Конспект урока по этике на темуС чего начинается дружба
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ УВК № 78
5 класс
Тема: С чего начинается дружба. Что означает «уметь дружить»
и за что мы ценим своих друзей.
Цель урока: сформировать представление о дружбе у учащихся, выяснить особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях, воспитать чувство доброты и любви к жизни, опираясь на этические знания и нормы, закрепить знания о дружбе, взаимопомощи; развивать информационную и социальную компетентность.
Ожидаемый результат: закрепить представление учащихся о дружбе, взаимопомощи, о важности общения, сформировать знания учащихся о необходимых условиях дружеских отношений, воспитать желание быть настоящим другом, используя интерактивные упражнения, побудить учащихся к дружеским отношениям в коллективе.
Оборудование: учебник, плакат «Символ дружбы», рисунки учащихся, творческие работы.
ХОД УРОКА
І. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
– Представьте, что у вас появился новый друг, но он житель другой планеты. Нужно внимательно представить себе этого друга и рассказать о вашей дружбе.
ІІІ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
У всех вас, ребята, была своя неповторимая история дружбы. Кто-то из вас уже нашел своего лучшего друга, а кому-то еще предстоит найти его и испытать на прочность.
IV. ИНТЕРАКТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «МИКРОФОН»
Продолжите предложение «Друг – это тот, кто»
«Дружба – это», «С чего начинается дружба?»
V. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Это соучастие в благих делах и испытаниях (Платон). Это привязанность, возникшая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
– О каких качествах дружбы говорят следующие высказывания:
а) «Наслаждение общением – главный признак дружбы»
(Аристотель)
б) «Дружба – это умение молчать вдвоем» (Аксенов)
Дружба – хорошее чувство, которое может возникнуть только на основе взаимоуважения. Другом мы назовем человека, которому доверяем. Если между людьми нет открытости, не может быть и дружбы. У каждого из нас есть свои недостатки. Потому тот, кто хочет иметь друга без недостатков, остается без друзей.
Настоящий друг, который отдает часть своего сердца, всю искренность, силу чувств, достоин того, чтоб его ценили и берегли.
– Подберите синонимы к слову «друг».
Есть ли между ними разница?
Друг, приятель, товарищ – синонимы, они близки по значению.
Приятелей много, а друг может быть один. Слово «товарищ» первоначально означало «компаньон, участник совместных дел».
У скифов дружба скрепляется искренней клятвой, которая считается святой и нерушимой.
VI. ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА «ПОЧЕМУ РЕЛЬСЫ ВСЕГДА РЯДОМ?» СОВРЕМЕННОГО ПИСАТЕЛЯ ФЕЛИКСА КРИВИНА.
/текст «Почему рельсы всегда рядом?»/
Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось б встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Чем вы руководствуетесь, выбирая друга?
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
(В.Шекспир)
Дружба учит альтруизму, бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.
– На что вы обращаете внимание при выборе друга?
(обращение к словам В. Шекспира)
VII. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ О ДРУЖБЕ УЧАЩИХСЯ («о ПЛОХИХ И ХОРОШИХ ДРУЗЬЯХ»)
О плохих и хороших друзьях
Тот, кто в беде бросает друга, Добрый друг не тот,
Когда ему живется туго, Кто перед нами спину гнет,
Кто сердце не готов отдать К уловкам прибегая лисьим!
Тому, кто вынужден страдать, Но кто в поступках независим,
Кто сам страдает безутешно, Удачу иль беду твою
Когда дела идут успешно Воспримет так же, как свою,
У друга первого его - Кто за тебя горою встанет,
Достоин только одного: Не подведет и не обманет.
Неумолимого презренья. (А. Дюрер)
VIII. СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Дружба учит альтруизму, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.
Но не всякий умеет быть другом. До дружбы нужно дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
IХ. ОБСУЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Два школьника готовятся к контрольной работе. У одного мальчика все лекции в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют. Но они им нужны обоим. Сергей попросил у Саши конспект, но тот отказал в помощи, т. к. сам еще не выучил.
(Друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо)
Когда с человеком случалось горе, друзья всегда приходили на помощь, но если счастье приходило – друзья стояли в стороне, завидуя и сожалея, что когда-то помогли.
(Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарищей, а наоборот, он искренне разделит его радость.)
Х. КОЛЛЕКТИВНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПРАВИЛ (ЗАКОНОВ) ДРУЖБЫ.
Составление дружеского шаржа
(эмблемы дружбы)
Работаем 5 минут, но каждый предлагает свою идею и воплощает ее на рисунке.
ХI. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ
а) по данному началу сочините сказу о дружбе, дайте ей название: «Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга»
б) сочинение о дружбе школьных товарищей.
В непобедимый, мощный класс
Законы дружбы вяжут нас.
в) Представьте, что вам нужно провести классный час «Секретный разговор о дружбе и взаимопомощи». Какие бы вопросы вы вынесли на повестку дня?
Разработайте 5-7 вопросов.
г) «Чемодан вежливости»
В чемодан нужно сложить все необходимые вещи – хорошие чувства и черты характера
доброта тактичность
вежливость справедливость
чувство юмора уравновешенность
честность чуткость
порядочность щедрость
уважение сочувствие
ХII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
В народе говорят: «Глаза дружбы редко ошибаются». Где у вас находятся глаза дружбы? (в сердце, душе).
Раздаются сердечки. На них пишут свое имя и имя друга, а потом обмениваются. В конце урока самым достойным, у кого больше всего сердечек, торжественно вручается памятные «Дипломы друга».
ХIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Нарисовать и описать портрет своего друга.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143315
13 EMBED CorelDRAW.Graphic.10 1415
(