Урок литературы на тему М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени («Княжна Мери»)


Урок русской литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Урок 5. «Неужели зло так привлекательно?»
(Печорин в отношениях с Вернером, Верой и Мери)
Тема: «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери»)
Цель: Показать, почему дружба и любовь недоступны Печорину, почему герой обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих.
Задачи:
показать и увидеть одиночество Печорина;
понять смысл недоступности любви и дружбы для Печорина.
Концепция:
Если на предыдущем уроке мы стремились понять, как раскрывается Печорин в отношениях с людьми, ему враждебными, то цель этого урока – показать, почему дружба и любовь недоступны Печорину, несмотря на энергию, силу, искренность его чувств, почему герой обречен на одиночество в кругу людей, понимающих его и любящих.
Сначала останавливаемся на отношениях Печорина и Вернера. Почему Печорин называет Вернера «человеком замечательным»? Справедливо ли его называли Мефистофелем? Почему «читая в душе друг у друга», Печорин и Вернер не становятся друзьями? В каких эпизодах повести Вернера обнаруживает себя как скептик и поэт? Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом? В чем видна привязанность Вернера к Печорину? Почему Печорин и Вернер расстались так холодно?
Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что никогда не умел он воспользоваться своим знанием», Вернер в повести представлен скорее как свидетель жизни, чем ее участник. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмещен низостью. Но по своей воли он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его, помогает, как может. Скептицизм Вернера парализует энергию.
Неудовлетворенность Печорина жизнью ведет к бунту, к действию, активность возвышает над Вернером, который мог бы казаться его единомышленником. Поэтому при прощании с доктором Печорин «остался холоден, как камень», а итог отношений с Вернером в дневнике подвел горько: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!» Итак, Вернер пассивен, и это ставит его в глазах автора романа и читателей значительно ниже Печорина, который не признает дружбы, потому что она требует самозабвения или обмана.
В отношениях с Мери все усилия Печорина направлены на то, чтобы подчинить чувства княжны.
Почему «бешенство» княжны для Печорина восхитительно? Почему Мери говорит, что Печорин «хуже убийцы»? Когда и в чем Печорин сочувствует Мери и близок к влюбленности в нее? Почему Печорин отказывается жениться на Мери и пытается убедить ее в том, что она не любит его? Все эти вопросы направлены на то, чтобы проследить отношения Печорина и Мери в их противоречивости.
Печорин уверяет себя в бестрепетности: «Из жизненной бури, - говорит он Вернеру перед дуэлью, - я вынес только несколько идей и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Казалось бы, отношения с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствуют о безжалостной холодности, жестокости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз чувствует себя увлеченным, даже взволнованным. Читая запись в журнале от 6 и 11 июня, спрашиваем: в чем прав здесь Печорин и что в этих размышлениях не подтверждается дальнейшим ходом событий? Вероятно, Печорин справедливо видит источник своей ненасытной гордости в, что обстоятельства жизни в целом не подчинены ему, не слиты с его желаниями. Постоянный разлад с окружающим и невозможность посвятить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии подменяются деспотизмом победителя сердец. Но Печорин напрасно надеется, что «насыщенная гордость» принесет ему счастье. И Вера, и Мери в конце концов любят Печорина, но счастье ему не приносит.
Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Разрушив представление Мери о своем обаянии, Печорин спасает княжну от позора и убеждает в своей привязанности. И по мере того, как в Мери начинает проступать душа, как в ней растет искреннее и глубокое чувство к Печорину, отношение его к княжне смягчается, но не настолько, чтоб он мог ее полюбить.
Страх перед обыденным жребием заставляет Печорина отвергнуть чувство Мери. Перед последним объяснением с княжной Печорин спокоен и холоден: «…как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны». Однако страдание не оставляет Печорина равнодушным. «Это становилось невыносимо: еще минута, и я упал к ее ногам». «Жалкая и гадкая роль». Печорина в отношениях с мери осуждена им самим, и это подчас мешает ученикам увидеть, что при всем неблагородстве интриги Печорин совершил удивительное: кукольная барышня стала живой, хотя и страдающей женщиной.
Печорин не знает другого способа пробуждения души, поэтому его «любовь никому не принесла счастья». «Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой, которую любит единственно. Не будь рядом с историей княжны параллельно развивающегося с верой, читатель был бы убежден в бездушии или пошлости Печорина, неспособности его любить. Но отношения с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен «безумствовать под влиянием страсти». Почему при воспоминании о вере сердце Печорина «билось сильнее обыкновенного»? Чем Вера непохожа на Мери? Отчего после свидания с Верой Печорин поскакал в степь? Эти вопросы обостряют внимание учеников и побуждают заняться конкретным анализом текста.
