, которое поможет ученику проявить свою самостоятельность на учебе.
Фиксация затруднения состоит в отсутствии обоснованного ответа при определении действия, котрое поможет ученику проявить свою самостоятельность в учебе.
Фиксация причины затруднения: «Мы не знаем действие, которое поможет ученику проявить свою самостоятельность в учебе».
Цель деятельности учащихся: «Узнать действие, которое поможет ученику проявить свою самостоятельность в учебе».
Фиксация нового знания осуществляется с помощью эталона качества «самостоятельность» и включения данного знания в систему знаний на солнышке с качествами ученика, помогающими ему успешно учиться.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Мотивация к учебной деятельности. - Начнем урок с оценки своих умений на «Лесенке успеха».
- Оцените свои умения по предыдущей теме «Учимся понимать друг друга без слов». В этом вам поможет «Копилка достижений», которую вы заполняли в течение недели.
- По каким правилам (критериям) вы предлагаете себя оценить?
-Что вы видите?
-Как вы думаете, что вы сегодня будете открывать на уроке?
-Поднимите руку, кто готов САМ открыть качество, необходимое в учебе?
-Как называется качество ученика, когда он Сам что-либо делает?
-Кто догадался, какая будет тема нашего урока?
-Зафиксируем тему на доске.
-Действительно, вы сегодня узнаете именно об этом важном качестве ученика.
-По каким учебным шагам будет строиться наш урок?
-Зафиксируем на доске.
-Что нужно сделать, чтобы настроиться на позитивную работу?
-Закройте глазки и вспомните ваши успехи на прошлом уроке. Откройте глазки. Кто готов покорять новые вершины, поднимите руки? Учащиеся под руководством учителя предлагают критерии для оценивания умения применять знание по соответствующей теме.
- качества ученика
- новое качество ученика
- самостоятельность
- самостоятельность
1. Повторение.
2. Пробное действие. 3.Фиксация затруднения.
4. Постановка цели. 5. Поиск решения. 6. Применение нового знания. 7.Итог
- вспомнить свои успехи или улыбнуться своим будущим победам, или пожать друг другу руки Коммуникатичные, Личностные, Регулятивные
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. -С чего начнем урок?
1. Повторение знаний о целеустремленности.
-Послушайте стихотворение и определите, о каком качестве идет речь.
Наметил цель Сергей и действует по плану.
Свой результат стремится получить.
Его желание серьезно, нерушимо,
Не думайте его остановить!
-О каком качестве мы будем говорить?
-Кто может обосновать свой ответ?
-чем воспользуетесь для обоснования?
-Из каких слов состоит слово «целеустремленность»?
-То есть это какой человек?
-Действительно, целеустремленный ученик ставит цель, далее действует согласно поставленной цели, чтобы получить намеченный результат.
2. Уточнение значения слова «самостоятельность».
-А сегодня мы будем открывать новое значение о качестве ученика «самостоятельность».
-Давайте посмотрим на значение этого слова. Из каких частей оно состоит?
-Как вы понимаете заложенный в нем смысл?
-Встаньте возле парт и покажите, как нужно устойчиво стоять?
-Правильно, на обеих ногах. Представьте, что вы едете в поезде, который качается. Примите устойчивое положение. Расставьте ноги чуть шире, одна немного впереди другой.
-Итак, первую часть эталона вы открыли: самостоятельный ученик действует…
-А что он должен делать сам? (заполняем табличку:Сам… Ставлю цель
Сам… Действую
Сам… Получаю результат
Сам… -А зачем он должен сам ставить цель?
-Если он далее будет действовать не сам, можно ли тогда его будет назвать самостоятельным?
-К чему должны привести его действия?
-На какой эталон похожи данные качества ученика?
-Получается, что целеустремленность и самостоятельность – это одно и то же качество?
-Те, кто ответил «нет», почему вы так решили?
-Да, у нас не заполнена последняя строчка в эталоне. А может быть ее не нужно заполнять?
-Необходимо проверить наши предположения. Повешу знак вопроса.
3. Задание на пробное действие.
-Выполним следующий шаг урока – пробное учебной действие.
