Программа элективного курса по русскому языку Обучение написанию сочинения-рассуждения.
МБОУ «Старо-Челнинская СОШ»
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
КАК ШАГ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Автор:
Черепанова Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Старо-Челнинская средняя
общеобразовательная школа
Нурлатского муниципального района
Республики Татарстан»
2015 год
Раздел I.
Пояснительная записка
к предметно ориентированному элективному курсу по русскому языку
1.Структура документа
Данная программа предметно ориентированного курса по русскому языку для 11 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:
- пояснительную записку;
- содержание программы;
- технологию организации учебного процесса;
- требования к результатам освоения элективного курса;
- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- список программного обеспечения;
- учебно-тематический план курса;
- календарно-тематическое планирование курса;
- приложения (тематическое планирование, методические разработки уроков, дидактический материал, итоговые образцы сочинений с указанием количества баллов)
2. Причины выбора темы.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства и устно, и письменно. А развитие личности это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Неслучайно и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть 2 - небольшое сочинение-рассуждение предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания 2 части на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа элективного курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку» будет полезна не только выпускникам, но и другим учащимся школы.
Выбор данной темы связан с желанием учащихся успешно сдать обязательный письменный экзамен по русскому языку, повысить свою грамотность и лингвистическую компетенцию.
3. Цели элективного курса:
Основная цель курса:
- формирование устойчивых знаний и умений учащихся по созданию сочинений-рассуждений по текстам разных типов и стилей речи; создание условий для оценивания учащимися собственных возможностей и склонностей.
Сопутствующие цели:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Главная цель данного курса состоит не в «натаскивании» учащихся и не в приобщении их к шаблонным, трафаретным сочинениям. Главное, чтобы они приобрели знания и умения, помогающие конструировать свое сочинение в соответствии с поставленной проблемой, оперировать фактами из текста, использовать афоризмы и собственные мысли в соответствии с заявленной проблемой и позицией автора.
4. Задачи элективного курса:
Обучить осознанному чтению и восприятию текстов; помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 25 на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
- привить умение аргументировать собственные мысли и мнение автора примерами из текста, из других произведений (статей), из собственной жизни.
- обучить умениям и навыкам самостоятельного создания сочинений и самостоятельного оценивания и взаимооценивания работ.
- развивать и воспитывать мыслящую личность, умеющую отстоять свое мнение.
Раздел II
Содержание программы
Модуль 1
Введение. Задачи курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе». Основные требования к сочинению-рассуждению.
«Словесная ткань сочинения-рассуждения. Различение ключевых понятий.
Алгоритм работы с текстом (задание 25)
Структура сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Последовательность изложения.
Тема и проблема текста. Как определить и сформулировать проблему исходного текста?
Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление?
Комментирование проблемы. Виды комментария.
Как написать комментарий к проблеме исходного текста?
Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Как отразить позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме?
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? Анализ текстов.
Что такое аргумент? Виды аргументов. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.
Как оформить аргументацию собственного мнения?
Как собрать материал для аргументации личностной позиции?
«Переходные мостики» к читательской аргументации.
Работа по систематизации читательского опыта.
Финал сочинения. Виды заключений.
Как написать вывод сочинения?
Теоретический аппарат курса
Модуль 2
Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности
Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения.
Пишем сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Пишем сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
Текстовые ошибки и их классификация. Работа над ошибками.
Итоговые занятия. Защита творческих работ.
Раздел III
Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания 25 ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса частично или полностью могут быть использованы на факультативных занятиях в других классах.
Раздел IV
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Раздел V
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 23.
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (11,5 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 11,5) - «незачёт»).
Раздел VI
Список программного обеспечения
Литература для учащихся:
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2005
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2015.
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015/ Н.А. Сенина – Ростов н/Д.: «Легион-М», 2015
Алексеева Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.- С.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2014.
Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. - Ростов н/Д: Легион-М,2014.
Литература для учителя
Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий./ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Русский язык. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов./Н.Я. Нелюбова. – В.: Учитель, 2010.
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.- М.: Просвещение, 2008.
Т.А. Долинина. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ. Алгоритм подготовки к части С. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. – Р-н-Д.: «Легион», 2010
Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с.
Раздел VII
Учебно-тематический план предметно ориентированного курса по русскому языку:
п/п
Темы уроков
Количество часов
1.
Введение. Задачи курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе». Основные требования к сочинению-рассуждению.
1
2.
«Словесная ткань сочинения-рассуждения. Различение ключевых понятий.
1
3.
Алгоритм работы с текстом (часть С)
1
4
Структура сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Последовательность изложения.
1
5-6
Тема и проблема текста. Как определить и сформулировать проблему исходного текста?
2
7-8
Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление?
2
9.
Комментирование проблемы. Виды комментария.
1
10-11
Как написать комментарий к проблеме исходного текста?
2
12
Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
1
13
Как отразить позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме?
1
14
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? Анализ текстов.
1
15
Что такое аргумент? Виды аргументов. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.
1
16
Как оформить аргументацию собственного мнения?
1
17
Как собрать материал для аргументации личностной позиции?
1
18
«Переходные мостики» к читательской аргументации.
Работа по систематизации читательского опыта.
1
19-20
Финал сочинения. Виды заключений.
2
21
Как написать вывод сочинения?
1
22-23
Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения.
2
24-25
Пишем сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
2
26-27
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
2
28-29
Пишем сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
2
30-32.
Текстовые ошибки и их классификация. Работа над ошибками.
2
33- 34
Итоговые занятия. Защита творческих работ.
2
ИТОГО:
34
Раздел VIII
Календарно-тематическое планирование
предметно ориентированного курса по русскому языку
«Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
№
Тема урока
Кол-во
часов
Вид урока
Требования к уровню знаний.
Виды деятельности, формы, методы работы
Виды самостоятельной деятельности учащихся, формы контроля ЗУН.
Дата проведения
1
Введение. Задачи курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе». Основные требования к сочинению-рассуждению.
1
Лекция.
Знать основные требования к сочинению-рассуждению.
Самопроверка, взаимопроверка, индивидуальная работа.
Выявление пробелов в знаниях. Определение учащимися собственных потребностей в рамках курса.
2
«Словесная ткань сочинения-рассуждения. Различение ключевых понятий.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности.
Знать различие ключевых понятий: тема, проблема, авторская позиция.
Индивидуальная работа в группах. Анализ образцов, «мозговой штурм»
Анализ текстов, работа по таблице.
3
Алгоритм работы с текстом (часть С)
Цель: развитие умения пользоваться алгоритмом при работе с текстом.
1
Лекция с элементами практической деятельности.
Работа в парах, группах, индивидуальная работа с сильными учащимися. Беседа, работа с раздаточным материалом; частично-поисковый метод.
Написание сочинения по исходному тексту.
4
Структура сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Последовательность изложения.
Цель:
знакомство с композиционными частями сочинения, вариантами вступления и заключения.
2
Лекция с элементами практической деятельности.
Знать: основные композиционные части сочинения.
Уметь использовать разные варианты вступления и заключения. Индивидуальная работа, в группах. Анализ текстов, работа с образцами. Исследовательский метод.
