Разработка урока по предмету Основы правоведения по теме Всеобщая декларация прав человека
Этапы
Средства
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организа-ционный
этап
(3 мин.)
поверка ЗУН
(15 мин.)
вводно-мотиваци-онный
(7 мин.)
изучение нового
(43 мин.)
Закрепление
(5 мин.)
Обобщение урока.
Д/З
(7 мин.)
Журнал учета посещаемости и успеваемости учащихся,
карточка самооценки учащихся.
Д/з, рабочие листы, карточка самооценки учащихся.
Тема «Всеобщая декларация прав человека». Ключевое слово.
Текст правового документа «Всеобщая декларация прав человека», опережающее задание- сообщение «Структура ООН».
ПК – на экран проецируется схема «Структура ООН»
Материал, изученный на уроке.
Приветствие, проверка готовности к уроку, внешнего вида, посещаемости, формирование микрогрупп, раздача карточек самооценки учащихся, определение лидеров микрогрупп.
Здравствуйте! Вы уже догадались, что сегодня на нашем занятии предстоит работа в микрогруппах (расстановка парт). Давайте для более слаженной работы создадим микрогруппы приблизительно одинаковые по количеству участников. Для руководства работой микрогрупп выберите лидера группы. Уважаемые лидеры микрогрупп вы видите на столе карточку самооценки. Заполните, пожалуйста, участников микрогрупп.
ФИО
д/з
Работа на уроке в м/г
Выступ-ление
ИТОГ
К концу занятия в микрогруппах будет проведена самооценка, согласно работе участников микрогруппы будет оценена работа каждого.
Вспомните, что было задано в качестве домашнего задания?
Скажите, какие типы прав человека в РК мы выделили на прошлом занятии? (1 мин.)
Для проверки знаний домашнего материала предлагаю в микрогруппах на рабочих листах воспроизвести по 5 конституционных прав человека в РК по направлениям:
-личные и гражданские;
-политические;
-экономические;
-социальные и культурные. (4 мин.)
Определите представителя микрогруппы, который будет защищать работу вашей группы.
Предлагаю делегатам микрогрупп выступить с результатами работы. Задачей оставшихся учащихся является определить правильность работы микрогруппы, в случае допущения ошибок, неточностей исправить и дополнить ответ представителя другой микрогруппы. (9 мин.)
Лидерам микрогрупп предлагаю посоветовавшись с членами ваших групп выставить оценки по домашнему заданию. (1 мин.)
Итак, на прошлом занятии мы выяснили права человека гарантированные Конституцией в Республике Казахстан. Новой темой нашего занятия является «Всеобщая декларация прав человека». Выделите в нашей теме ключевое слово.
Как вы понимаете слово «декларация», «декларировать»?
Каждое ли высказывание или заявление является декларацией?
Для того, чтобы вы определили отличие высказывания от декларации я приведу пример двух разных высказываний, а вы определите какое из них является декларацией:
сын приходит домой и говорит родителям: «Мама и папа, я женюсь!»
в ЗАГСе молодоженам на регистрации брака работник говорит: «Дорогие молодожены Вы объявляетесь мужем и женой!»
Верно. Декларацией является второй случай.
Как вы это определили?
Верно. Молодцы! Вы практически вывели определение термина. Так что такое декларация? определение «декларация».
Давайте вернемся к нашей теме.
Можем мы определить, о чем заявляет декларация нашей темы?
Можем мы определить масштаб действия декларации нашей темы?
Как вы считаете, какова необходимость в данном документе? Ведь на прошлом занятии мы выяснили, что наши права отражены в Конституции РК?
Ответ на этот вопрос вы должны получить в ходе изучения темы.
Как вы считаете, что нужно узнать в теме, чтобы ее освоить?
Запишите тему, план темы, определение «декларация» в тетрадь.
Для реализации плана изучения темы вам предоставлены тексты правового документа «Всеобщая декларация прав человека».
Предлагаю определить время возникновения и автора из содержания документа. (3 мин.)
В рамках Организации Объединенных Наций действует 6 органов. Для того, чтобы уточнить какой орган ООН издал настоящую декларацию учащаяся класса Михайлова Екатерина подготовила опережающее задание – сообщение о структуре ООН.
Как вы считаете, какой орган ООН провозгласил настоящую декларацию?
(10 мин.)
Для выяснения целей декларации необходимо исследовать преамбулу документа. В содержании преамбулы отражены 7 целей настоящей декларации. Давайте прочтем и определим эти цели. (10 мин.)
Для исследования содержания Декларации нам необходимо разделить по микрогруппам объем исследования. Предлагаю таким образом определение объема работы микрогрупп:
1 группа: 3-11 ст.,
2 группа: 12-19 ст.,
3 группа: 20-23 ст.,
4 группа: 24-30 ст.
Коллективно исследовать необходимо содержание 1, 2 ст.
Следующее задание: в микрогруппах исследовать содержание Декларации по статьям и выписать из них права человека, после чего представители микрогрупп выступят с защитой работы. (10 мин.)
