Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика 4 класс
Миллеровский район
станица Мальчевская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мальчевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Протокол №__от ____________2016г.
Руководитель ШМО: Е.Н. Бердникова
Рассмотрено
педагогическим советом школы
протокол № __ от ___________ 2016 г.
Председатель: ______А.А.Зелинский
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ Мальчевская СОШ
приказ № от __________2016г.
___________/А.А.Зелинский/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам светской этики
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 4 –а класс
Количество часов: 1 час в неделю
Учитель: Аниканова Татьяна Анатольевна
Программа разработана на 2016 - 2017 учебный год.
Программа разработана на основе: Сборника рабочих программ: Основы религиозных культур и светской этики, 4 класс
– М.: Просвещение, 2014
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для обучающихся 4 класса разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Данилюк Александра Ярославовича «Основы религиозных культур и светской этики», планируемых результатов начального общего образования, а также соответствует учебному плану школы. Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Модуль «Основы светской этики» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» выбран на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Конституции Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приложение к приказу Минобразования России от «06» октября 2009 г. № 373.) (раздел III, п.19.5);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 августа 2012 года N 08-250"О введении учебного курса ОРКСЭ";
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2015 года);
Федеральный «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями на 13 июля 2015 года);
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.2821-10. Утверждены постановлением Минздрава России от 29.12.2010 г. № 189);Сборник рабочих программ: Основы религиозных культур и светской этики, 4класс Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики».
II. Общая характеристика учебного курса
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи преподавания курса «Основы светской этики»:
Цели курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В связи с поставленной целью определяются задачи курса:
знакомство учащихся с основами светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В основу построения уроков в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъективно-субъектное построение учебного процесса;
приоритет личностного развития обучающихся в интеллектуальной. духовно-нравственной жизни;
актуальность;
вариативность (возможность выбора на уровне модуля проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
опора на самостоятельность мышления обучающихся;
деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно–воспитательной системой имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно - смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного воспитания. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс ОРКСЭ призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.
Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
На предмет «Основы религиозных культур и светской этики»», модуль «Основы светской этики» в 4 классе в учебном плане отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Во время проведения занятий используются различные методы и формы учебной деятельности:
методы: объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, игровой и др. Это рассказ, беседа, диалог, работа с книгой, демонстрация и иллюстрация чего-либо, упражнения, познавательные игры, виртуальная экскурсия в прошлое и будущее. формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая учебная деятельность.
IV. Содержание учебного курса.
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «Совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Планируемые результаты освоения учебного курса 4 класса:
Обучение по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её существования;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие корректировки в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умения договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике; религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности человеческой жизни;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Система оценки достижения планируемых результатов
Данный курс носит ознакомительный мировоззренческий характер, направлен на развитие нравственных личностных качеств, поэтому могут оцениваться только личностные результаты обучения, а предметные и метапредметные результаты оцениваются на основе сформированности УУД в проектной деятельности.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Учебно-тематический планирование модуля « Светская этика»
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на:
уроки практические работы проекты
Блок 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч.
1 Россия - наша Родина. 1 1 Блок 2 Основы мировых религиозных культур часть 1(16ч.)
2 Что такое светская этика 16 1 3 Культура и мораль 1 4 Особенности морали 1 5 Добро и зло 2 6 Добро и зло 1 7 Добродетель и порок 2 8 Добродетель и порок 1 9 Свобода и моральный выбор 1 10 Свобода и ответственность 1 1 11 Моральный долг 1 12 Справедливость 1 13 Альтруизм и эгоизм 1 14 Дружба 1 15 Что значит быть моральным 1 16 Творческие работы учащихся. 2 1 17 Творческие работы учащихся. 1 Блок 3 основы мировых религиозных культур часть 2 (10ч.)
18 Род и семья - исток нравственных отношений 13 1 19 Нравственный поступок 1 20 Золотое правило нравственности 1 21 Стыд, вина и извинение 1 1 22 Честь и достоинство 1 23 Совесть 1 1 24 Нравственные идеалы 2 1 25 Нравственные идеалы 1 26 Образцы нравственности в культуре Отечества 1 27 Этикет 1 Блок 4 Духовные традиции многонационального народа России (8ч.)