По составленному в классе алгоритму написать сочинение.
5-6
Тема и проблема текста. Как определить и сформулировать проблему исходного текста?
Цели: знакомство с понятием проблемы текста, видами проблем;
Обучение способам формулирования
проблемы текста.
2
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
Знать: виды проблем.
Уметь: самостоятельно формулировать проблему текста.
Групповая работа, работа по вариантам. Исследовательский метод.
Подбор афоризмов к проблеме текста.
7-8
Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление?
Цель:
знакомство с композиционными частями сочинения, вариантами вступления;
обучение написанию разных вариантов вступления.
2
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
Знать: основные композиционные части сочинения.
Уметь использовать разные варианты вступления. Индивидуальная и групповая работа, достраивание таблицы, работа с образцами.
Написание разных вариантов вступлений к исходному тексту.
9
Комментирование проблемы. Виды комментария.
Цель:
дать понятие о комментарии и способах его оформления; научить правильно цитировать.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
Знать: способы оформления комментария.
Уметь: правильно цитировать; самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов Групповая работа, индивидуальная, фронтальный и выборочный опрос. Частично-поисковый, синтаксическое конструирование, построение логической цепочки.
Оформить комментарий к проблеме исходного текста.
10-11
Как написать комментарий к проблеме исходного текста? Цель:
Совершенствование понятия о комментарии и способах его оформления.
2
Практическое занятие.
Знать: способы оформления комментария.
Уметь: правильно цитировать; самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов Групповая работа, в парах, выборочный опрос. Лексический анализ, синтаксическое конструирование, составление алгоритма рассуждения, анализ эпизодов для логической цепочки
Построение алгоритма к тексту, подбор аргументов.
12
Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
Цель: знать способы выражения авторской позиции; научить формулировать позицию автора.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности.
Знать способы выражения авторской позиции;
Уметь: формулировать позицию автора. Групповая работа. Синтаксическая и лексическая работа над образцами, синтаксическое конструирование, преобразование афоризма в тезис.
Выявление проблемы в тексте, самостоятельное аргументирование.
13
Как отразить позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме?
Цель: совершенствование умения формулировать позицию автора.
1
Практическое занятие.
Знать способы выражения авторской позиции;
Уметь: формулировать позицию автора. Групповая работа, индивидуальная работа с сильными учащимися. Беседа, работа над алгоритмом рассуждения, фрагментарный пересказ, лексический анализ.
Лексический анализ, построение рассуждения на основе анализа.
14
Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? Естественные и искусственные доказательства. Анализ текстов.
Цель: обучение аргументации; знакомство с основными видами аргументов
1
Практикум.
Синтаксическое конструирование, редактирование текста. Анализ собственных ошибок.
Проанализировать собственную работу с точки зрения нахождения и корректировки ошибок. Оформление цитат в структуре работы.
15
Что такое аргумент? Виды аргументов. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов.
Цель: обучение аргументации; знакомство с основными видами аргументов
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности.
Знать: основные виды аргументов.
Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов Индивидуальная дифференцированная работа. Лексический анализ, беседа исследовательский метод.
Составить аргументы к проблеме исходного текста (на 1 и 3 балла).
16
Как оформить аргументацию собственного мнения?
Цель: дать понятие о построении абзацев личностной аргументации.
1
Лекция.
Знать: особенности построения абзацев личностной аргументации.
Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов Самопроверка, взаимопроверка.
Определение уровня знаний, умений, навыков, полученных в результате прохождения курса. Сопоставление с первоначальными результатами.
17
Как собрать материал для аргументации личностной позиции?
Цель: вооружить учащихся практическими знаниями о сборе материала для аргументации личностной позиции.
1
Практикум.
Знать: способы сбора материала для аргументации.
Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов. Рефлексивные методы, систематизированное повторение изученного по структуре сочинений.
Написание сочинения в условиях, приближенных к экзаменационным.
18
«Переходные мостики» к читательской аргументации.
Работа по систематизации читательского опыта.
Цель: учить делать переход от предыдущего довода к читательскому опыту; предупреждение логических ошибок.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности.
Знать: основные композиционные части сочинения.
Уметь делать переход от предыдущего довода к читательскому опыту. Самопроверка, взаимопроверка.
Работа с шаблонами.
19-20
Финал сочинения. Виды заключений.
Цель: познакомить с разными видами оформления заключения сочинения.
2
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности.
Знать: основные композиционные части сочинения.
Учить использовать разные варианты заключения.
Беседа, работа над алгоритмом рассуждения
Подбор цитат и афоризмов к основным проблемам.
21
Как написать вывод сочинения?
Цель:
обучение написанию разных вариантов заключения.
1
Практикум.
Редактирование текста. Анализ собственных ошибок.
Написание разных вариантов заключений к исходному тексту.
22-23
Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения.
Цель: подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в ЕГЭ по русскому языку (часть С).
2
Комплексное применение знаний.
Знать основные требования к сочинению-рассуждению.
Самопроверка, взаимопроверка, индивидуальная работа.
Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту.
24-25
Пишем сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся,
умение адекватно выражать свое отношение к каким-либо фактам,
правильно подбирая аргументы; развивать умение строить монологическое
высказывание на публицистическую тему.
2
Комплексное применение знаний.
Знать основные признаки текста публицистического стиля.
Уметь строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
Анализ текстов публицистического стиля.
Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
26-27
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Цели: совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;
умения правильно определять тему, идею текста, а через них проблему текста; понимание учащимися необходимости целенаправленной творческой подготовки к сдаче ЕГЭ.
2
Комплексное применение знаний.
Знать основные признаки текста художественного стиля.
Уметь строить монологическое высказывание по тексту художественного стиля.
Анализ текстов художественного стиля в группах.
Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля.
28-29
Пишем сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Цели: совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения по тексту научного стиля; развитие коммуникативной компетенции учащихся.
2
Комплексное применение знаний.
Знать основные признаки текста научно-популярного стиля.
Уметь строить монологическое высказывание по тексту научно-популярного стиля.
Групповая работа, индивидуальная, фронтальный и выборочный опрос.
Написание сочинения-рассуждения по тексту научно-популярного стиля.
30-32
Текстовые ошибки и их классификация. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.
Цель: работа над ошибками.
3
Комплексное применение знаний.
Знать: основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок.
Уметь: находить и исправлять в тексте основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок.
Индивидуальная дифференцированная работа.
Работа над ошибками, допущенными в собственных сочинениях, и в образцах сочинений, предложенных учителем.
33-34
Итоговые занятия. Защита творческих работ.
2
Презентация, рецензирование, экспертная оценка.
Список использованной литературы
Алексеева Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.- С.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2014.
Огай О.Н. ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение: Учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. – Самара, СИПКРО, 2004.
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2015.
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015/ Н.А. Сенина – Ростов н/Д.: «Легион-М», 2015.
Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 368 с.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. - Ростов н/Д: Легион-М,2014.
Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий./ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Русский язык. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов./Н.Я. Нелюбова. – В.: Учитель, 2010.