Представителям м/г предлагается выступить с результатами работы.
Преподаватель корректирует формулировки прав (по необходимости) (10 мин.)
Фронтальный опрос:
-что такое «декларация»?
-когда издана настоящая Декларация?
-кто является автором Декларации?
-чему посвящена данная Декларация?
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с правовым документом Международного права, который отражает права человека на Земле «Всеобщей декларацией человека». В ходе исследования было определено то, что конституция РК поддерживает и отражает все права настоящей декларации, соответственно уважает и соблюдает принципы и нормы Международного права.
Лидеры микрогрупп, проведите обсуждение оценок работы членов микрогрупп, выставьте оценки за этапы урока, итоговые оценки и сдайте карточки.
Домашнее задание: Выучить тему по конспекту, выписать все декларационные права человека на альбомном листе.
Приветствие, готовность к уроку, формирование 4 м/г, оформление лидерами карточек самооценки.
-конституционные права человека в Республике Казахстан.
-На прошлом занятии мы выделили следующие типы прав человека в РК:
-личные и гражданские;
-политические;
-экономические;
-социальные и культурные.
Учащиеся выполняют работу по проверке домашнего задания.
4 делегата от микрогрупп выходят на середину класса и зачитывают результаты работы по проверке домашнего материала.
Представители других групп исправляют ошибки в ответах, корректируют формулировки прав (при необходимости).
Оценка работы членов микрогрупп.
- ключевое слово темы – «декларация».
- высказывать, заявлять.
-нет.
- декларацией является заявление в ЗАГСе, а не дома.
Заявление носило официальный характер, и было сделано в торжественной обстановке.
-Декларация – это официальное или торжественное заявление.
- декларация темы урока заявляет о правах человека
- масштаб действия декларации нашей темы всеобщий или планетарный.
- наверное, должен быть единый документ, которому подчинялись бы все люди всех стран мира.
В теме нужно узнать, чтобы ее освоить:
-дату издания Декларации;
-автора Декларации;
-цели Декларации;
-содержание Декларации.
Запись определения «декларация».
- декларация издана 10 декабря 1948г. ООН (учащиеся записывают в тетрадь)
Выступление учащейся Михайловой Е..
ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ).
24 октября 1945г. – образование ООН.
Цель ООН: поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между странами, международного сотрудничества.
СТРУКТУРА ООН:
Генеральная Ассамблея
Совет Безопасности
Экономический и Социальный совет
Международный суд
Совет по опеке
Секретариат
Совет по опеке Секретариат
ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ: главный совещательный орган ООН. В состав Генеральной Ассамблеи входят все члены. Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы, касающиеся ООН. Генеральная Ассамблея ООН рассматривает ключевые вопросы борьбы за мир, за свободу и независимость народов, за разоружение. Генеральная Ассамблея ООН 1 раз в год собирается на очередную сессию, но при необходимости может проводить специальные и чрезвычайные сессии.
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ: это важнейший и постоянно действующий орган ООН. Согласно уставу ООН он несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности располагает широкими полномочиями по мирному урегулированию международных конфликтов, а также имеет исключительное право применять любые меры, вплоть до использования вооруженных сил стран ООН. Совет Безопасности – это единственный орган ООН, принимающий решения обязательный для всех стран, входящих в ООН.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ООН (ЭКОСОС ООН): призван под руководством Генеральной Ассамблеи ООН осуществлять задачи и принципы международного сотрудничества в экономике и социальной сфере.
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ: орган ООН, действующий под руководством Генеральной Ассамблеи. Его задачей является содействие в достижении независимости территориям не являющимися самостоятельными.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД: главный судебный орган ООН. Состоит из 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи избираются из граждан любой страны ООН, но только по 1 судье от 1 государства. Это делается для того, чтобы обеспечить представительство всех основных правовых систем мира. Международный суд рассматривает только межгосударственные правовые споры.
СЕКРЕТАРИАТ: организует работу ООН. Возглавляет генеральный секретарь ООН.
- Генеральная ассамблея.
Чтение преамбулы Декларации, определение целей издания документа:
признание достоинства, присущего всем людям.
создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды.
охрана права человека властью закона
содействие развитию дружественных отношений между народами.
содействие социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе.
содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод.
всеобщее понимание прав и свобод человека
Составление конспекта.
Чтение ст. 1, 2, выделение прав из них:
- право на свободу и равенство от рождения;
- право на обладание всеми правами и свободами не зависимо ни от какого различия;
Исследование содержания Всеобщей декларации прав человека в м/г. составление списка прав (приложение №1).
Озвучение результатов работы.
-Декларация – это официальное или торжественное заявление.
- декларация издана 10 декабря 1948г.
- автором декларации является ООН, Генеральная ассамблея ООН.
-декларация посвящена провозглашению и защите прав человека на Земле.
Лидеры проводят обсуждение работы членов микрогрупп и выставляют им оценки за работу на уроке, итоговую оценку.
Запись д/з.
Составил: Кайкубаева Г. Ж.
15