Урок развития речи Обучение написанию сочинения-рассуждения (по рассказу А.Платонова «Юшка»)


Обучение написанию сочинения-рассуждения
(по рассказу А.Платонова «Юшка»)
Цели:
подготовка к домашнему сочинению;
развитие творческих способностей;
активизация знаний учащихся о типе речи-рассуждение;
развитие устной и письменной речи;
воспитание чувства доброты, сочувствия к чужому страданию, чувства отзывчивости.
Ход урока:
Организационный момент.
Стихи (читают ученики)
Дарите всем добро,
Бросайте его в море,
Оно не пропадёт
И к вам вернётся вскоре!
Уютом и теплом,
А может быть - улыбкой,
Волшебным, сладким сном,
Исправленной ошибкой...
Счастливыми детьми,
Успехами в работе...
Безветренные дни и
Солнышко - в субботу.
Придут к вам всё равно -
Не может быть иначе,
Дарите всем добро,
И к вам - придёт удача!
Именно с этих строк я хочу начать урок, посвященный вечной теме – доброте. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете это слово? (Доброта - это качество человека).
На протяжении веков люди пытались определить, что же такое доброта. Многие известные люди сформулировали это понятие по-своему. Внимание на слайд. Прочитаем высказывания великих людей:
Добро – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой (М. Твен)
Доброта для души - то же, что здоровье для тела. (Л. Толстой)
Из всех добродетелей и достоинств души - величайшее – доброта. (Ф. Бэкон)
Доброта – качество, излишек которого не вредит. (Голсуорси)
Кто же делает добро? – Человек.
Кого мы можем считать добрым человеком? Завершим фразу: Добрый человек – это тот, кто…
помогает другим людям;
помогает не только людям, но и животным;
бережет и охраняет природу;
воспитан, честен.
А скажите, нужна ли в жизни доброта?
Именно на этот вопрос мы сегодня попытаемся дать полный ответ. И научимся делать это как в устной, так и в письменной речи. Итак, запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Обучение написанию сочинения» и тему, по которой мы будем учиться писать сочинение: «Нужна ли в жизни доброта?»
Целеполагание.
Определим цели нашего урока. Скажите, чему мы сегодня должны научиться? Да, конечно, научиться писать сочинение. А почему именно о доброте будем мы писать? Мы должны будем ответить на вопрос темы применительно к себе. Каждый из на должен будет проанализировать, что такое доброта именно в моей жизни, как я отношусь к другим людям. А тому, кто будет активно работать на уроке, я буду давать сердечки.
Актуализация знаний.
Давайте вспомним, какие типы речи мы изучили. (Описание, повествование, рассуждение). Как вы думаете, какой тип речи мы будем использовать сегодня? (Рассуждение). Почему? (Потому что тема сочинения сформулирована в виде вопроса, на который мы постараемся дать ответ, мы будем размышлять, рассуждать, задавать вопросы, отвечать на них).
Из каких частей состоит сочинение? (вступление, основная часть, заключение). Это основа любого сочинения. Придерживаясь ее, мы сформулируем основную проблему, прокомментируем ее, скажем о собственной позиции, аргументируем свое мнение примером из художественного текста и сделаем вывод. Такова структура сочинения, она записана в ваших листах, в которых мы будем сегодня работать.
Изучение нового материала. Составление плана.
Для того, чтобы написать сочинение, мы должны составить план к нему. Мы составим вопросный план. Итак, как вы думаете, с какого вопроса мы начнем?
Что означает доброта для людей?
Как людям живется в мире без доброты?
Сможет ли мир существовать без доброты?
Введение.
Посмотрите внимательно на тему урока. Назовите ключевое слово, к которому мы будем задавать вопросы. Да, это слово «доброта». Задайте вопрос к этому существительному. «Что такое доброта?» Запишите его на листе. Подумайте еще над одним важнейшим вопросом. «Какую роль играет доброта в жизни человека?» или «Какое значение имеет доброта в жизни человека?». Запишите один из вопросов. Третьим будет вопрос темы урока: «Нужна ли в жизни доброта?» Таким образом, мы определили проблему сочинения.
Скажите, пожалуйста, это вопросЫ – однодневки или вопросы вечные? Молодцы. Эти вопросы всегда волновали людей, во все времена и эпохи. Данную мысль мы можем выразить фразами: «Эти вопросы всегда актуальны» или «Эти вопросы волновали людей всегда».