О. В. Загоровская, О. В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.- М.: Просвещение, 2008.
Т.А. Долинина. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ. Алгоритм подготовки к части С. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. – Р-н-Д.: «Легион», 2010.
Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку/сост. Т.О. Скиргайло, О.В. Волкова. – Казань: РИЦ «ШКОЛА», 2010. – 172 с.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М .Веллер.
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.
3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.
5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.
6. Лирическое вступление.
Рябина Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.
7. Краткая справка о писателе.
М. Веллер - современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.
8.Определение темы текста.
Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.
9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.
В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.
10. Заглавие, которое можно дать тексту.
Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.
11. Связь с современностью.
В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.
12.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.
13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
Тема: Комментирование проблемы. Виды комментария.
Цель: дать понятие о комментарии и способах его оформления; научить правильно цитировать.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
- Два понятия: собственное мнение о проблеме и комментарий к проблеме исходного текста - отличаются так же, как моё «я» от авторского «я». Всё, что думаете вы о поднятых в тексте вопросах, оставьте для раздела личностной аргументации. Здесь же следует писать о том, что думает автор статьи о заявленной им проблеме.
II. Что значит прокомментировать проблему? Комментарий проблемы. Виды комментария.
Комментарий проблемы - краткий последовательный (по структуре текста: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка) аналитический пересказ.
Комментировать значит пояснять, толковать, делать примечания. Комментировать проблемы текста можно двумя способами.
1) "Я иду вслед за автором" (аналитический пересказ текста).
2) "Свободный" комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.
Рекомендации:
не пересказывать весь текст;
не комментировать несформулированную проблему;
не увлекаться чрезмерным цитированием текста.
В этой части работы (комментарий проблемы) можно использовать следующие выражения и вводные конструкции: автор (писатель, публицист) заявляет; Ф.И.О делится своим пониманием проблемы; по убеждению автора (публициста, писателя)...; совершенно очевидным, по мнению автора (Ф.И.О, публициста, писателя), является...
Комментарий - 1) а) пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение; б) объяснительные примечания к тексту сочинений какого-либо автора. 2) а) Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-л.; б) информационный материал, анализирующий, разъясняющий какие-либо события или факты общественно-политической жизни (по Современному толковому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой).
Комментарий - это самый трудный компонент сочинения. Он может быть текстуальный и концепционный.
Текстуальный должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы, то есть как бы прослеживать ход авторской мысли.
Концепционный - это интерпретация проблемы, указание и объяснение ее актуальности. Здесь больше свободы (отрыв от текста), и в этом трудность. Все-таки нельзя далеко уходить от текста.
Целесообразнее остановить свой выбор на текстуальном комментарии.
Для того чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники.
В комментарии вы можете указать
- разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор;
- что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная статья, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения);
- какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом;
на какие авторитетные мнения он ссылается.
При написании комментария обращаем внимание на диалоги, используемые в тексте, на впечатления, описанные автором, его переживания, чувства, цитаты, на которые он опирается.
Таким образом, комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное - чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.
Внимание! Проверьте, соответствует ли ваш комментарий поставленному вопросу.
III. Анализ микротем текста
Сочинение надо написать так, чтобы человеку, не читавшему текст (мысленно представьте подобную ситуацию), непременно захотелось его прочитать. Чтобы читателю было понятно, о чём идет речь, следует отразить микротемы текста - не пересказывать, а всего лишь опираться на исходный текст, ссылаться на анализируемую статью. Простое перечисление основных мыслей автора не будет являться анализом, поэтому их нужно обобщать, делать по ним выводы, подчеркивать структуру аргументов автора, то есть осмысливать. Как это сделать?
Выделенные вами микротемы - это доводы в пользу тезиса. Акцентируя внимание на наиболее важных из них, можно сгруппировать в смысловые блоки:
сопоставить/противопоставить;
перечислить с помощью рядов однородных членов предложений/перечислить так, чтобы получилась градация и т.п.
Микротемы помогут понять авторский замысел. Чтобы облегчить себе работу, просто отвечайте на на вопросы: как автор подводит читателя к своей позиции? каков ход авторской мысли?
Оформить анализ смысловых компонентов текста помогут «комментирующие» глаголы и оценочные слова.
1. «Комментирующие» слова
«Комментирующие» глаголы и словосочетания - это слова для подачи информации текста, своеобразный «движок» ваших рассуждений по статье: они продвигают мысль вперед, помогают их логически связывать. Это слова, помогающие написать от третьего лица (передавать авторскую мысль через посредство косвенной речи).
Кроме того, с их помощью можно указывать на тип исходного текста (повествование, описание, рассуждение), а также подчеркивать настроение автора.
Автор:
говорит, рассказывает, повествует (в повествовании)/описывает, изображает, рисует, показывает (в описании)/думает, размышляет, рассуждает (в рассуждении);
продолжает, развивает тему, уточняет, отмечает, огромное значение придает...;
анализирует, доказывает, противопоставляет, сопоставляет, сравнивает/чтобы усилить мысль о чём! автор сравнивает что? с чем? /подчёркивает контраст между .../ приходит к выводу о .../подводит итог, делает обобщение;
характеризует, уделяет особое внимание, в доказательство своей точки зрения приводит яркий пример, отмечает важность, поднимает проблему, задает вопрос;
рассматривает, знакомит с ..., вводит в ...
удивляется, восхищается, воспевает, прославляет;
возмущается, осуждает, разоблачает, иронизирует, высмеивает, недоумевает и др.
2. Оценочные слова.
Оценочные слова помогут не только подчеркнуть оценку статьи (что уже не будет простым пересказом текста), но и выразят ваше отношение к тексту, подчеркнут ваши впечатления и эмоции как читателя.
Вдохновенно, интересно, оригинально, максимально точно и бережно, правдиво;
точка зрения автора своеобразна, урок мудрости, живой диалог, большая ценность, мощное воздействие, высказывание мне показалось метким и глубоким; тщательность в подборе фактов, жизненный контекст, автор удачно выстроил цепь
аргументов, аргументы убедительны;
автор уверен, убеждён, справедливо считает, дал справедливую и точную оценку; очевидно, что ...; автор особенно ратует за ...; нет сомнений в том, что ... ;
позиция автора вызывает уважение, с удовольствием хочу отметить, читатель благодарен, нельзя остаться равнодушным; радует то, что ...; удивило;
автор не скрывает своего восхищения, удивления, уважения; утверждающее начало, позитивные идеи;
к сожалению, как ужасно, страшно; нельзя без волнения читать о ...; благодаря удивительной способности передать наболевшее; ищет причины негативных явлений, восстаёт против ...; тревога автора по поводу ... не может не вызвать понимания и др.
III. Отличие комментирующей части от пересказа
Можно услышать опасение, что работа с микротемами может привести к пересказу текста, поэтому лучше о них не писать. Сначала прочитаем цитаты из учебников (подчёркнуто нами):
«Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение».
«Хотя бы в самой краткой форме отразите и содержание книги, о чем в ней рассказывается, иначе все ваши оценки и рассуждения окажутся непонятными».