28 Семейные праздники 8 1 29 Государственные праздники 1 30 Жизнь человека - высшая нравственная ценность 1 31 Любовь и уважение к Отечеству. 1 32 Подготовка творческих проектов. 1 33 Выступление обучающихся со своими творческими работами. 1
34 Итоговая презентация творческих проектов. 1
35 Резервный урок 1 Итого: 35 V. Тематическое планирование.Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Россия наша Родина.
Иметь представление о понятии Родина.
Показывать границы России, пересказывать, составлять рассказ. Формирование первоначальных представлений о народных традициях их роли в культуре истории и современной России. Сформировать представление о достижениях материальной и духовной культуры и побудить к развитию чувства прекрасного у учащихся.
Формирование осознания у учащихся особой роли культуры в жизни отдельного человека и общества в целом.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
Пересказ по опорным словам
Познавательные:
Иметь первоначальные представления о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре.
Личностные:
Воспитание доброжелательности, нравственности
на основе духовных традиций народов России. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть №1.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Культура. Мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Добро и зло.
Образцы нравственности в культурах разных народов, в твоём окружении. Свобода и моральный выбор человека.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Объяснять, что такое традиционные праздники народов России. Формировать представления о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность. Познакомить с социальными нормами поведения, одобряемыми и неодобряемыми формами поведения в окружении. Познакомить с образцами нравственности в культуре на примере духовных традиций прошлого и настоящего. Раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. Иметь первоначальное представление о нравственных ценностях, идеалах, принципах морали. Коммуникативные:
Учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Познавательные:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.
Регулятивные:
бережно относиться к материальным и духовным ценностям, выполнять порученное дело. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Личностные:
Воспитывать терпимое отношение к людям и их религии, доверия к истории и культуре народов, прежде всего россиян. Воспитание готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Воспитание этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, толерантности, нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания. Воспитание потребности в добрых делах, стремление к добрым поступкам.
3.Основы религиозных культур и светской этики. Часть №2.
Нормы морали. Золотое правило нравственности. Стыд, честь, совесть. Образование как нравственная норма. Методика создания морального кодекса в школе.
Этикет. Род и семья-исток нравственных отношений. Моя семья. Семейные праздники. Государственные праздники.
Сформировать представления о стыде, чести, совести как регуляторов поведения человека в обществе. Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях.
Основные понятия: род, семья, фамилия, родословная. Сформировать представление о чувстве патриотизма, гордости за родную страну, формирование гражданских качеств личности ребёнка. Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, умение вести диалог, работать в группе.
Познавательные:
Умение работать с информацией, преобразовывать информацию, создавать презентацию. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать различные точки зрения.
Регулятивные:
давать оценку ситуации, поведения окружающих и самооценку поведения. Уметь пользоваться начальными приёмами саморегуляции, самоконтроля, уметь планировать этапы саморазвития. Воспитание ответственного и добросовестного отношения к учебе у подростка.
Личностные:
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией. Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье, формирование семейных ценностей и традиций. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа.
4. Духовные традиции многонационального народа России.
Жизнь человека - высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Методы нравственного самосовершенствования. Презентация проектов по выбору: «Моя семья – моя опора», «Моя родина – Россия», «Этикет в моей жизни»,
«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Сформировать представление о чувстве патриотизма, гордости за родную страну, формирование гражданских качеств личности ребёнка. Сформировать представление о чувстве патриотизма, гордости за родную страну, формирование гражданских качеств личности ребёнка. Создать условия для формирования успешности, роста самоорганизации, управления эмоциями, улучшения характера, условий для развития навыков осмысления своих действий, чувств, внутренних состояний и переживаний.
Коммуникативные:
умение вести диалог, работать в группе
Познавательные:
умение работать с информацией, преобразовывать информацию, создавать презентацию
Регулятивные:
давать оценку ситуации, самооценку поведения, умение планировать
Личностные:
Формирование адекватного отношения к себе, умение выполнять самоанализ поведения. Формирование стремления к нравственному самосовершенствованию через саморазвитие. Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье
VI. Календарно-тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
модуль основы светской этики 4 класс
№п/п Тема урока, тип урока Элементы содержания Характеристика деятельности детей Планируемые результаты Использование Дата
Предметные Метапредметные Личностные ИКТ План Факт
Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)
1 (1) Россия – наша Родина.