Есть ли у человечества однозначный ответ? Конечно, нет. Сколько людей – столько и мнений. Сформулируем этот ответ в виде предложения: «Существует несколько точек зрения». Теперь попытаемся раскрыть смысл этих точек зрения. Возьмем два противоположных мнения, причем начнем с отрицательного для нас. Скажем точку зрения тех людей, кто не видит в доброте никакого смысла. Записываем с новой строки: «Одни люди считают, что…». Как мы напишем? (Одни люди считают, что доброта на свете не нужна, что лучше жить, не совершая добрые поступки, а уделяя больше времени только себе). Запишите эту мысль своими словами. Скажите, мы согласны с такой позицией? (Нет) А почему? С чем же мы согласимся? (С позицией людей, которые верят в жизненную необходимость доброты). Давайте сформулируем эту мысль в виде предложения: «Другие же утверждают, что…» (жить без доброты невозможно, потому что без этого качества люди станут черствыми и жестокими эгоистами). С этим мнением мы согласны? (Да).
Запишем эту мысль с красной строки. «Я полностью согласен с этим мнением». Теперь нужно высказать собственную позицию. Скажите, кто больше всех нуждается в помощи? (Старики, больные люди). Да, это те люди, которые попали в сложную ситуацию, либо те, кому очень плохо без помощи ближнего.
(Видео).
Основная часть.
Давайте, еще раз посмотрим на тему. Что из себя она представляет? Да, это вопрос. В основной части мы должны дать на него ответ. Ответьте на поставленный вопрос однозначно и запишите этот ответ на листок, туда, где написано «Тезис». Как мы запишем? Да, «Доброта в жизни нужна», затем поставьте запятую и продолжим: «потому что…». Продолжим, что было бы в мире без доброты. Что у нас получится? «Доброта в жизни нужна, потому что без нее мир бы перестал существовать. Люди стали бы бездушными, перестали бы помогать и сочувствовать друг другу».
Записываем предложение: «Я считаю, что…». Напишите 1-2 предложения, которые отражают вашу позицию, почему вы согласны с утверждением о том, что доброта нужна в жизни.
Давайте прочитаем то, что у нас получилось. (1-3 варианта). Молодцы, мы определили проблему, прокомментировали ее, выразили собственное мнение.
Теперь мы должны свое утверждение доказать. Доказывать мы будем на примерах. И первый наш аргумент мы возьмем из сокровищницы народной мудрости. Что это? Да, это фольклор или устное народное творчество.
Поработаем в группах.
right45339000Работаем на листах. Задание №2. Ваша задача собрать пословицы, соединить 1 и 2 части воедино.
Кто готов? Прочитаем пословицы. Кто уверен в том, что он правильно выполнил задание? Прочитайте. У кого все пословицы собраны верно – тому сердечки.
Возвращаемся к нашему сочинению. Выберите пословицу, которая вам больше нравится и смысл которой вы сможете объяснить. Работаем над основной частью. С абзаца записываем: «Доброте посвящено много пословиц, одна из которых…» Запишите в кавычках понравившуюся вам пословицу. Дома вы письменно объясните ее смысл.
(На боковой стороне доски записывается домашнее задание, которое в конце урока дети запишут в дневники: 1. Объяснить смысл пословицы.)
Следующим аргументом того, что без доброты жизнь стала бы жестокой и безнравственной, будет пример из художественного произведения. Скажите, какого? Совершенно верно, это рассказ Андрея Платонова «Юшка», с которым мы познакомились на предыдущем уроке.
Я предлагаю вам выполнить небольшие задания для того, чтобы вспомнить содержание рассказа.
Назовите имя главного героя (не прозвище) (Ефим Дмитриевич)
Сколько лет главному герою? (40)
Где работал Юшка? (в кузнице)
Узнай героя: «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». (Юшка»)
Узнай героя: «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…» (воспитанница Юшки)
Продолжи фразу: «…Сердце в людях бывает _____________.» (слепое)
Продолжи фразу: «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему ____________.» (свету нужен).
Продолжи фразу: «К телу умершего пришли проститься с ним _______________...» (все люди).
Прочитайте свои ответы. Проверим по слайду. У кого все ответы правильны? Получайте сердечки.
Мы сегодня много работаем, я предлагаю вам минутку релаксации. Сядьте так, как вам удобно и немного отдохните под замечательную песенку.
Видео (Релаксация)
Возвращаемся к основной части. Нам необходимо сделать переход внутри части от одного аргумента к другому. Напишем предложение: «Проблему доброты поднимает также писатель Андрей Платонов». При помощи какого средства связи мы сделали переход? Да, это союз «также». Теперь необходимо сказать, в каком произведении поднимается данная проблема и каким образом. «В своем рассказе «Юшка» он рассказывает о нелегкой судьбе непохожего на других человека». Мы употребили словосочетание «непохожий на других». Объясните значение этих слов. (он не похож на других тем, что на зло не отвечал злом).