IV. Подведение итогов.
Таким образом, в сочинении должны найти отражение основные мысли исходного текста, пропущенные через ваше восприятие и переданные своими (вашими) словами. При этом допускается цитирование наиболее ярких авторских выражений, ссылки на авторский текст в тех случаях, когда вам потребуется более точно передать авторскую позицию, но помните, что это должны быть именно ссылки, подкрепляющие ваши формулировки, а не простой пересказ исходного текста.
IV. Практическая работа по составлению комментария к тексту Л. Павлова.
Этапы работы при написании комментирующей части отражены в таблице (1-й столбец – 1-й этап, 2-й столбец – 2 –й этап и т.д.). Исходный текст
(читаем и подчеркиваем основные мысли)
Сжатый пересказ текста (перечисляем основные мысли)
Пересказ с отсылкой на автора (перечисляем основные мыс ли с помощью коммент. гл.)
Пересказ, близкий к комментарию (перечисляем м/т с помощью ком. гл. и оцен. сл.)
Комментарий:
с помощью ком. гл. и оцен. сл. м/т не перечисляем, а делаем по ним выводы, обобщения.
Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?
Понаблюдайте за своими товарищами во время
диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут
они себя по-разному.
Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к
другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона.
Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как
правило, во время такого спора
стороны испытывают глубокое
удовлетворение.
желая разобраться в обсуждаемых проблемах.
Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное - наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой
готовности.
Наконец, есть и такие
горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают
оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди. Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения.
поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в
споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
(По Л. Павловой)
Существует множество
разновидностей манеры
вести спор.
Одни держатся уважительно по отношению
друг к другу.
Во время такого спора стороны испытывают
глубокое удовлетворение.
Другие начинают себя чувствовать, как на войне.
Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
Есть и горе-спорщики. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его.
Поведение полемистов влияет на успех обсуждения. Понимание особенностей манеры спорить позволяет лучше ориентироваться в споре и определять тактику в споре.
Автор рассуждает о
разновидностях манеры
вести спор,
просит понаблюдать за своими друзьями, чтобы убедиться в
том, что ведут они себя по-разному.
Одних она выделяет по
уважительному отношению друг
к другу, во время такого спора все
довольны
друг другом.
О других
она пишет, что они начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому оппонентам надо находиться в боевой готовности.
Третьих называет горе-спорщиками. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его.
Л. Павлова подчеркивает, что поведение полемистов влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей позволяет определять собственную тактику в споре.
Автор очень интересно
рассуждает о разновидностях
манеры вести спор. Убеждая
читателя, она просит
по-новому
осмыслить
существование трёх видов поведения людей во время
спора. Одних выделяет по уважительному отношению друг к другу.
По мнению
автора, такой спор приносит
пользу.
Других
беспощадно относит к воякам, так как они начинают себя чувствовать, как на войне. Как быть оппонентам? Находиться в боевой готовности.
Третьих она особенно
но осуждает, так как они в грубой форме могут оборвать оппонента, унизить его. Нельзя оставаться
равнодушным к выводу, который делает Л. Павлова: поведение полемистов влияет на успех обсуждения. Понимание особенностей манеры спорить позволяет определять собственную тактику в споре. Это настоящий урок мудрости.
(выделено в соответствии
словам заглавия
столбца)
Автор очень интересно рассуждает о трёх разновидностях манеры вести спор: уважительной, «военной» и
агрессивной. Она
просит по-новому осмыслить существование этих видов поведения людей, чтобы потом использовать
в своей жизни с
пользой для дела.
Л. Павлова осуждает тех, кто хочет выиграть
спор любой ценой.
«наголову разбив противника». Тем не менее советует быть с ними «в боевой готовности». Но особенно ей неприятны грубые. высокомерные люди, для которых спор - это
лишний повод доказать своё превосходство над
другими.
По душе автору только единственно приемлемый вид: спор, когда люди проявляют друг к другу уважение. Именно в
этом случае спорящие будут не
только слушать
друг друга, но и
слышать.
Нельзя остаться равнодушным к выводу, который делает Л. Павлова: поведение полемистов влияет на успех обсуждения. нужно понимать,
какой вид спорщика перед тобой, чтобы диалог построить конструктивно. Это настоящий урок мудрости для читателя: оказывается, спором можно управлять.
Совет:
На ЕГЭ не следует подробно анализировать текст, чтобы не растянуть сочинение. Например, из данного комментария достаточно использовать 1-й и последний абзацы.
Домашнее задание: оформить комментарий к проблеме исходного текста (по выбору из сборника Цыбулько).
Тема: Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения.
Цель: подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в ЕГЭ по русскому языку (часть 2).
Ход урока
I. Вступительная беседа.
- Особую трудность при написании сочинения на ЕГЭ представляет художественный текст с использованием диалога. В нем может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах.
Выявить ее можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.
II. Работа с текстами (художественные тексты с использованием диалога).
Исходный текст 1
Молча мы взбирались по дорожке вверх, к той площадке, с которой открывался распахнутый вид на Иерусалим. И опять, не договариваясь, остановились - так притягивали и не отпускали взгляд эти огни на темных далеких холмах.
- Вдохните глубже воздух, - проговорил старик, не шевелясь. - Чувствуете -запах шалфея? Эти блекло-сиреневые цветочки на кустах - шалфей иудейский. А там вон, по склону вниз, растут кусты мирта вперемежку с ладанником белым. Библейский ладан извлекали из этого растения. Вдохните, вдохните глубже, ощутите эту горячую, пахучую тьму...
Вообразите, ведь точно так здесь пахло ночью, когда монахи Кумрана вкладывали свои свитки в огромные кувшины и оставляли в пещерах, тут, в двух шагах от нас. На что они надеялись? Что когда-нибудь мы прочтем их молитвы, почувствуем их гнев, их благость? - Он вздохнул и проговорил с непередаваемой любовью в голосе: - Прекрасно!
- Что прекрасно? - раздраженно спросила я.
- И этот воздух, и эти холмы... Любуйтесь жизнью.
Я мрачно отмахнулась. Он помолчал.
Ветер распахивал и запахивал серебро олив на склоне холма. Во тьме чернели пухлые влагалища их дупел. Алмазная крошка огней обсыпала холмы Иерусалима.
- Умейте любоваться жизнью, - повторил он. - Если б вы знали, как нежно пахнет мыло, сваренное из человеческого жира... Такой тонкий и
в то же время сильный запах, - продолжал он, - что вот, если б я открыл здесь коробочку - изящную такую керамическую коробочку, - то вы бы за десять шагов почувствовали этот нежный запах...
Я держал коробочку с таким мылом в руках, когда мы освободили Равенсбрюк... И с тех пор не терплю никакого парфюмерного запаха. Для меня это - запах смерти. Понимаете? Ни жена моя, ни дочь никогда, бедные, из-за меня не пользуются духами...
Так что, дружочек, умейте любоваться жизнью, как бы по-идиотски она ни выглядела, каким бы потом и пошлостью от нее ни разило... (По Д.Рубиной)
III. Работа над алгоритмом.
В предложенном отрывке из романа Д.Рубиной поставлена философская проблема мировосприятия. Как нужно относиться к жизни? Именно с этой стороны рассматривает автор данную проблему.