Лермонтов так строит повествование, что жесткие приговоры Печорина, его самоосуждение часто расходятся с его поступками. Максимализм, который рождает недоверие героя к любви, ведет его к строгому суду над самим собой, мешает самоуважению. Однако сердце Печорина состоит не из одних пороков и привлекает к нему не только зло. Во многих ситуациях он обнаруживает и человечность, и благородство.
Печорин признался, написав о Вере, что это «одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями…» Но Вера видит не только их: «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, то бы ты ни говорил, есть власть непобедимая: никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, - и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто не старается уверить себя в противном ».
Справедливость этих слов и жестокость логики жизни, которая разводит Веру и Печорина, подчеркнута и местом этого эпизода в сюжете повести. Только что убит Грушницкий. Печорин обессилен дуэлью, и новый удар, потеря Веры, обрушивается на него, как потрясение. И когда Печорин беспощадно гонит по дороге к Пятигорску, по которой уехала Вера, он не только ее хочет догнать, но будто жизнь, смысл ее , человечность вернуть пытается.
Оказывается, Печорин может «безумствовать под влиянием страсти», хотя в начале повести уверял себя в обратном. Потеряв коня и надежду догнать Веру, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Ночная роса и горный ветер понемногу успокоили его. Природа, как это обычно бывает с Печориным (вспомним, как после признания Мери он поскакал в горы ), Умиротворяет его, дает иное измерение жизни («зачем тут страсти, желания, сожаления?»). Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.
На дом задаем прочесть статьи учебника «Печорин и Вернер», «Печорин и княжна Мери»; перечитать стихотворение Лермонтова «Горные вершины » (из Гете) и подумать, что близко в отношении к природе героя и автора романа; перечитать стихотворение «Дума» и ответить на вопрос: в романе или в стихотворении отношение Лермонтова к поколению строже, непримиримее?
Структура урока:
Основная идея урока:
...дневник души «героя нашего времени».
Учебные проблемные ситуации:
Печорин и Вернер: холодная дружба двух великих и разных скептиков. Печорин и Мэри: насыщенная гордость «победителя сердец» или просто неспособность полюбить? Печорин и Вера: причины несбывшейся любви. За что любят Печорина, если он приносит людям одни страдания?
Экспозиция.
«Княжна Мери» – дневник, включающий в себя 16 записей, иногда коротких, иногда длинных, точно датированных. Все, что происходит в повести, укладывается в небольшой срок – чуть больше месяца: с 11 мая по 16 июня. Последняя, 17 запись сделана через полтора месяца, в крепости Максима Максимыча. Но до этой записи перед нами регулярный, почти ежедневный дневник.
I учебная ситуация.
Почему Печорин называет Вернера «человеком замечательным»?
Беседа.
Справедливо ли его называли Мефистофелем? Почему «читая в душе друг у друга», Печорин и Вернер не становятся друзьями? В каких эпизодах повести Вернер обнаруживает себя как скептик и поэт? Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом? Почему Печорин и Вернер расстались так холодно?
Выразительное чтение.
Итога отношений Вернера с Печориным.
II учебная ситуация.
В отношениях с Мери все усилия Печорина направлены на то, чтобы подчинить чувство княжны. Почему «бешенство» княжны для Печорина восхитительно?
Беседа.
Почему Мери говорит, что Печорин «хуже убийцы»? Когда и в чем Печорин сочувствует Мери и близок к влюбленности в нее? Почему Печорин отказывается жениться на Мери и пытается убедить ее в том, что она его не любит?
Комментированное чтение.
Прочитаем запись от 6 и 11 июня: в чем прав здесь Печорин и что в этих размышлениях не подтверждается дальнейшим ходом событий?
III учебная ситуация.
Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обыкновенного? Чем Вера непохожа на Мери? Отчего после свидания с Верой Печорин поскакал в степь?
IV учебная ситуация. За что любят Печорина, если он приносит страдание?
Вывод.
Оказывается, Печорин может «безумствовать под влиянием страсти», хотя в начале повести уверял себя в обратном. Потеряв коня и надежду догнать Веру, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». Ночная роса и горный ветер понемногу успокоили его. Природа, как это обычно бывает с Печориным, умиротворяет его, дает иное измерение жизни. Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.
Домашнее задание.
Прочитать статьи учебника «Печорин и Вернер», «Печорин и княжна Мери» и последнюю часть романа - «Фаталист».