Конспект урока по предмету Светская этика. Тема: Этикет.
Урок № 27. Тема: «Этикет».
С.А. Киселёва - учитель начальных классов
ГБОУ школа № 1847 города Москвы
Цель: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
Задачи:
*обобщить и расширить знания о правилах этикета;
*развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
*формировать умение и готовность слушать, вести диалог.
Виды деятельности: беседа, творческая работа учащихся, обсуждение легенды, работа с пословицами, обсуждение ситуаций в игровой форме.
Основные термины и понятия: этикет.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, конверты с заданиями.
Ход урока.
Организация деятельности учащихся.
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
1.Целеполагание.
1 слайд. Прочитайте стихотворение.
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это - нормы поведения.
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослыми?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ.
Этот самый этикет!
Тема урока.
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое «этикет» и какую роль он играет в нашей жизни.
Что такое этикет? Найдите и прочитайте в учебнике определение.
Дети: Этикет – это правила хорошего поведения. Слайд – 2.
Учитель: Слово «этикет» французского происхождения. По одной из версий оно появилось благодаря главному садовнику французского короля Людовика ХIV. Однажды садовник пожаловался королю, что несмотря на многочисленные замечания, дворяне постоянно вытаптывают лужайки Версальского парка. На одном из своих приёмов Людовик ХIV распорядился раздать гостям карточки с правилами поведения. От французского названия такой вот карточки «этикетки» - и произошло слово «этикет».
В этикете много разных правил, рассмотрим некоторые из них.
Работа в группах.
Учитель: О многих правилах этикета вы уже знаете. В каких местах нужно соблюдать правила этикета?
Дети: В школе, на уроке, в театре, в музее, в столовой и т.д.
Класс делится на три группы.
Учитель: У каждой группы на столе конверт. Откройте и прочитайте задание. (Каждой группе предлагается вспомнить и написать правила поведения: а) в классе; б)в столовой; в) в музее)
Обсуждение результатов самостоятельной творческой работы.
3 слайд, 4 слайд. 5 слайд.
Работа с легендой.
Учитель: Каждый уважающий себя человек должен соблюдать правила поведения ( этикета) в любых местах и в любых ситуациях.
Огромное значение в этикете придаётся речи. Человек должен уметь контролировать её громкость, тон, темп, содержание.
Послушайте легенду:
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отравился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил… языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
Учитель: В чём смысл легеды?
Дети: Нужно думать, о чём ты говоришь, тщательно взвешивать свои слова.
Учитель: Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом?
Ответы детей.
Учитель: Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И, наоборот, небрежно оброненное злое слово больно ранит нас. И, конечно же, нужно всегда помнить о вежливых словах. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, здравствуйте, пожалуйста и т. д.
Работа с пословицами. 6 слайд.
Учитель: Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные слова. Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.
Ответы детей.
Учитель: Самая важная сторона речи – её содержание, то есть то, о чём мы говорим.
Беседа.
Учитель: Чтобы быть принятым в обществе, необходимо одеваться в соответствии с правилами приличия. Одежда должна соответствовать своему назначению. В зависимости от времени года одежда бывает зимняя, летняя и демисезонная.
Учитель: Что нужно одевать зимой?
Дети: Шубу, шапку, варежки, зимние сапоги.
Учитель: Что нужно одевать летом?
Дети: Шорты, платье, футболки.
Учитель: Что нужно одевать осенью и весной?
Дети: Куртку, шапку.
7 слайд. (Дети в зимней одежде и пляж).
Учитель: Маша надела шубу, шапку, варежки и отправилась на пляж. Правильно ли Маша выбрала одежду? Что нужно было надеть Маше?
Дети: Неправильно. Нужно было надеть платье, купальник, туфли.
Учитель: Современная одежда очень разнообразна – это большое количество изделий, которые позволяют создавать комплекты одежды разного назначения.
Что относится к спортивной одежде?
Дети: Кроссовки, спортивный костюм, футболка.
Учитель: Что мы будем носить дома?
Дети: Халат, пижаму, фартук, ночную рубашку.
Учитель: Какая одежда считается рабочей?
Дети: Деловой костюм, комбинезон.
Учитель: Какую одежду вы наденете на праздник?
Дети: Нарядную.
Обсуждение ситуаций в игровой форме.
8 слайд.
Учитель: Федя надел пижаму и отправился в школу. Правильно ли Федя выбрал одежду?
Что нужно надеть Феде?
Дети: Неправильно. Нужно надеть школьную форму.
9 слайд.
Учитель: Ира надела халат и отправилась в музей. Правильно ли Ира выбрала одежду?
Что нужно надеть Ире?
Дети: Неправильно. Нужно надеть юбку, свитер, туфли.
10 слайд.
Учитель: Коля надел пиджак, брюки, рубашку и отправился на спортивную площадку. Правильно ли Коля выбрал одежду? Что нужно надеть Коле?
Дети: Неправильно. Нужно надеть спортивный костюм, кроссовки, футболку.
Учитель: Какой мы можем сделать вывод о выборе одежды?
Дети: Любая одежда имеет своё назначение.
Учитель: С точки зрения этикета, главное – уместность.
Итог урока.
Учитель: Что такое этикет?
Дети: Это правила поведения. (Запись в тетрадях).
Учитель: Почему нужно соблюдать правила этикета?
Ответы детей.
Учитель: Правил этикета очень много. Но чтобы ты не делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, друзья. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
Домашнее задание.
Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил поведения в библиотеке.