Проблема
Текст представляет собой диалог, в основе которого полемика. Д.Рубина сталкивает мировоззрения старика, прожившего долгую, тяжелую жизнь, узнавшего ужасы концлагеря Равенсбрюк, и его спутницы. Несмотря на пережитое, старик сумел сохранить любовь к жизни, способность любоваться ею, в отличие от молодой, скептически настроенной женщины.
Комментарий
Противопоставляя два отношения к жизни, автор все-таки принимает сторону старика, который прожил долгую жизнь, пережив страшные испытания, и может оценить ее по-настоящему, «...умейте любоваться жизнью, как бы по-идиотски она ни выглядела, каким бы потом и пошлостью от нее ни разило...» Эти слова отражают основную мысль текста и авторскую позицию.
Позиция автора
Мне хочется согласиться с автором в том, что жизнь стоит того, чтобы принимать ее такой, какая она есть. Ведь она такая разная, непостоянная, дающая почувствовать то боль, то радость.
Моя позиция
Мысль о том, что жизненные невзгоды нужно смиренно принять, не пытаясь противиться Божьему промыслу, звучит в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов, не сумевший постичь и принять жизнь в процессе интеллектуальных исканий, многому научился у простого русского человека Платона Каратаева, с любовью и благодарностью воспринимавшего мир.
1-й аргумент
Не только для радости рождается человек, он должен достойно выдержать испытания, которые ему ниспосланы. Этому учит и Русская православная церковь. Принять все, возлюбить ближнего и полюбить мир, созданный Творцом, - вот заветы Христа.
2-й аргумент
Тогда и жизнь заиграет новыми красками, наполнит сердце радостью.
Заключение
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 2
- Паршивка Нинка! - крикнул он, как в детстве. - Что ты с нами делаешь! Посмотри, во что отец превратился. Наталью Сергеевну не узнать, так осунулась.
- Ты сам ее не любишь, Максимка!
- Разве она виновата в том, что мамы нет, что отец был один, да и у нее жизнь не устроена? Неужели все это так трудно понять и неужели за это надо ненавидеть человека?
- Я не ненавижу ее. Но любить-то я не обязана, правда?
- Это потому, что ты еще маленькая и не можешь понять, что такое для мужчины - одинокие ночи. Пять лет одиноких ночей... А нужен близкий человек, женщина, с которой можно пошептаться на подушке, голова к голове, и понервничать, что на работе неприятности.
Маме было совсем нелегко... - медленно проговорил он, почему-то с трудом выговаривая каждое слово. - Ведь она, знаешь, Нинок, в последние годы разлюбила отца. Так получилось.
- Как это?!
- А то не понимаешь.. .Эти грузинские гордецы... Только чтобы никто не подумал, что в семье неладно. И потом дети... И, наверное, чувство вины перед отцом, хотя и не была виновата перед ним. И эта ее категоричность, помнишь: «Главное - называть белое белым, а черное - черным». Она бы назвала себя предателем, если бы ушла.
- Отец не знал, - задумчиво сказала я. - Отец бы умер от горя. - Вдруг я представила, как неизвестный нам мужчина узнает о маминой смерти. Этот момент. Какие у него были руки в этот момент? Что он делал? Отцу было легче. Он бежал по летному полю и кричал.
А что делал этот человек для того, чтобы скрыть от людей свою боль?
- Скверно, что я тебе все рассказал, - продолжал он.- Но я должен был это сделать. Каждую ночь я думал: «Завтра расскажу. Завтра обязательно расскажу». Я это сделал - для чего? Понимаешь, у тебя возраст сейчас... обвиняющий. Я это по себе знаю, у меня самого так было. Да только после маминой смерти как рукой сняло. Так вот, зачем я все это рассказал? Чтобы ты милосердней была. Не только к отцу - вообще к людям. Потому что без этого, я думаю, настоящей жизни не получится. Чтобы сердце у тебя поумнело.
(По Д. Рубиной)
IV. Работа над алгоритмом.
Все ли люди заслуживают сострадания и милосердия? Именно эту проблему ставит автор перед читателем
Проблема
Чтобы раскрыть эту проблему, писательница использует диалог Нины и ее старшего брата Максима. Первая не может понять своего отца, который полюбил другую женщину после смерти матери, и считает, что ему нет прощения, А Максим думает иначе. Он утверждает, что не только их отец, но и все люди в мире заслуживают милосердия и любви, так как без этого невозможна жизнь человека
Комментарий
Вместе со своим героем Д.Рубина считает, что без милосердия, умения прощать, понимать других, нет настоящей жизни. Только для осознания этой мысли нужно поумнеть и многое пережить
Позиция автора
Я тоже думаю, что каждый человек в той или иной мере заслуживает милосердия
Моя позиция
Подтверждение своим словам я нахожу в произведение Леонида Андреева «Иуда Искариот», в котором автор рассказывает библейскую историю под своим углом зрения Писатель изображает отъявленного лжеца, предателя и вора - Иуду, которого все презирают и ненавидят, и только Иисус проявляет сострадание и милосердие. Христос позволяет Иуде брать из общей казны столько денег, сколько ему надо, не обращает внимания на его ложь, говорит, что Иуда больше всех заслуживает сострадания. Иисус показывает нам тот канон, согласно которому мы все должны вести себя. Разве это не заставляет нас задуматься о милосердии?
1-й аргумент
Вокруг нас немало людей, которые понимают, как важно проявить милосердие и сострадание к другому человеку и что без этого невозможно собственное счастье и благополучие. Мы знаем много примеров усыновления детей, причем часто это неизлечимо больные дети. Создание благотворительных фондов - также одно из проявлений милосердия. При этом не встает вопрос о том, что кто-то заслуживает милосердия, а кто-то этого не достоин
2-й аргумент
Д.Рубина, конечно, права, поднимая эту вечную проблему и доказывая, что в сострадании и милосердии нуждается любой человек - и обездоленный, и счастливый. Без этого жизнь человека просто не может состояться
Заключение
Художественные тексты с использованием диалога
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 1.
Молча мы взбирались по дорожке вверх, к той площадке, с которой открывался распахнутый вид на Иерусалим. И опять, не договариваясь, остановились - так притягивали и не отпускали взгляд эти огни на темных далеких холмах.
- Вдохните глубже воздух, - проговорил старик, не шевелясь. - Чувствуете -запах шалфея? Эти блекло-сиреневые цветочки на кустах - шалфей иудейский. А там вон, по склону вниз, растут кусты мирта вперемежку с ладанником белым. Библейский ладан извлекали из этого растения. Вдохните, вдохните глубже, ощутите эту горячую, пахучую тьму...
Вообразите, ведь точно так здесь пахло ночью, когда монахи Кумрана вкладывали свои свитки в огромные кувшины и оставляли в пещерах, тут, в двух шагах от нас. На что они надеялись? Что когда-нибудь мы прочтем их молитвы, почувствуем их гнев, их благость? - Он вздохнул и проговорил с непередаваемой любовью в голосе: - Прекрасно!