УОНМ Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы. Духовный мир человека. Культурные
традиции - богатство нашей страны. Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, почему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рису нок-схему понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции». Высказывает предположения о том, почему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Находит иллюстрации понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции» Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план пересказа, пересказывает. Применяет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи. Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. Блок 2 Основы мировых религиозных культур часть 1(16ч.)
2 (1) Что такое светская этика.
УОПУЗП Понятие этика. Наука этика. Область изучения этики - мораль. Основатель науки этика. Религиозная и светская этика. Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика»
Объяснять понятия: «Мораль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был основателем науки «Этика»? Что помогает понять светская этика? Объясняет понятия: «Мораль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учебника отвечает на вопросы: «Кто был основателем науки «Этика»? «Что помогает понять светская этика? Составляет словарь положительных и отрицательных черт характера человека. Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 3 (2) Культура и мораль.
КУ Понятие культура. Культура - вторая природа. Материальная и духовная культура. Особый вид духовной культуры - мораль. Сущность понятия -культурный человек и культура поведения. Работать в парах: готовить ответ на вопросы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мораль?» По иллюстрациям называть элементы национальных культур. Приводить примеры материальной и духовной культуры. Объяснять, почему возникла мораль. Воспринимает текст учебника, высказывает своё мнение. Умеет выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Отвечает на вопросы по теме урока с обоснованием своей точки зрения. Работает в паре по подготовке ответов на вопросы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мораль?». Обобщает полученные знания при работе по иллюстрациям. Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 4 (3) Особенности морали. КУ Особенности морали. Мораль - система норм и ценностей. Моральные нормы. Мораль и жизнь в обществе. Участвовать в учебном диалоге: «Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» При водить примеры неравно душного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.Участвует в учебном диалоге: «Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?». Работая в парах, обсуждает и высказывает свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» Приводит примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. Выдвигает гипотезы. анализирует, обобщает, оформляет вывод на основе наблюдений принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефлексивные действия: само- оценка взаимодействия в совместной деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач стремиться иметь высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 5 (4) Добро и зло.
УОНМ Главные моральные понятия - добро и зло. Составляющие понятия зло. Нравственная ценность - добро. Стремление к добру - цель человеческой морали. Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предложений): «Что такое добро и что входит в понятие добро. Что такое зло и, какие наиболее распространенные его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зло?». Объяснять смысл пословиц «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно». Составить рассказ-рассуждение «Почему важно бороться со злом.»Умеет сосредотачиваться, выделять главное. Характеризует главные моральные понятия – добро и зло. Умеет объяснить смысл предложенных пословиц, приводить свои примеры. Высказывает своё мнение, о том, почему важно бороться со злом. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 6 (5) Добро и зло.
КУ Изменение представлений о добре и зле в ходе исторического развития. Пересказ текста учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Объяснять смысл выражений «добро пожаловать». «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «добро должно быть с кулаками». Различает понятия «добро» и «зло». Пересказывает текст учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Совместно со взрослыми находит в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока. Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 7 (6) Добродетель и порок.
УОНМ Добродетель и порок сущность понятий. Человеческие пороки. Добродетельный человек, каков он?
Читать текст и выделять ответы на вопросы: «Что такое добродетель? Что такое порок? Что такое добродетельный человек?»
Работать с иллюстративным материалом: составить рассказ-рассуждение «Чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для подражания?» Усваивает понятия «добродетель», «порок», «добродетельный человек». Умеет называть имена людей, которые могут служить примером для подражания. Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге. Читает информацию, отраженную на фото графиях. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 8 (7) Добродетель и порок.
КУ Понимание сущности добродетели философом Аристотелем. Добродетель и порок - две противоположные характеристики личности. Вести учебный диалог: «Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?». Обсуждение добродетельных и порочных качеств литературных героев сказок «Снежная королева», «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев». Участвует в обсуждении художественных произведений о добродетельных и порочных качествах героев. Усваивает, что в течение всей жизни человек старается поступать добродетельно и избегать порочного поведения. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Читает информацию, представленную в фотографиях, выраженную в художественном тексте. Осознает необходимость самостоятельного нравственного выбора. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведёт и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Выступление обучающихся со своими творческими проектами. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 9 (8) Свобода и моральный выбор человека.