-Я предлагаю вам записать на листе недостающее действие ученика, которое позволит ему проявить самостоятельность в учебе. Работать будем в группах. И для начала работы, давайте вспомним правила работы в группах.
-у кого есть ответ? Зачитайте, какие варианты у вас получились.
-Кто уверен, что его ответ правильный? Обоснуйте свой ответ.
-В чем ваше затруднение?
-Мы столкнулись с затруднением. В этом случае надо остановиться и подумать. - с повторения необходимых знаний, которые нам пригодятся при открытии
- целеустремленность
- эталоном целеустремленности
- цель, стремлюсь
- который стремится к цели
- сам, стою
- Действую сам. Сам чего-то стОю, сам стоЮ устойчиво на ногах
- сам
- сам ставит цель, сам действует, сам получает результат
-чтобы понимать, что он сам будет делать, к чему стремиться
- нет
- к результату
- на целеустремленность
- да/нет
- еще не все строчки эталона заполнены в таблице
-нужно, т.к. самостоятельность и целеустремленность – это разные качества
Учащиеся записывают свои предположения на листе.
- мы не можем обосновать свой ответ
Коммуникатичные, Личностные, Регулятивные,
Познавательные
3. Выяснение места и причины затруднения. -Какое задание нужно было выполнить?
-Почему вы не смогли точно определить последний элемент эталона?
-молодцы, вы поняли, что вы не знаете. - записать недостающее действие ученика, которое позволит ему проявить самостоятельность в учебе
- мы не знаем, какое действие ученика позволит ему проявить самостоятельность в учебе Коммуникатичные, Регулятивные,
Познавательные
4. Построение проекта выхода из затруднения. -Поставьте перед собой цель.
-Я предлагаю вам следующий план действий: сначала вы послушаете историю из школьной жизни, в которой содержится ответ на ваш вопрос, далее вы в группах проанализируете рассказ по вопросам. После обсуждения истории сделаем вывод. Я вам раздам листы для фиксации результата работы в группах.
-А в конце что необходимо составить?
-Молодцы, у нас получился план. - узнать, какое действие ученика позволит ему проявить самостоятельность в учебе
- эталон
Коммуникатичные, Регулятивные,
Познавательные
5. Реализация построенного проекта. -Итак, история.
«Ученики дома выполняли творческое задание: собирали из пазлов шар. В понедельник каждый принес свою работу в класс. У Миши был очень красивый, аккуратный шар. А у Ромы шар был собран неровно.
Учитель предложил рассказать мальчикам о своей работе. Рома с удовольствием сообщил друзьям о том, как он подбирал пазлы по цвету и форме. А Миша отказался отвечать… Он вспомнил, как вчера вечером мама сделала всю работу за него.
На перемене Миша случайно урони шар. Шар рассыпался. Миша расстроился, так как понял, что сам собрать шар он не сможет».
-Я даю вам 5 минут, чтобы обсудить ответы на вопрос, заполнить таблицу и представить свои результаты.
-какую цель поставил перед собой Рома? А Миша?
-Как они действовали?
-Какой результат они предъявили?
-Кто из них может ответить за свой результат?
-Сделаем вывод. Что отличает самостоятельного ученика от несамостоятельного?
-Вы можете до конца заполнить эталон? (да. Он сам отвечает за результат)-Запишем на доске.
-Вы преодолели затруднение?
-Какой результат вы получили?
-Молодцы! Действительно, теперь можно добавить еще один лучик на наше солнышко качеств ученика.
-Запишите его. - сложить шар
- шар
- Он не только ставит перед собой цель, но и действует, получает свой результат и может ответить, объяснить, как получил этот результат
- да
- мы открыли для себя качество ученика «самостоятельность»
Коммуникатичные, Регулятивные,
Познавательные
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Задание на запоминание эталона.
-Прочитайте хором эталон «самостоятельность».
-Как действует самостоятельный ученик?
-Молодцы!
-Теперь я вам предлагаю восстановить эталон «самостоятельность», который вы только что открыли. Посмотрите на задание.
-В нем пропущены главные слова. Ваша задача - составить пару, выбирая из первого столбика строчку, из второго - нужное слово, которое может стоять в середине или в конце предложения. Результат запишите.