- Что прекрасно? - раздраженно спросила я.
- И этот воздух, и эти холмы... Любуйтесь жизнью.
Я мрачно отмахнулась. Он помолчал.
Ветер распахивал и запахивал серебро олив на склоне холма. Во тьме чернели пухлые влагалища их дупел. Алмазная крошка огней обсыпала холмы Иерусалима.
- Умейте любоваться жизнью, - повторил он. - Если б вы знали, как нежно пахнет мыло, сваренное из человеческого жира... Такой тонкий и
в то же время сильный запах, - продолжал он, - что вот, если б я открыл здесь коробочку - изящную такую керамическую коробочку, - то вы бы за десять шагов почувствовали этот нежный запах...
Я держал коробочку с таким мылом в руках, когда мы освободили Равенсбрюк... И с тех пор не терплю никакого парфюмерного запаха. Для меня это - запах смерти. Понимаете? Ни жена моя, ни дочь никогда, бедные, из-за меня не пользуются духами...
Так что, дружочек, умейте любоваться жизнью, как бы по-идиотски она ни выглядела, каким бы потом и пошлостью от нее ни разило... (По Д.Рубиной)
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 2
- Паршивка Нинка! - крикнул он, как в детстве. - Что ты с нами делаешь! Посмотри, во что отец превратился. Наталью Сергеевну не узнать, так осунулась.
- Ты сам ее не любишь, Максимка!
- Разве она виновата в том, что мамы нет, что отец был один, да и у нее жизнь не устроена? Неужели все это так трудно понять и неужели за это надо ненавидеть человека?
- Я не ненавижу ее. Но любить-то я не обязана, правда?
- Это потому, что ты еще маленькая и не можешь понять, что такое для мужчины - одинокие ночи. Пять лет одиноких ночей... А нужен близкий человек, женщина, с которой можно пошептаться на подушке, голова к голове, и понервничать, что на работе неприятности.
Маме было совсем нелегко... - медленно проговорил он, почему-то с трудом выговаривая каждое слово. - Ведь она, знаешь, Нинок, в последние годы разлюбила отца. Так получилось.
- Как это?!
- А то не понимаешь.. .Эти грузинские гордецы... Только чтобы никто не подумал, что в семье неладно. И потом дети... И, наверное, чувство вины перед отцом, хотя и не была виновата перед ним. И эта ее категоричность, помнишь: «Главное - называть белое белым, а черное - черным». Она бы назвала себя предателем, если бы ушла.
- Отец не знал, - задумчиво сказала я. - Отец бы умер от горя. - Вдруг я представила, как неизвестный нам мужчина узнает о маминой смерти. Этот момент. Какие у него были руки в этот момент? Что он делал? Отцу было легче. Он бежал по летному полю и кричал.
А что делал этот человек для того, чтобы скрыть от людей свою боль?
- Скверно, что я тебе все рассказал, - продолжал он.- Но я должен был это сделать. Каждую ночь я думал: «Завтра расскажу. Завтра обязательно расскажу». Я это сделал - для чего? Понимаешь, у тебя возраст сейчас... обвиняющий. Я это по себе знаю, у меня самого так было. Да только после маминой смерти как рукой сняло. Так вот, зачем я все это рассказал? Чтобы ты милосердней была. Не только к отцу - вообще к людям. Потому что без этого, я думаю, настоящей жизни не получится. Чтобы сердце у тебя поумнело.
(По Д. Рубиной)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Итоговая работа учащихся по теме «Виды вступлений»
1. Собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором текста.
На мой взгляд, Д. Гранин затрагивает довольно злободневную проблему. Сейчас принято считать культурными людьми тех, кто следит за новинками литературы, имеет представление о современной музыке, фильмах. А в моем понимании культурный человек это не тот, кто гордится, что побывал в Эрмитаже, Павловском, смотрел фонтаны в Петергофе только потому, что это престижно. Истинно культурный человек – это человек порядочный, честный по отношению к другим людям и самому себе.
2. Лирическое отступление.
Наверное, каждого человека хоть раз в жизни судьба сталкивала с человеком, который оставил в его душе особый след. Это может быть впечатление от его культуры общения, начитанности, поведения. А возможно, это человек, который мало читал, ничего не видел, но при этом оставался золотым человеком, одним из самых честных и добросовестных работников, на которых всегда можно положиться в любой ситуации. В своей статье Д. Гранин размышляет о культуре истинной и культуре формальной.
3. Во вступительной части определяется тема текста
Культура истинная и формальная – вот тема, к которой обращается автор текста. Кого мы можем назвать культурным человеком? Какую роль играет культура в жизни человека? Кто более честен: тот, кто не знакомится с культурным наследием, или тот, кто формально приобщается к культуре? Над этими вопросами заставляет задуматься Д. Гранин.
4. Рассуждение о заглавии. «Образованные невежды» - вот название, которое я дала бы предложенному тексту. Звучит парадоксально, подумаете вы. А разве то, о чем пишет Д. Гранин своей статье, не является парадоксом? Обратимся к фактам.
5. Сравнение понятий.
В жизни мы часто сталкиваемся с людьми, встреча с которыми остается в памяти надолго. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и воспоминания, заставляющие задуматься над волнующими нас проблемами. Что есть истинное и формальное приобщение к культуре? Какого человека можно назвать истинным знатоком культуры? Такие вопросы возникают при чтении текста Д. Гранина.
6. Указание на тему сочинения и личный жизненный опыт.
Размышления Д. Гранина о том, кого можно назвать культурным человеком, не оставили меня равнодушным. Каждому из нас хотелось бы побывать в Эрмитаже, увидеть фонтаны Петергофа. Но это не всегда возможно. И разве от того, что мы этого не увидели, перестали быть культурными людьми? Ведь есть люди, у которых совсем другие интересы, но на них «можно положиться в любой ситуации». Сам автор оставляет этот вопрос открытым.
7. Связь с современностью.
В современном обществе сложилось мнение, что культурный человек это тот, кто много читает, посещает выставки, следит за новинками литературы, стремится получить хорошее образование. Между тем, можно обладать всем этим и не быть культурным. Так в одной из своих статей Д.С. Лихачев рассказывает о крестьянской семье на севере, которая запомнилась ему на всю жизнь. Он считает, что она обладала подлинной культурой, потому что, прежде всего, обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и людям.
8. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с темой, главной мыслью или центральным понятием текста.
Я с интересом прочитала статью Д. Гранина о том, что такое культура. Нельзя не согласиться с автором, который говорит, что откровенный неинтерес к культурно-художественным ценностям более честен, чем формальное приобщение к культуре. Согласитесь, многие ходят в музей, театры только потому, что это престижно. Художники, скульпторы и музыканты творили не для того, чтобы про их произведения рассуждали формально. Куда честнее вообще не проявлять интерес.
9. Диалог с воображаемым собеседником.