КУ Сущность понятий свобода и моральный выбор. Связь свободы с моральным выбором. Выбор между нравственным и безнравственным поведением. Читать текст учебника с. 22-23 и выделить ответы на вопросы: Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Вести учебный диалог: в какой ситуации морального выбора оказались герои сказки И. Губарева «Королевство кривых зеркал», А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Делает вывод, что свобода – способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Приводит примеры ситуаций, в которых надо делать моральный выбор. Определяет, какие герои сказок представляют зло, а какие – добро. Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 10 (9) Свобода и ответственность.
КУ Сущность понятия ответственность. Взаимосвязь свободы человека с ответственностью. Ответственность человека за совершаемые действия. Читать и обсуждать текст учебника «Свобода и ответственность» с.24-25. Подготовить ответ на вопрос: Что такое ответственность? Работать с рисунками-схемами: составление текста-рассуждения. «Непреднамеренные по-
ступки, за которые тоже надо отвечать». Оформить вывод «При каких условиях возможно ответственное поведение», «Кто и что входит в отношения ответственности». Читает и обсуждает текст «Свобода и ответственность». Осознает, что вы бор между нравственным и безнравственным поведением зависит от стойкости добродетели, при каких условиях возможно ответственное поведение. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Признает возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Слушает собеседника и ведёт диалог. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 11 (10) Моральный долг.
КУ Понятие моральный долг. Особенность морального долга. Моральные обязанности человека в обществе. Задания на анализ текста «Моральный долг»: формулирование вывода «Что такое моральный долг» В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Вести учебный диалог: обсуждать афоризмы в рубрике «Мудрые мысли». Приводить примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы. Делает вывод, что долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Приводит примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы. Делает вывод, что главное в моральном долге – сознательное и добровольное следование существующим в обществе нормам и требованиям. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Создает обобщенный план ответа по теме. Читает информацию, представленную в рисунках, выраженную в художественном тексте. Осознает необходимость справедливого отношения к окружающим людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведёт и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 12 (11) Справедливость.
КУ Сущность понятия справедливость. Признаки справедливости. Моральные правила поведения соответствующие принципам справедливости. Пересказ текста учебника «Как менялись представления о справедливости в ходе истории». Уяснить признаки, по которым можно судить о справедливости. Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно на- звать справедливым). Оформлять вывод «Кого называют справедливым». Выполнять задания на самооценку участия в совместной деятельности (справедливо ли я вел себя в процессе совместной деятельности). Работает в группе. Участвует в обсуждении художественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет план ответа по теме «Что такое справедливость». Осваивает начальные фор мы познавательной и личностной рефлексии. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушает собеседника и ведет диалог; признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагает свое мнение и аргументирует свою точку зрения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 13 (12) Альтруизм и эгоизм.
КУ Сущность понятий альтруизм и эгоизм. Понятие разумный эгоизм. Чтение статьи учебника «Альтруизм и эгоизм». Отметить ответы на вопросы: Что такое альтруизм? Что такое эгоизм? Что значит быть разумным эгоистом? Вести учебный диалог: кого из героев сказок Ш. Перро «Золушка», В. Губарев «Старик Хоттабыч» можно назвать альтруистом, эгоистом. Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит примеры альтруизма, эгоизма, разумного эгоизма. Участвует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, вникающих в повседневной жизни. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 14 (13) Дружба.
КУ Человеческие отношения в обществе. Понятие дружба и её составляющие ценностные черты. Читать и обсуждать текст «Дружба». Формулировать вывод: Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Знать отличительные черты дружбы и правила, на которых возможна прочная дружба. Читает текст и делает вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Осознает этическое чувство дружба, его значимости в жизни каждого человека. Знает и выполняет правила, от которых зависит прочная дружба. Участвует в обсуждении афоризмов в рубрике «Мудрые мысли». Составляет рас- сказ по рисункам с. 32 Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушает собеседника и ведет диалог. Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 15 (14) Что значит быть моральным.
