Рабочая программа по курсу ОРКСЭ. Модуль Светская этика для 4 класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
учителей начальных классов
МБОУ «СОШ № 1»
Протокол № _____
от «__» августа 2015 г.
Руководитель ШМО
Хизовец И.А._________
СОГЛАСОВАНО
Заседание НМС
МБОУ «СОШ № 1»
Протокол № _____
от «__» сентября 2015 г.
Зам. директора
Гаврилова М.А._________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № _____
от «___» сентября 2015г.
Директор
МБОУ «СОШ №1»
__________Масловская Т.В
Рабочая программа
учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(базовый уровень)
для учащихся 4 Б класса
на 2015-2016 учебный год
Образовательная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Разработала:
Ярошенко Т.В.
учитель начальных классов, первой
квалификационной категории.
Братск, 2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основам религиозной культуры и светской этики» модуль «Основы светской этики» для обучающихся 4 «Б» класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы курса авторская программа «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования учебным планом образовательного учреждения и основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 1» на 2015-2016 учебный год.
Образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет изучения «Основы светской этики».
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению авторской программой: административные контрольные работы и работа над ошибками введены за счёт резервных уроков.
В содержание и распределение количества часов изменения внесены не были.
Для наиболее эффективной реализации программы необходимо:
- в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний; многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами); освоение приемов продуктивной работы с учебником, текстами.
- в формах учебного сотрудничества создать условия для письменного обмена мнениями, как момента индивидуального поиска вопроса и ответа, проектных форм групповой работы (проектная задача).
- в системе оценивания; давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.
Рабочая программа курса построена с учётом требований ФГОС, содержит общую характеристику особенностей курса, его целей, задач, содержания и планируемых результатов образования.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) является:
Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Конституция Российской Федерации;
Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;
Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ"
Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 № 1047;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
Учебный план ГБОУ школы № 595 на 2014-2015 учебный год;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов ГБОУ школы № 595.
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Данная программа включает содержание 6 модулей:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Для изучения в 4 классе родители учащихся выбрали модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Цель учебного курса «Основы светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, общность в многообразии, многоединство, поликультурность, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Формы организации учебного процесса
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии, с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикум.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа реализуется через обязательную часть учебного плана МБОУ «СОШ № 1» на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
В том числе
Виды деятельности обучающихся
с/р
п/р
к/р
тест
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
1
2
Иметь представление о том, что такое Родина, государственные символы, культура и религия.
Основы светской этики. Часть I.
16
2
Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Иметь первоначальные представления о православии, его роли в культуре, истории и современности России;
Понимать ценность человеческой жизни
Основы светской этики. Часть II.
12
1
Знание с основных норм христианской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Иметь первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Духовные традиции многонационального народа России
5
2
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
Итого
34
0
0
0
7
Виды деятельности обучающихся
Иметь представление о том, что такое Родина, государственные символы, культура и религия.
Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Иметь первоначальные представления о православии, его роли в культуре, истории и современности России;
Понимать ценность человеческой жизни
Знание с основных норм христианской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Иметь первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм школьников.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио-видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый и проблемный характер
ОЖИДАЕМЫЕ (ПЛАНИРУЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио).
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Формирование читательской компетентности,
умений и навыков работы с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом мастерство его исполнения.
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:
технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.
технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Образовательные пространства реализации программы
Первым образовательным пространством обучения является урок.
Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания.
2. Уроки рефлексии.
3. Уроки общеметодологической направленности.
4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Вторым образовательным пространством, где осваивается учебное предметное содержание являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Проводятся эти практики в форме практических занятий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, социальной), что представляется сегодня особенно актуальным. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в действиях учащихся они начинают осознаваться самим школьником.
Третье образовательное пространство – домашняя самостоятельная работа как место проб и тренировок. Такая работа, как правило, рассчитана на 3-4 недели. Нельзя лишать учащегося желания делать домашние уроки, но надо сделать так, чтобы они не были напрямую связаны с текущим материалом. Необходимо сделать так, чтобы ребенок мог эти задания выполнять тогда, когда у него есть желание и силы. Он сам учится (с помощью родителей) определять объем и время на эти «уроки», которые он ОБЯЗАТЕЛЬНО предъявит классу, учителю в специально отведенное время (уроки-презентации). Основная цель домашней самостоятельной работы сохранить желание к домашним урокам, заложив основные способы и приемы самостоятельной работы детей в домашних условиях. В ходе такой работы могут быть решены следующие педагогические задачи:
совершенствуются приемы планирования учащимися своих действий;
формируется потребность к осуществлению самостоятельных контрольных действий;
дана возможность ученику право на ошибку, на отсроченный результат, возможность не предъявлять «продукт», если считаешь, что результат не соответствует образцу;
созданы условия для формирования самооценки ученика относительно действия, а не личности, взаимооценку, оценку другого (сверстника) по заданным критериям.
