Проект интегрированного урока (внеурочного занятия) Русский язык, раздел: «Имя существительное. Повторение». ОРКСЭ, Светская этика, тема: «Добро и зло»
4 класс
Челомина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ №3» г. Аши, ОС «Школа 2100»
Проект интегрированного урока (внеурочного занятия)
Русский язык, раздел: «Имя существительное. Повторение».
ОРКСЭ, Светская этика, тема: «Добро и зло»
Просто учиться читать, писать, решать – это «деятельность без цели». Мы должны не просто учиться, а учиться добру.
К.Д. Ушинский
Тема: Размышляем над словами.
Слово «доброта».
Цели: повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имён существительных, фонетический и словообразовательный разборы слов;
закрепить название разделов науки о языке, знать, что изучает данный раздел;
формировать умение распознавать конкретные и отвлечённые существительные;
формировать представление о многозначности имён существительных и их роли в речи;
формирование нравственных представлений учащихся о добре:
воспитывать стремление совершать добрые поступки;
раскрыть понятия «добро»;
развивать терпимое отношение друг к другу;
организовать групповую работу.
Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста, интернет - ресурса.
2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные результаты
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского; карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке; «Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник»; «Толковый словарь русского языка», экран, проектор, компьютер, учебник «ОРКСЭ. Светская этика», учебник «Русский язык. 4 класс» Р.Н.БунеевНазвание этапа Ведущая деятельность
учителя учащихся
1.Орг. момент. (1 мин) - приветствие гостей, запись числа.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
2. Актуализация знаний (7 мин)
- А общение на сегодня обещает быть очень интересным и увлекательным.
Потому что у нас сегодня будет не простой урок, а урок – исследование.
Стр. 7 упр.210 (учебник «Русский язые»)
- Прочитайте и назовите тему нашего урока:
- «Слово»
- Итак, ребята, тема - «Слово». Но слово это не простое, а очень важное и нужное. Послушайте стихотворение про это слово
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Догадались, что это?
- Верно, ребята, это слово «Доброта». – Сердец ДОБРОТА.
- Великий русский педагог К.Д.Ушинский (учитель показывает портрет Ушинского) считал, что просто учиться читать, писать, решать – это «деятельность без цели». Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой»
- Что вы хотите узнать об этом слове?
2) - Как вы думаете, а какая цель нашего урока?
- Это исконно русское слово, которое люди используют с давних времён! Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке и составим памятки (см. рабочий лист).
Итак, в добрый путь по разделам русского языка!
- Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.
- Работать будете в группах.
Правила работы в группах:
Уважай мнение товарища;
Не перебивай;
Говори кратко и ясно Возможные ответы детей: Что такое «доброта»? Откуда пришло это слово? Узнать его лексическое значение; Много ли синонимов у слова «Доброта»? А антонимов?
Дети делятся на группы.
3. «Открытие» нового знания (10 мин) .
1) Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.
- Итак, мы начинаем изучение слова «Доброта», и мы отправляемся в I раздел науки о языке – ЛЕКСИКУ.
- Что же означает это слово «доброта»?
– Верно. В каком словаре русского языка мы найдём ответ на этот вопрос?
- Вы назвали несколько значений. Какой вывод можно сделать?
– Правильно. И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова-синонимы и слова-антонимы. Напомните мне, что такое синонимы? Что такое антонимы?
– Попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным на доске:
добрые дела
добрый человек
добрый совет
добрые знакомые
- Словари ещё бывают не в книгах, а виртуальные.
- В интернете есть словарь, который называется ВИКИПЕДИЯ.
- Попробуем поработать с таким словарём, посмотрим как им пользоваться.
- Итак, ребята, новое.
- Обычно, раскрывая понятие, мы берём предмет или картинку и говорим, например: «Это книга». А можно ли нарисовать доброту? Какого цвета нужно взять краски и почему?
- Все существительные, которые обозначают конкретные предметы, можно пересчитать. Поэтому их так и назвали – конкретные существительные. (Карточка с понятием прикрепляется на доску)
К ним можно подставить имя числительное, например: две книги, три книги и т.д. А к нашему существительному можно подставить числительное и посчитать? Давайте попробуем.
- Не получается? Так вот, такие существительные называются отвлечёнными (карточка с понятием прикрепляется на доску) Они, как правило, употребляются в форме только одного числа - либо единственного числа, либо множественного. Помните об этом, когда мы будем рассматривать это слово в других разделах языка.
- А теперь попробуйте, составить и записать предложения с нашим исследуемым словом в разных значениях
Вывод. - Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики?
Дети работают в группах с «Толковым словарём русского языка» Ожегова, Даля, со статьёй из учебника по ОРКСЭ.
– Это слово многозначное.
– Синонимы – это слова, близкие по значению.
Антонимы – это слова, противоположные по значению.
Каждая группа получает для работы одно словосочетание.
Добрые дела – полезные, хорошие, нравственные дела.
Ужасные, страшные, скверные дела.