КУ Рассмотрение светской этики вопроса «Что значит быть моральным?» На основе анализа статьи учебника «Что значит быть моральным» с. 34-35 подготовить ответ, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?» Моделировать ситуации морального выбора по иллюстративному материалу учебника. Работает с текстовым и иллюстративным материалом. Пересказывает, дает ответ на поставленный вопрос на основе прочитанной статьи в учебнике. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Моделирует ситуации, раскрывающих моральный выбор людей. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия самостоятельного решения и морального выбора. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 16 (15) Подведение итогов.
УОиСЗИндивидуальные консультации, сбор материала. Формирование групп обучающихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию. Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Россия - Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках»,
«Добродетельные герои сказок Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро», «Добродетель и порок в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А. де Сент-Экзюпери)». Читает информацию, представленную в иллюстративном ряду и видеоматериалах. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (проекта) и выделяет ее этапы. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 17 (16) Подведение итогов.
УОиСЗОценка деятельности учащихся. Подведение предварительных итогов курса. Готовит и защищает тему творческой работы. Умеет с достаточной пол нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Вести беседу. Формулировать вопросы по услышанному. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. Блок №3 Основы православной культуры - часть 2 (13 часов)
18 (1) Род и семья – источник нравственных отношений.
КУ Понятия род, семья и родословная. Семейные роли и обязанности. Задачи рода и семьи. Установить, как тема уро ка связана с проблематикой курса основ светской этики. Выяснить, что такое род и существует ли сегодня понятие рода. Обсудить, что такое родословие и почему для людей важно знать своих предков. Понимает, что семья – ос нова моральных устоев человека. Объясняет происхождение слов семья, род.
Составляет свою родословную, рисует родословное дерево или родовой герб в виде иллюстрации, презентации. Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Овладевает способа- ми принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 19 (2) Нравственный поступок.
КУ Главные вопросы в этике. Поступок, его оценка, управление поступками. Нравственный поступок и его признаки. Работать в группах: прочитать статью «Нравственный поступок» с. 40-41, подготовить вывод «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок». Подготовить памятку «Признаки нравственных поступков». Составить рассказ-рассуждение по иллюстрациям с.41 «Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают изображенные на нём персонажи?» Участвуют в обсуждении высказывания «Цель оправдывает средства». «Не вся кое действие – поступок». Читает статью, делает вывод: «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок». Составляет памятку с перечнем признаков нравственного поступка. Анализирует проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка, делает вывод. Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свернутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением. Находит ответы на поставленные вопросы. Составляет рассказ-рассуждение по иллюстрациям.
Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результаты своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 20 (3) Золотое правило нравственности.
КУ Трактовка золотого правила нравственности. Применение золотого правила в жизни. Прочитать текст «Золотое правило нравственности». Найти ответить на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулируется золотое правило нравственности?» Составить план использования золотого правила нравственности в жизни. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Оценить поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. Читает текст «Золотое правило нравственности» и находит ответ на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулируется золотое правило нравственности?» Составляет план использования золотого правила нравственности в жизни. Работает с рубрикой «Мудрые мысли». Оценивает поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполняет пробные поисковые упражнения. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 21 (4) Стыд, вина и извинение.
КУ Понятия стыд, вина и извинение. Чувство вины и раскаяние. Чувство вины и извинение. Извинение и прощение. Вести учебный диалог: Что такое стыд? Что такое чувство вины? В различие между стыдом и виной? Обсуждать в группах житейские ситуации: когда и как принято извиняться. Рассмотреть картину Ф. Решетникова «Опять двойка» и объяснить, какие чувства выражают лица персонажей картины. Объяснять смысл пословиц: «Счастливый из-за стола голодный встаёт», «Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет», «Со стыда сгорел». Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении пословиц. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия самостоятельного решения и морального выбора. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 22 (5) Честь и достоинство.
КУ Качества, помогающие определять нравственную ценность человека. Сущность понятий честь и достоинство. Работать в парах. Прочитать статью учебника «Честь и достоинство» с. 46-47, найти ответ на вопрос: Что такое честь? Что такое достоинство? Рассмотреть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций: честь и достоинство. Приводить примеры известных героев книг, сказок, мультфильмов, соответствующие понятиям чести и достоинства. Называть имена спортсменов, которые защищают честь нашей странных на международных соревнованиях. Объяснять смысл пословицы «Береги платье снову, честь смолоду» Работает в парах. Применяет правила общения. Пересказывает и делает выводы о прочитанном. Умеет вести беседу. Моделирует ситуации, раскрывающие поведения человека среди людей понятия честь, достоинство. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 23 (6) Совесть.
