Упражнений, развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.


Упражнений, развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.
1. Замки из песка и камней.
Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и
камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят
башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают
обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку –
мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить
ребеночка, чтобы он проделал все заново.

2. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст – 4 года).
Цель игры – развитие мелкой моторики рук и формирование
аккуратности. Материалы: белая бумага, фломастеры, ножницы.
Взрослый рассказывает и показывает, как правильно вырезать
снежинки из листов бумаги. После того как дети сделают много разных
снежинок, он говорит, что «зимние красавицы» получились хоть и
разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили
снежинкам разноцветные платья.

3. Рисуем.
Взрослые с детишками могут обводить на перегонки квадратики или
кружочки. Предлагается рисовать различные геометрические фигуры,
животных, а потом зарисовывать все в соответствующие тона.

4. Угадай-ка?
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и
левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает
предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его
зарисовывает.

5. Лепка из пластилина.
С детьми дошкольного возраста хорошо лепить животных
быта (тарелочки, кружечки, ложечку), для ребятишек школьного
возраста, кстати, будет лепка не только печатных, но и прописных букв.
Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

6. Поиски предмета.
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либооднородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки,любые мелкие предметы). 5–10 минут как бы перемешивает содержимое.
Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После
нескольких проб малыш с закрытыми глазами опускает руку впредложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупываяпальцами его отдельные элементы.
7. Игры с предметами домашнего обихода.
Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите
пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что
он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы
(солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки. Подберите пуговицы
разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем
попросите малыша сделать то же самостоятельно. Берем пельменницу.
Ее поверхность, как вам известно, напоминает соты. Малыш двумя
пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую надсотами:
«Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?»
Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и
изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут, будут из печи
Булочки и калачи».
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не быласлишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (отуказательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (можно дажеполиэтиленовый мешочек или лист бумаги) так, чтобы он весь
уместился в кулачке.

8.
-развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; lразвивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию
понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»; l формируют навыки
шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют
развитию речи; -развивают творческие способности.
Консультация для родителей
"Крупная польза мелкой моторики".
Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств,
был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер враннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры,
перестали… разговаривать.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые
выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычнымиручкой-карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки
руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие
развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и
зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевыхфункций.
Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно
возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой(тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение
Две значимых моторики.
Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково
значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо
скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела
(корпуса, рук, ног).
Остановимся подробнее на мелкой моторике.
От пальчиков – к голове.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения
пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки,
расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей
двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно
факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду сартикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи,
недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений
пальцев рук просто необходимо!
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью,
воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама
по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно
благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей:
пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает натом же компьютере, наконец.
Стартуем с пеленок.
Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у
новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж
этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая
кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете
важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.
Игра пальчиков.
Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать владоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку -
белобоку и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики
и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание
куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные«пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или
пластилина, собирают конструкторы… Кроме этого, существует целый
ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики.
Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается
плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.
Бабушкин рецепт.
А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих
методик и вырастали в настоящих рукастых мастеров? – спросите вы.
Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы,
огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время
диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, кпримеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было
закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие
глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение
тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и
сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, штопка, шитье, вязание и
вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и
лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались
руками. Да и с пуговицами-шнурками сегодня дети все меньше
общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят
развитие мелкой моторики.
Внимание, взрослые!
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Наступит время, когда
ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью.
пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде
необходимо набраться терпения и понимания, удерживаться отобвинений в адрес малыша: «Что у тебя за руки-крюки?!» и не злиться,
когда очередная деталь сервиза будет разбита. Руки ребенка пока еще
«не слушаются» своего хозяина, но малыш совсем не при чем. Особое
внимание развитию навыков руки ребенка должны уделять родители,
чьи дети не посещают детский сад. В детских дошкольных учреждениях
педагоги и воспитатели большую часть времени уделяют занятиям намелкую моторику: дети рисуют, пишут, лепят, работают с ножницами.Все это – залог успешного обучения в школе._

Консультация для родителей
Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?
Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток
систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и
пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и
помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если
задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.
Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и
чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы,гвоздики, фасоль, бусинки).
3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн,
зубной пасты и т.п.
6. Помогать перебирать крупу.
7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
9. Включать и выключать свет.
10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
11. Перелистывать страницы книги.
12. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
13. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
14. Играть с мозаиками и пазлами.
15. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
16. Собирать конструкторы.
17. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
18. Лепите вместе из пластилина.
19. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики,
не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру.
Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальныекраски.
20. Вырезать из бумаги разные фигурки.
21. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек,
расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое._
Лепка как средство развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста.
Консультация для родителей и педагогов.
Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен
педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для
родителей), так и студентам обучающимся в педагогических колледжах, вузах.
Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки.
знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений
руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи
ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и
активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние
зоны, отвечающие за речь.
О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум,
положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в
Древнем Китае. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук
расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы вцентральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь
развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простыедвижения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени звуков, развивают речь ребенка.
общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев
рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей
была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя
общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация),
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие
навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка
потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже
грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В
раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать
шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму .Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений.
Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает
различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; впроцессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их
характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и
умениями, учится осознанно их использовать.
Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает
различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; впроцессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенныекачества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой
предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя
руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы
пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается
его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, ктому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом .Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.