Четвертое образовательное пространство – консультация, которая проводится в форме индивидуальных или групповых занятий для ответов на содержательные вопросы учащихся, которые возникают у младших школьников в ходе выполнения их домашней самостоятельной работы.
Формы организации учебного процесса
Виды уроков, занятий
Разновидности форм ОП
Урок - место коллективной работы класса над постановкой и решения учебных задач года
Урок - постановки учебной задачи
Урок моделирования и конструирования нового способа
Урок диагностика (ТДР)
Урок презентация (проверочная работа)
Учебное занятие – место для групповой работы
коррекционные занятия
контрольно-оценочные занятия
проектно-исследовательские занятия
Модуль - группа однопредметных и межпредметных уроков, связанных между собой общей темой
фаза запуска
рефлексивная фаза
решение предметных и межпредметных проектных задач
практики (например, полевые)
модули праздники
Мастерские и консультации – групповые и индивидуальные занятия
консультация – место «умных вопросов»
мастерская – место решение проблем
Типология учебных ситуаций
ситуация-проблема прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
ситуация-иллюстрация прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения);
ситуация-оценка прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение;
ситуация-тренинг прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по ее решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД, ключевых компетентностей используются следующие типы задач:
Личностное развитие: на личностное самоопределение; смыслообразование; мотивацию; нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативная деятельность: на учет позиции партнера; организацию и осуществление сотрудничества; передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков.
Познавательная деятельность: задачи и проекты сравнение, оценивание задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.
Регулятивная деятельность: на планирование; рефлексию; целеполагание; оценивание; принятие решения; самоконтроль; коррекцию.
Развитию регулятивных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Рефлексивная деятельность
Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».
В подростковом возрасте происходит развитие рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе. Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия.
Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. С этой целью применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) и т.д.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого используются приемы: «Лестница успеха», «Оценочные линеечки» «Дорога к «5», «4», «3», «2», «Сажаем Дерево целей», «Лента правил» и др.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Эффективны приемы: незаконченное предложение, тезис, подбор афоризмов (высказывания Я не знал - Теперь я знаю), кодированный диктант (вместо слова «да» ставим - 1, вместо слова «нет» ставим - 0).Приемы анализа субъективного опыта «Синквейн» и «Диаманта», помогают выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Системным приемом рефлексии на протяжении всего кура обучения является «Дневник открытий», в котором учащиеся фиксируют все свои «открытия», которые сделали во время изучения темы, выполнения заданий. Фиксация «открытия» может происходить в различных формах: рисунок, стихотворение, знаки, текст и т.д. Обязательным является наличие даты и темы занятия. Также системным итоговым приемом рефлексии является «Самостоятельная оценка успешности обучения учащихся в курсе», при котором в конце каждого учебного года учащиеся самостоятельно ставят себе оценку на основе самоанализа своей учебной деятельности последующим вопросам таблицы:
Моя оценка
Что я узнал(а)
Что я умею
Что я должен(на) был узнать
Какие темы для этого надо повторить
Какими умениями, способами действий должен (на) овладеть
Какие задачи для этого надо решить
Так формируется контрольно-оценочная деятельность учащихся.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
По ОРКСЭ домашние задания не задаются.
По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.
В школьную документацию (классный журнал, личное дело) по окончании курса ОРКСЭ вносится запись «зачет»
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа
(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;
эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по
индивидуальной теме в рамках курса.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
аудиоцентр/магнитофон;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя.
Экранно-звуковые пособия:
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Материалы и инструменты:
комплекты таблиц;
книги.
Помещение для занятий:
кабинет начальных классов.
Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2012
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс. - М.: «Просвещение» 2012
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение»
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Литература, рекомендованная для учителя
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2012
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2012
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» .
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение».