КУ Понятие совесть. Различия понятий стыд и совесть. Внутренний судья человека. Чтение статьи учебника «Совесть» с. 48-49. Отметить ответы на вопросы: Что такое совесть? Чем различаются понятия «стыд» и «совесть» Вести учебный диалог: какой поступок совершил Алёша в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Какое чувство испытал из-за своего поступка? Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит примеры совести и стыда. Участвует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Делает вывод, что совесть и стыд – это личная оценка человека. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 24 (7) Нравственные идеалы.
КУ Смелые и сильные защитники Отечества - богатыри. Правила честного поединка. Важнейшая добродетель воинской дружбы - верность. Прочитать текста учебника «Нравственные идеалы». Сделать вывод: «Нравственный идеал в истории развития человеческого общества». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи. Пересказывает текст учебника «Нравственные идеалы». Знает правила честного поединка, введенного русскими богатырями. Совместно со взрослыми находит в литературе, Интернете примеры представлений людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока. Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 25 (8) Нравственные идеалы.
КУ Рыцари, джентльмены и леди. Основные качества, характеризующие рыцаря, джентльмена и настоящую леди. Вести учебный диалог: Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Обсуждать в группах: рыцарем, джентльменом и леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник? Приводить примеры из художественной литературы, кинофильмов, из жизни рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди. Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении рубрики «Умные мысли». Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Из художественной литературы, кинофильмов, из жизни приводит примеры рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия самостоятельного решения и морального выбора. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 26 (9) Образы нравственности в культуре Отечества.
КУ Нормы - образцы нравственного поведения в культуре России - труженик, патриот, воин, коллективист. Прочитать статью учебника и сделать вывод о нормах-образцах поведения в культуре России – о труженике, патриоте, вои- не, коллективисте. Знакомится с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.
Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни.. Участвует в учебном диалоге: в чем должен выражаться патриотизм ваших сверстников. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 27 (10) Этикет.
КУ поведения - этикет. Сущность понятия. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Правила этикета для каждого. Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациям «Какие правила этикета нарушают герои рисунков на с. 56?» Работает в группе. Участвует в обсуждении литературных героев: соблюдал ли этикет Винни-Пух в гостях у Кролика. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый школьник. Выдвигает гипотезы. Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Пересказывает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. Блок 4 Духовные традиции многонационального народа России (8ч)
28 (1) Семейные праздники.
КУ История праздников. Значение праздников в жизни людей и семьи. Подарок и его выбор. Вести учебный диалог: Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники в жизни человека. Прочитать информацию в рубрике «Это интересно», уметь пересказать. Составить памятку «Как выбирать подарок». Вести учебный диалог: приятно ли было ослику Иа получать на день рождение подарки Винни-Пуха и Пятачка. Что может испортить праздник? Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка). Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 29 (2) Государственные праздники.
КУ История праздников. Значение праздников в жизни людей, граждан РФ. Традиции празднования. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Толерантное отношение к представителям разных мировоззрений культурных традиций. Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка). Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 30
(3) Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
КУ Сущность понятия высшая ценность. Жизнь как высшая ценность для человека и его семьи. Вести учебный диалог: что такое нравственные ценности. Сделать вывод: почему человеческая жизнь является высшей ценностью. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Рассмотреть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка). Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 31 (4) Любовь и уважение к Отечеству Духовные традиции. Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.
Любовь - основа нашей жизни. Любовь - служение на благо Отечества. Прочитать статью «Любовь и уважение к Отечеству». Сделать вывод: в чём ценность любви и в чём заключается её проявление к Родине. Учиться толерантному отношению к представителям разных миро- воззрений и культурных традиций. Читает текст и делает вывод, что любовь к Роди-не – это служение на благо людей, на благо Родины. Осознает чувство гордости, любви к Отечеству, их значимость в жизни каждого человека. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 32 (5) Подготовка творческих проектов.