Добрый человек – добродушный, добросердечный, гуманный человек. Злой человек.
Добрый совет – хороший, отличный, превосходный совет. Плохой, никудышный, глупый совет.
Добрые знакомые – лучшие, близкие, дорогие знакомые. Нехорошие знакомые.
Ученик (одна группа) работает у компьютера с интернет – ресурсом ВИКИПЕДИЯМожно предложить ученикам выполнить творческую работу.
Дети пытаются это сделать
Называют предложения:
- Всё добро сгорело во время пожара.
- Надо делать людям добро бескорыстно.
Дети: - “Доброта” - это слово:
• оно имеет лексическое значение, многозначное;
• к нему можно подобрать синонимы и антонимы;
с данным словом можно составить любые предложения.
4. Первичное закрепление (10 мин)
1) Исследование слова “Доброта” через ФОНЕТИКУ.
- Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.
- Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?
(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию).
- Теперь исследуем наше слово “доброта” и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?
- Звукобуквенный анализ слова “доброта”.
(Один ученик выполняет звукобуквенный анализ слова – у доски, остальные работают в тетрадях)
Дети: Доброта [дабрата] – 3 слога, 7 букв, 7 звуков
Вывод: - Итак, сколько же звуков [о] в слове ДОБРОТА? (Звука [о] в этом слове нет).
2)Исследование слова “Доброта” через ОРФОГРАФИЮ. - Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука [о] в этом слове, а букву О пишем в двух случаях?
- А какой же раздел науки о языке подскажет нам правильное написание этого слова?
- Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? Напомните, пожалуйста, это правило.
Они безударные, в слабой позиции
Орфография
Дети: - Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.
- “Доброта” - ударение падает на III слог;
- Безударные гласные в I и II слогах;
- Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;
- Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.
- Молодцы!
Вывод: - Все безударные гласные в этом слове проверяемые ударением. (дети вывешивают на доску плакат с результатами исследования)
3) Исследование слова “Доброта” через МОРФЕМИКУ.
- Следующий раздел науки о языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, он изучает состав слова. Из каких частей может состоять слово?
Дети: - Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания.
- Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “ДОБРОТА” и при помощи чего оно образовано?
- Ребята, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ) .– Давайте проведём соревнование, какая группа больше подберёт родственных слов к данному слову.(Дети работают в группе, через две минуты зачитывают родственные слова к слову «доброта»)
– В « Словообразовательном словаре русского языка» Л.Н.Тихонова я нашла более 100 слов с корнем -добр-. Загляните и вы в этот словарь: выпишите. Это какие? (Сложные)
Докажите!
( добродушный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный)
Вывод:
- Итак, слово “доброта” образовано при помощи суффикса и состоит из корня, суффикса и окончания. (На доску вывешивается плакат с разбором слова «доброта» по составу)
4) МОРФОЛОГИЯ
– Что исследует раздел морфология?
– Какой частью речи является слово доброта?
– Посмотрите в памятку стр.39 «Части речи» и выполните разбор.
ДЕТИ – Морфология – это раздел науки о языке, который изучает части речи.
ДЕТИ – Морфология – это раздел науки о языке, который изучает части речи.
(Один ученик работает у доски)
Доброта – имя сущ.
Нач. ф. что? доброта
Неодуш. Ж.р.
ед. ч.(!!!отвлеч.)
5. Закрепление изученного материала. (5 мин)
Работа с пословицами – В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах.
-Какой раздел науки изучает фразеологизмы?
ДЕТИ – Фразеология.
– Вспомните, с каким фразеологизмом вы встретились в начале урока?(« В добрый час!»). В каком значении он ещё употребляется? Какой словарь нам поможет?
(Дети работают со словарём)
-Какие фразеологизмы употребляются в речи со словом добрый?
ДЕТИ: В добрый путь!
1. Доброе пожелание тому, кто уезжает.
2.Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.
В добрый час!
1. Пожелание удачи, благополучия в пути при расставании.
2. Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.
Добро пожаловать!
Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение ( прийти, приехать, войти в дом…)
– Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например, добрый молодец.
- А также фразеологизмы, рождённые в последнее время:
Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.
Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
- МОЛОДЦЫ! Вы хорошо справились с заданием!
6.Итог
- Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс! Это произошло благодаря ВАМ!
Напомните, пожалуйста, какие же разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Ответы детей). И помогало нам слово ДОБРОТА
- Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет!
Ролик «Морозко»
- Великие писатели говорили:
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен
- А вы знаете, что 17 февраля – это День спонтанного проявления доброты. Этот праздник имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.
- В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.
В России этот праздник пока еще мало известен, а акция «70 добрых дел», посвящённая 70летию победы в ВОВ уже началась.
- Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие. Такова настоящая доброта
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
Вот послушайте притчу о том, как это бывает.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
А что спросили бы вы?
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
А что нужно делать, чтобы быть добрым? Напишите на лепестках, какие добрые дела вы можете сделать сегодня.Дети, работая в группах, записывают добрые дела под песню
Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд, за большой интерес к научным знаниям. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на нашем занятии.