Приходилось ли вам задумываться о том, что такое истинная культура? Вы, наверное, встречались с людьми, которые считают себя очень культурными. Как же ведь они показать свою эрудицию, самостоятельность суждений, но при этом, соприкасаясь с культурными ценностями, остаются равнодушными, а порученную им работу они выполняют «лишь бы скорее». Но есть и другие. Это люди труда, отзывчивые и добросовестные, «которых можно никогда не проверять». Конечно, есть разные мнения о том, что значит быть культурным, это и рассматривает в своем тексте Д. Гранин.
Работа по теме «Составление аргументов к высказыванию»
«Не причиняй зла ни себе, ни другим – в этом, на мой взгляд,
заключается суть нравственности»
Шамфер
1 балл
балла
Категория зла в той или иной степени рассматривается во многих произведениях русских писателей. Умение противостоять силам зла, желание нести людям добро – такими качествами наделяют писатели своих героев, ставшими образцами нравственного поведения. Носители же зла, как правило, неизбежно несут заслуженное наказание. Примеры этому мы можем найти в романе Л.Н. Толстого («Война и мир»), в романе М.А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), в романе А.И. Солженицына («Матренин двор»).
Одним из носителей зла в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» является Анатолий Курагин. Легкомысленный Курагин, задумав бегство, ни на минуту не задумывается о том, какое зло он причиняет Наташе, ведь он прекрасно осознает, что жениться на ней он не может, потому что уже женат. Эта авантюра приносит страдания Наташе, делает несчастным князя Андрея. Но зло на то оно и зло, что способно бумерангом возвращаться к тому, кто его причиняет. В конце романа мы видим страдания Анатоля, когда ему, еще совсем молодому, ампутируют ногу.
Проблема зла раскрывается писателями Н.С. Лесковым («Леди Макбет Мценского уезда»), М.А. Булгаковым (»Мастер и Маргарита»), А. И. Солженицыным («Матренин двор»).
«Зло рождает новое зло, пролитая кровь оборачивается новым злодейством...» - эти слова Ю. Нагибина невольно приходят на ум, когда вспоминаешь Катерину Ивановну – главную героиню повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Эта героиня является истинным воплощением зла. Невозможно представить, что эта хрупкая женщина хладнокровно совершает одно убийство за другим, избавляясь от людей, которые, как ей казалось, стояли на пути её счастья. Вдвойне диким кажется убийство ею, будучи беременной, ни в чем не повинного ребенка. Перешагнув через все нравственные нормы, она, в конце концов, предстает перед нами в образе несчастной женщины, которую мучает жгучее чувство ревности. Это чувство и приводит её к гибели.
Проблема зла широко представлена в произведениях поэтов и писателей 20 века. Мы можем рассмотреть это на примере рассказа А. И. Солженицына («Матренин двор»), поэмы А. Блока («Двенадцать»), романа М.А. Шолохова (Тихий Дон»).
«Чего себе не желаешь, того и другим не делай» - эта народная мудрость, как мне кажется, созвучна теме данного высказывания. Умение противостоять силе зла, неумение отвечать злом на зло, бескорыстная помощь окружающим – именно эти нравственные качества присущи героине рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Но кому противостоит Матрена? В столкновении с какими силами мы видим её сущность? В столкновении с Фаддеем, «черным стариком», олицетворением зла. Но на его злобу и жадность Матрена не отвечает злом, она не противится тому, что её избу разбирают. В библии сказано: «Побеждай зло добром». К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил людям добро.
Работа по теме «Составление алгоритма сочинения к тексту»
Вступление
Давайте поразмышляем над тем, можно ли в малом уместить большое? Нет, ответите вы, имея в виду материальный мир. А в сфере духовных ценностей? Задумались? Тогда давайте обратимся к статье Д. Лихачева, чтобы найти ответ на этот вопрос.
Постановка проблемы
Можно ли стремиться к высокой цели низкими средствами? Над этой проблемой размышляет публицист Д. Лихачев.
Комментарий к проблеме
По мысли автора, большая цель охватывает всего человека, сказывается в его поступках. «Цель не всегда оправдывает средства» - эту мысль автор доказывает на примере Родиона Раскольникова, героя романа Достоевского. Цель оказалась несбыточной, а реальное преступление не имеет себе оправдания. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом. Это общее правило, касающееся и науки.
Позиция автора
По мнению Д. Лихачева дурными средствами нельзя достигнуть доброй цели. «Соблюдать большее надо во всем решительно» - утверждает автор в своем тексте.
Позиция ученика
Я полностью согласна с автором текста в том, что нельзя стремиться к цели низкими средствами. Если человек ставит перед собой несбыточные цели, он начинает совершать безнравственные поступки.
Литературный аргумент
Так в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Аллозий Могарыч, увлекшись идеей завладеть квартирой Мастера, вдруг становится его «другом». Этот «друг» постепенно превратился в журналиста-доносчика.
Любой другой аргумент
Вспомним также эпоху правления Сталина, когда люди, далекие от науки, образования и других сфер общественной жизни, путем доносов, подтасовок фактов добивались того, что занимали чужое место. Но рано или поздно в них обнаруживалась их несостоятельность.
Заключение
Проблема, поднятая Д.Лихачевым актуальна и в наши дни. Соблюдать «большое» надо во всем, тогда и «жить будет легко».
Работа по теме «Составление аргументов к проблеме
(проблема богатых и бедных)
1 балл
3 балла
Проблема социального неравенства раскрывается во многих произведениях русских писателей и поэтов . Среди них А.С. Пушкин («Станционный смотритель»), М.Горький («На дне»), В.Г. Короленко («Дети подземелья»), Н.А. Некрасов («Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»), Ф.М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»). На протяжении веков эта тема не теряет свою актуальность.
Богатые и бедные.. Наверное, наиболее полно эта проблема представлена в творчестве Ф. М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается эта проблема. Фамилия Семена Захаровича напоминает нечто сладкое, но как горька его жизнь и жизнь его семьи! Страдания детей, Катерины Ивановны, Сонечки вызваны беспробудным пьянством Мармеладова, но порок этот объясняется не природной испорченностью, а приниженностью, нищетой, обездоленностью. Бедный чиновник и его семья органически связаны с образом Петербурга и воплощают ту меру страдания, которая выпала здесь на долю униженных и оскорбленных.
Проблема богатых и бедных по-разному отражается в творчестве писателей. Возьмем для сравнения повесть В.Г. Короленко («Дети Подземелья» ) и пьесу М.Горького («На дне»).
И в повести В.Г. Короленко, и в пьесе М.Горького перед нами предстают обитатели подвалов. Обстоятельства, из-за которых герои этих двух произведений попали в сырость и «серые камни» разные, а вот причина одна: бедность. В произведении В.Г. Короленко перед нами тяжелая судьба детей, которые вынуждены воровать, чтобы прокормиться. Пан Тыбурций не потерял чувства собственного достоинства, он верит в людей, верит в лучшее. А герои пьесы Горького – это люди, потерявшие веру, чувство собственного достоинства. В своих бедах они винят не себя, а обстоятельства, которые вынудили стать их обитателями «дна», и ничего не делают для того, чтобы что-нибудь изменить.