УОиСЗИндивидуальные консультации, сбор материала. Подготовка сообщения по выбранным темам. Формирование групп обучающихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию. Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение. Составляет рассказ-повествование.
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Пони мает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 33
(6) Выступление обучающихся со своими творческими работами.
УОиСЗОценка деятельности учащихся. Защита проектов «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой прадедушка – защитник Родины». Подведение итогов курса. Участвует в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение.
Готовит и защищает тему творческой работы. Умеет слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить ин формацию с имеющимися знаниями. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 34 (7) Презентация творческих проектов.
УОиСЗОценка деятельности учащихся Подведение итогов курса. Участвует в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение.
Готовит и защищает тему творческой работы. Обобщает знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Интернет - ресурсы, демонстрационные презентации. 35 (8) Резервный урок VII. Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
№ Наименование объектов и средств материально-
технического обеспечения Необходимое кол-во Имеется /
необходимо
1 Книгопечатная продукция
1.1 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» Д имеется
1.2
А. Я. Данилюк. Программы «Основы религиозных культур и Светкой этики». М. «Просвещение», 2012
Д имеется
1.3
Основы светской этики. Учебник. 4 класса.- М. Просвещение, 2014. К имеется
1.4
Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс./ В.Н.Коновальчук, И.В. Коновальчук, И.П.Пономарева. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2014 г. К имеется
2 Цифровые образовательные ресурсы
2.1 Электронное пособие к учебнику «Основы светской этики», 4 класс
(диск CD-ROM) Д имеется
2.2 Мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса
Д имеется
3 Технические средства обучения (средства ИКТ)
3.1 МФУ НР LJM 1120 MFP Д имеется
3.2 Проектор М/М Erson EB582 Д имеется
3.3 Интерактивная доска Smart Д имеется
3.5 Компьютер в сборе 17 ASER с выходом в Internet Д имеется
3.6 Колонки Genius Д имеется
Литература
Для учителя:
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики, Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. М.: Просвещение, 2012
Данилюк А.Я. Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс – М.: Просвещение, 2012.
В.Н.Коновальчук, И.В. Коновальчук, И.П.Пономарева. Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2014 г.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.
Для учащихся:
Данилюк А.Я. Учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс – М.: Просвещение, 2012.
В.Н.Коновальчук, И.В. Коновальчук, И.П.Пономарева. Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2014 г.
Интернет – ресурсы:
http://www.prosv.ruhttp://standart.edu.ruhttp://pravolimp.ru
http://www.orkce.org/
www.gumfak.ruhttp://nsportal.ru/http://easyen.ru/http://infourok.ru/ispolzovanie-sovremennih-pedagogicheskih-tehnologiy-na-urokah-orkse-s-privlecheniem-fragmentov-detskih-multfilmov-509254.html
VIII. Результаты освоения учебного предмета.
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Формы контроля знаний:
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются
следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий
целесообразны следующие виды заданий:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий
возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
«ищу ошибки»
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий
можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Приложение
Проектно-исследовательская деятельность учащихся 4 а класса
№ п/п Название проекта/исследования Результат проекта/исследования Форма работы
1 «Мое отношение к миру» Эссе индивидуальная
2 «Мое отношение к людям» Эссе индивидуальное
3 «Мое отношение к России» Эссе индивидуальная
4 «С чего начинается Родина», Эссе индивидуальная
5 «Герои России» Выставка по выбору учащихся
6 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», Альбом индивидуальная
7 «Мой прадедушка - защитник Родины» Альбом индивидуальная
8 «Мой друг» Презентация индивидуальная
9 Мы в ответе за тех, кого приручаем Презентация индивидуальная
10 Добрые люди вокруг Презентация индивидуальная
11 Доброта спасет МИР. Презентация индивидуальная
12 Памятные места моего села. Выставка работ индивидуальная
13 Герой жил рядом Эссе, презентация индивидуальная
14 Семейные праздники Презентация, кулинарные блюда, разыгрывание сценок и т.п. индивидуальная
15 Традиции моей семьи. Презентация, кулинарные блюда, разыгрывание сценок и т.п. индивидуальная
16 Моя семья - моя надежная крепость. Альбом индивидуальная
17 Не зависит доброта от роста. Презентация индивидуальная
18 Добро и зло в народных сказках Презентация индивидуальная