Как к этому относились люди? (их это раздражало, над ним издевались все, даже дети). Только не сбиваемся на пересказ!
Каким чувством переполнено сердце Юшки? (Любовь ко всему живому, к людям, к Родине, к природе).
Легко жилось Юшке? (Нелегко, потому что он был одинок).
Олицетворение чего является Юшка? Добра или зла? Доброты или жестокости? Получается так, что в мире очень много зла, и лишь один лучик доброты.
Что было бы в мире, если бы все люди жили так, как Юшка, по законам доброты? (Не было бы зла, не было бы вражды, войн).
От чего погиб Юшка? (ОТ ЧЕГО, а не от чьей руки). (Погиб от человеческой жестокости и бездушия).
Погибает Юшка, непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью и равнодушием. Хуже или лучше стало людям? (люди все зло стали срывать друг на друге. Им стало хуже).
Мы сказали, что Юшка – олицетворение добра - ушел из этого мира. В мире осталось только зло. Оно победило добро. Так ли это? (Нет, доброта Юшкиного сердца одержала победу над злом – спасенная им сиротка продолжает жить по законам Добра. Она спасает людей, лечит их от болезней.)
А надо ли спасать этих людей, которые издевались над ее названным отцом? (Надо их спасать, чтобы Доброта в мире победила навсегда).
Те вопросы, на которые мы дали с вами ответы в устной форме, написаны на ваших листах. Дома вы письменно ответите на них – это и будет нашим аргументом по художественному произведению.
(На боковой доске записываем продолжение домашнего задания: 2. Ответить на вопросы.)
(Если есть время, то озвучить основную часть, ответив на вопросы).
Заключение.
Как вы думаете, о чем мы должны сказать в конце сочинения, в выводе? (Сказать о том, что доброта в жизни нужна, без нее не было бы самой жизни).
Начнем писать заключение со слов: «Таким образом, …» Это вводные слова, мы выделим их запятой. Продолжим писать это предложение так, как мы и сказали.
Скажите, каких людей в мире больше, таких, как Юшка, или таких, как все остальные? Да, большинство людей не понимает тех, кто живет по законам доброты, издевается над ними. Какие чувства вызывает у нас этот факт? (Чувство сожаления). Поэтому следующую фразу мы начнем с вводных слов: «К сожалению,…» Помним о запятых? Продолжим: «…и в наше время многие люди забывают о доброте, живут, не проявляя сочувствия и милосердия к тем, кто в этом нуждается».
Можно на этом поставить точку? Конечно, нет. Давайте выразим надежду, что в мире все изменится и добро победит зло навсегда. Запишем: «Мне очень хочется верить, что такие люди изменятся и во всем мире восторжествует Доброта».
Домашнее задание.
Посмотрите, сколько мы собрали материала для нашего сочинения! Назовите эти материалы. (У нас есть рабочие листы и с урока литературы, и с урока развития речи. У нас есть высказывания великих людей - вы можете выбрать эпиграф для сочинения. У нас есть речевые шаблоны, клише, которые вы будете использовать в работе. Есть план сочинения. Есть пословицы, одну из которых вы выберете и объясните ее смысл. Есть анализ художественного текста – рассказа Андрея Платонова «Юшка»)
То домашнее задание, которое мы определяли в течение всего урока мы запишем в дневники, добавив самый главный третий пункт: 3. Написать сочинение.
Рефлексия.
Очень часто у нас в сочинении встречается слово «доброта». Давайте расшифруем это слово, назовем те качества, которые входят в понятие доброты. Я предлагаю вам создать Дерево доброты, которое, я надеюсь, зацветет яркими цветами не только на нашей доске, но и в вашей жизни. В ваших файлах находятся цветы, на которых написаны разные качества. Если вы считаете, что это качество входит в понятие доброты, то прикрепите этот цветок на наше дерево добра.
(Работа в группах, рассматривают цветы с надписями, подходят (под музыку) к доске, крепят цветы)
Посмотрите, как расцвело наше дерево! Очень хочется верить, что скоро оно принесет свои плоды и в вашей жизни будет только доброта!
Я хочу, чтобы вы подняли сердечки, заработанные на уроке. Какие вы молодцы! Вы открыли свои сердечки навстречу Доброте. Пусть в вашей жизни так будет всегда!
О, как же эта истина стара!Проходит всё, но неизменны люди:Творя добро, не жди в ответ добраИ не надейся, что когда-то будет.
Сними с себя последнее бельё,Отдай в придачу жизнь свою и душу:Всё заберут спокойно, как своё,И ноги вытрут об тебя к тому же.
Но пусть обида гложет изнутри,И болью чьё-то слово обжигает:Не унывай, твори добро, твори…Зла на земле и без того хватает.
Эльдар Ахадов