Проблема богатых и бедных – самая актуальная проблема и в наши дни. Материальное благополучие по-прежнему остается одним из главных критериев, по которому определяется отношение к человеку. Люди, живущие в материальном достатке, не задумываются о том, что кто-то может голодать, кому-то негде даже переночевать. А тем временем с каждым днем становится все больше людей, живущих за чертой бедности. Современные писатели не остаются в стороне от этих проблем. Это мы можем увидеть на примере Произведений Л. Улицкой («Дар нерукотворный»), В. Железнякова («Чучело»), Е. Мурашовой («Класс коррекции»).
В произведении Л. Улицкой «Дар нерукотворный» повествуется о том, как девочки приходят в музей посмотреть на уникальное произведение искусства, созданное женщиной, не имеющей рук. Это был вышитый ногой портрет Сталина. Девочки узнают, что это сестра их одноклассницы. Каково же было их удивление, когда они увидели, в каких нищенских условиях живет Татьяна Колыванова. Девочки уходят абсолютно подавленные. Так автор раскрывает проблему социального неравенства. Несмотря на то что эта женщина создает произведения искусства, она остается отвергнутой и одинокой в социуме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Работа
по оцениванию готового сочинения в соответствии
с критериями оценивания
(сочинение-рассуждение по тексту Н. Федоренко)
СОЧИНЕНИЕ 1
МузыкаКакую роль играет она в современной жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор статьи Н. Федоренко. Музыка призвана служить идеалом всего прекрасного, что есть в нашей жизни. Именно такая музыка необходима человеку. Автор говоря об игре Паганини для усиления выразительности использует эпитеты («неистовый Паганини», «волшебный миг»). В тексте много эмоционально окрашенных слов («сердечно», «покорно», «нежно»). Эти средства автор использует, чтобы донести до читателя чувства, которые вызывает у него музыка.
По-мнению автора, современная техника позволяет воспроизвести неповторимую музыку, которая надолго остается радостью в душе. Она должна быть естественой, передавать эмоции и чувства, волнующие каждого человека.
Я согласна с позицией автора. По-моему эта тема очень актуальна. Музыка – удивительный мир искусства, который трогает струны человеческой души, заставляет нас плакать и смеяться, наполняет сердце положительными эмоциями.
В романе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» музыка Бетховена вызывает в душе главной героини бурю чувств. Она не может оставаться равнодушной при встрече с прекрасным. Её слёзы – истинное подтверждение тому, как музыка может влиять на душу человека.
Я думаю, музыка оказывает большое влияние на человека, его мысли и поступки, на его развитие. Именно благодаря музыки, её эстетического воздействия, духовный мир человека становится богаче.
Проверка и анализ выполнения задания с развернутым ответом по критериям
Критерий
Балл
Комментарий
К1
1
Экзаменуемый верно сформулировал проблему исходного текста (роль музыки в современной жизни человека) в первом абзаце сочинения. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
К2
0
Сформулированная проблема учеником не прокомментирована (в первом предложении комментарий заявлен, но затем заменён попыткой проанализировать роль средств выразительности в исходном тексте)
К3
0
Позиция автора исходного текста сформулирована неверно: «современная техника позволяет воспроизвести неповторимую музыку, которая надолго остается радостью в душе». Позиция автора звучит так: «Призвание любой музыки – служить преодолению немоты человеческой души»
К4
1
Автор работы высказывает своё мнение («По-моему, эта тема очень актуальна ) по проблеме текста и приводит один аргумент из художественной литературы.
К5
1
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нет логических ошибок, но имеется нарушение абзацного членения (1 абзац, не обозначено вступление).
К6
1
Работа отличается однообразием грамматического строя речи, небогатый словарь.
К7
0
В работе есть нарушение орфографической нормы (допущено более 2 ошибок): «по-мнению», «естествеНой», музыкИ)
К8
2
Имеется нарушение пунктуационной нормы, допущено 2 ошибки: «Автор говоря об игре Паганини для усиления выразительности использует эпитеты («неистовый Паганини», «волшебный миг»). В предложении не выделено обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; «По-моему эта тема очень актуальна» (не выделено вводное слово)
К9
1
В работе есть нарушение языковых норм, допущена 1 грамматическая ошибка, связанная с употреблением предлога: «Именно благодаря (кому? Чему?) музыки, её эстетическОГО воздействиЯ, духовный мир человека становится богаче»
К10
2
Речевых ошибок нет.
К11
1
Этические ошибки отсутствуют.
К12
0
Имеется 1 фактическая ошибка ( роман вместо повести)
Итого
10
СОЧИНЕНИЕ 2
(сочинение по тексту Д.С. Лихачева)
Проблема, которую поднимает Д.С. Лихачев в тексте, - это проблема понимания интеллигентности. Думаю, что любой мыслящий человек хотя бы раз задумывался о том, кого следует считать истинно интеллигентным человеком. Если обратиться к словарю, то можно прочитать, что интеллигент – это человек, имеющий высшее или среднее специальное образование и работающий в сфере умственного труда.
Однако Д.С. Лихачев в корне не согласен с таким определением. Он считает, что истинно интеллигентным можно назвать человека, который тонко чувствует другого и ведет себя так, чтобы всем вокруг рядом с ним было комфортно. Он доказывает, насколько важно быть интеллигентным. В этих словах и заключается основная проблема.
Размышляя, Лихачев Д.С. убеждает читателя, что интеллигентность важна при любых обстоятельствах, и наличие её никак не зависит ни от образов, ни от социального положения. Она должна стать неотъемлемой частью человека. Её необходимо в себе развивать и тренировать в любых условиях. И не надо бояться того, что, обладая большой внутренней культурой, ты будешь чувствовать себя не в своей тарелке среди коллег.
Позиция автора заключается в утверждении мысли: «Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это – терпимое отношение к миру и к людям».
И с этим нельзя не согласиться, потому что жизнь самого автора может стать примером для многих. В этом случае можно полностью довериться словам этого человека.
Примером может послужить образ Левинсона, командир партизанского отряда, которого автор романа «Разгром» Фадеев считает идеалом интеллигента. По мнению писателя, настоящий интеллигент тот, который общественные интересы ставит выше личных.
Проверка и анализ выполнения задания с развернутым ответом по критериям
Критерий
Балл
Комментарий
К 1
1
Проблема исходного текста сформулирована верно (насколько важно быть интеллигентным) во втором абзаце сочинения. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
К 2
2
Сформулированная проблема учеником прокомментирована. Фактических ошибок нет в комментариях.
К 3
0
Позиция автора исходного текста не сформулирована.
К 4
2
Автор работы высказывает своё мнение («По моему мнению, вопросы, поднятые в этом тексте, злободневны») по проблеме текста и приводит один аргумент на основе жизненного опыта.
К 5
1
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но имеется 1 нарушение абзацного членения (4 и 5 абзацы должны быть соединены в один).
К 6
1
Работа отличается однообразием грамматического строя речи, небогатый словарь.
К 7
2
Нет орфографических ошибок.
К 8
2
Пунктуационных ошибок нет.
К 9
2
Грамматических ошибок нет.
К 10
2
Речевых ошибок нет.
К 11
1
Этические ошибки отсутствуют.
К 12
1
Фактические ошибки отсутствуют.
ИТОГО
17
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 515