Литература, рекомендованная для обучающихся
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Литература, рекомендованная для родителей
Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет-ресурсы
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс. – [электронный ресурс].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 28.03.2014)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – [электронный ресурс]. / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 406 Kb (дата обращения: 28.03.2014)
Основы светской этики– [электронный ресурс]. / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 28.03.2014)
В помощь учителю Основы светской этики – [электронный ресурс]. / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 28.03.2014)КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока п/п
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты обучения
Возможные формы /виды контроля
Дата проведения
Освоение предметных знаний
(базовые понятия)
Универсальные учебные действия
план
факт
Россия - наша Родина.
Урок изучения нового материала
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Любовь и уважение к Отечеству.
Фронтальный опрос.
Что такое светская этика?
Урок изучения нового материала
Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает.
Этика и её значение в жизни человека.
Тест
Мораль и культура
Урок усвоения новых знаний
Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.
Культура и мораль.
Фронтальный опрос.
Особенности морали
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Государство и мораль гражданина.
Текущий
Добро и зло
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Методы нравственного самосовершенствования.
Фронтальный опрос. Тест
Добро и зло
Урок усвоения новых знаний
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Методы нравственного самосовершенствования.
Фронтальный опрос.
Добродетель и порок
Урок усвоения новых знаний
Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека.
Методы нравственного самосовершенствования.
Фронтальный опрос.
Добродетель и порок
Урок усвоения новых знаний
Методы нравственного самосовершенствования.
Работа в парах
Свобода и моральный выбор человека
Урок усвоения новых знаний
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Мораль гражданина.
Фронтальный опрос.
Свобода и ответственность
Урок усвоения новых знаний
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Методы нравственного самосовершенствования.
Фронтальный опрос.
Моральный долг
Урок усвоения новых знаний
Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Трудовая мораль.
Фронтальный опрос. Тест
Справедливость
Урок изучения нового материала.
Справедливость. Моральные правила справедливого
человека.
Методы нравственного самосовершенствования.
Обсуждение проблемного вопроса
Альтруизм и эгоизм
Урок изучения нового материала.
Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм.
Методы нравственного самосовершенствования.
Фронтальный опрос.
Дружба
Урок изучения нового материала.
Добродетельные отношения. Дружба.
Методы нравственного самосовершенствования.
Фронтальный опрос.
Что значит быть моральным?
Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный
выбор. Моральные нормы.
Нормы морали.
Фронтальный опрос. Тест
Подведение итогов
Урок систематизации знаний. Урок-диспут.
Фронтальный опрос.
Подведение итогов
Урок обобщения знаний, умений и навыков
Фронтальный опрос.
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Урок изучения нового материала
Род. Семья. Фамилия. Родословная.
Образцы нравственности в в семейных отношениях.
Работа в парах
Нравственный поступок
Урок изучения нового материала
Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель
поступка. Средства достижения цели. Действие.
Результат.
Методы нравственного самосовершенствования.
Текущий. Тест
Золотое правило нравственности
Урок изучения нового материала
Золотое правило нравственности
Что значит быть нравственным в наше время.
Фронтальный опрос.
Стыд, вина и извинение
Урок изучения нового материала
Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
Методы нравственного самосовершенствования.
Фронтальный опрос.
Честь и достоинство
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Честь. Достоинство. Кодекс чести.
Нравственные традиции предпринимательства.
Фронтальный опрос. Работа в группах
Совесть
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.
Методы нравственного самосовершенствования.
Текущий. Тест
Образы нравственности.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Нравственность. Культура. Культура России. Патриот.
Защитник Отечества. Коллективист.
Образцы нравственности в культуре Отечества
Работа в парах
Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Образцы нравственности в культурах разных народов, и культуре Отечества.
Фронтальный опрос.
Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Образцы нравственности в культурах разных народов, и культуре Отечества.
Фронтальный опрос.
Этикет
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Этикет. Образец. Правила этикета.
Этикет.
Фронтальный опрос.
Семейные праздники
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
Праздники как одна из форм исторической памяти.
Текущий. Тест
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Ценности. Жизнь человека. Уникальность,
неповторимость жизни.
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Работа в парах
Любовь и уважение к Отечеству.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Фронтальный опрос.
Подготовка творческих проектов.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Образование - как нравственная норма.
Фронтальный опрос. Работа в группах
32-34.
Выступление учащихся со своими творческими работами:
Творческие проекты, презентации
Заголовок 115