2. Задание на применение эталона.
-В начале урока вы послушали историю, которая помогла нам открыть новый эталон. Сейчас я прочитаю еще одну историю про двух учениц: Дашу и Лену. А вы сделайте вывод, опираясь на эталон: Даша повела себя как самостоятельная ученица или нет. Чтобы сделать этот вывод, вы будете заполнять первую часть таблица в задании №2 ученого пособия.
«Ученики в парах составляли головоломку. Лена и Даша подумали и решили, что это будет ребус. Они приступили к заданию. Даша попросила Лену начать первой выполнять задание, а сама стала наблюдать за подругой. Когда время подошло к концу, Даша захотела представить результаты работы. Девочка показала ребус, но решить его сама не смогла».
-Итак, кто смог ответить на вопросы таблицы и сделать вывод? Зачитайте свои варианты ответов.
- Сам ставлю цель, сам действую, сам получаю результат, сам отвечаю за свой результат
- Даша сама поставила перед собой цель. Даша не сама действовала. Даша не сама получила результат. Даша не смогла рассказать, как получила результат. Вывод: Даша не самостоятельный ученик. Коммуникатичные, Регулятивные,
Познавательные
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Молодцы! Вы все правильно выполнили. Давайте дальше выполним самостоятельное задание с самопроверкой, чтобы проверить, все ли вы запомнили и поняли. Заполним таблицу про Лену. Дослушайте историю до конца:
«Лена вышла к доске и сама смогла объяснить классу, как она выполняла задание».
-Скажите, Лена проявила самостоятельной в учебе? -Проверьте свою работу по образцу.
-На кого из девочек вы хотите быть похожи? Почему? - да Коммуникатичные, Регулятивные,
Познавательные
8. Включение в систему знаний и повторение. -Ребята, а где вам пригодится самостоятельность?
-Кто считает себя самостоятельным? Почему?
-Я знаю одну историю, послушайте. «Один ученик приставал к учителю с бесконечными вопросами. Учитель предложил ученику выбор: «Я смогу ответить на твои вопросы, а могу научить тебя самостоятельно искать на них ответы. Представь, что я поймал рыбу и накормил тебя…один раз – или научил тебя ловить рыбу самостоятельно и ты можешь сам себя накормить. Что ты выбираешь?»
-А что вы выбираете?
-Эта ситуация касается только рыбной ловли?
-ему учит эта история?
-Кто из вас захотел быть самостоятельным, развивать в себе это качество?
-Недавно в школе произошел такой случай. Аня и Женя сейчас его покажут (инсценировка)
Учитель (Аня): Ребята, вам нужно было подготовить свои сообщения по окружающему миру. Игорь, расскажи, какое сообщение ты подготовил?
Ученик (Женя): Ольга Николаевна, я подготовил сообщение о космосе.
Учитель (Аня): Расскажи кратко классу свое сообщение.
Ученик (Женя): У меня получилось большое сообщение. В Интернете много материала. Я не готов рассказать о том, что написал.
Учитель (Аня): Очень жаль, Игорь, я не могу оценить твою работу.
-Рассмотрим ситуацию. Посмотрите на эталон самостоятельности и скажите, какое действие Игорь не смог сделать? (не смог ответить за результат своей работы)
-А у вас были такие ситуации в жизни?
-что вы делали в этом случае?
-Что вы посоветуете Игорю, чтобы он не попадал в такие ситуации?
-Сделаем вывод: отвечать за свой результат, быть ответственным – это очень важное проявление самостоятельности. Коммуникатичные, Личностные, Регулятивные,
Познавательные
9. Рефлексия деятельности на уроке. -Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
-О каком качестве вы сегодня узнали?
-Зачем надо знать об этом качестве?
-Как же учится самостоятельный ученик?
-А для чего ученику надо быть самостоятельным, ведь это так сложно?
-Оцените свои знания на уроке на «Лесенке успеха». По критериям на доске.
-кто из вас может рассказать, почему вы так себя оценили?
-Вы еще только учитесь быть учениками, и я уверена, что вы все станете успешными людьми. Коммуникатичные, Личностные, Регулятивные,