Зачем нас знать законы? Закон для всех, закон внутри нас
Зачем нас знать законы? Закон для всех, закон внутри нас
Цель занятия:
Познакомить детей со Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией Республики Казахстан.
Ход занятия
Исполняется песня «Я имею право». (Слайд).
Учитель: Ребята, вы уже знаете, что каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности, и вы конечно тоже, чтобы потом, во взрослой самостоятельной жизни вы смогли легче ориентироваться.
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «закон» и с тем, что с ним связано.
(Стук в дверь).
Учитель: А у нас гость.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Правознайкин. Я хорошо знаю все права и законы. А вы знаете, что такое закон? (Слайд).
Важное правило, которое должны все соблюдать.
Это постановление государственной власти.
Это обязательное правило.
Правознайкин:
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно, надо
И лелеять, и хвалить.
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
«Он советует законы
Никогда не выполнять».
– Вы согласны с таким жизненным девизом?
– Почему важно соблюдать законы? ( Чтобы везде был порядок. Чтобы людям жилось
хорошо и спокойно. Чтобы была уверенность в своём будущем). (Слайд).
Учитель: В Конституции, основном, главном законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности. Когда мы отмечаем День Конституции? (30 августа).
Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок. Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона. Закон должен быть внутри нас! Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить.
Работа в парах. (Слайд).
– Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают.
У детей карточки с записью черт характера:
Вспыльчивость
Торопливость
Осмотрительность
Аккуратность
Честность
Лживость
Уважение к людям
Безразличие.
Учитель: Важно понимать, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия… Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:
Помочь маме или пойти погулять?
Делать уроки или побездельничать?
Обозвать друга, ударить или решить спор по дружески?
Сказать правду или промолчать?
Согласитесь, чтобы принять верное решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе! Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства.
– Ребята, кто в нашем классе пользуется авторитетом (то есть кого уважают, ценят)? За что? (ответы детей).
– Кто какой бы жизненный девиз выбрал для себя? ( Слайд).
Работа не волк – в лес не убежит.
Хочу все знать!
Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.
Моя хата с краю – ничего не знаю.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
А у нас сегодня еще один гость. (Слайд).
Мадам Декларация: Я, Всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, везде, всюду! Или, иначе, защищать их законные права! Когда вы станете чуть старше, вы подробнее со мной познакомитесь, а пока что я хочу вас познакомить с наиболее понятными для вас моими помощницами – Статьями Декларации! Встречаем статью 13.
Статья 13:
Первое! «Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства»!
Второе! «Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину». (Слайд).
(Появляется Ворон-вещун, а за ним «на коне» выезжает Иван-царевич. Он останавливается напротив камня, читает на нем надписи).Иван-царевич: Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – оружие потеряешь! Ну и ну! А прямо пойдешь – на Родину вернешься! И куда же мне все-таки пойти?
Ворон-вещун: Тут и думать-то нечего, иди прямо, Иван-царевич.
Иван-царевич: А ведь ты, Ворон-вещун, прав. Действительно, зачем мне что-то терять? Пойду-ка я прямо, на Родину попаду.
Ворон-вещун: Кар! Кар! Кар! Пр-равильно говоришь! Ступай себе с богом.
Учитель. Ребята, а как называется ваша малая родина? Давайте послушаем стихотворение и песню о нашем любимом посёлке Калья.
(Исполняется песня стихотворение о посёлке Калья).
Мадам Декларация: Мы продолжаем знакомство с моими Статьями – помощницами. Посмотрим сейчас, что же будет дальше?! (Слайд).
(Появляются Лиса Алиса, кот Базилио, они поют и танцуют, затем Буратино изображает, что вырывает ямку, кладёт в неё монетки и закапывает её. Кот и Лиса, пошептавшись, уходят).Буратино: Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток.
(За спиной Буратино появляются Кот и Лиса в масках разбойников, в руках пистолет и кинжал).
Кот и Лиса: А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!
Буратино. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима куртка.
Мадам Декларация: Ты абсолютно прав, Буратино. Вот послушай вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья 17!
Статья 17: Первое! « Каждый человек имеет право владеть имуществом»! Второе! «Никогда нельзя произвольно лишать его имущества»!
Мадам Декларация: Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше подобру-поздорову!
( Кот и Лиса уходят).
Статья 17: А ты, Буратино, пойдёшь со мной, я расскажу тебе ещё много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть! (Слайд).
Старуха: Эй, старик, где ты?
Старик: Я здесь, что на этот раз случилось? Предупреждаю, по пустякам Золотую рыбку беспокоить не буду.
Старуха. Ну что ты, что ты! Я всё поняла, ведь трудно и печально вновь оказаться у разбитого корыта!
Старик. Так что же ты хочешь?
Статья 22: «Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях».Старуха: Вот! Вот! Вот я и хотела сказать, старик миленький, попроси у рыбки хотя бы, чтобы нам полегче в социальном и экономическом плане жилось, ну хоть чуть-чуть! Пожалуйста!
Старик: Ну, раз прозвучало волшебное слово: «Пожалуйста!», тогда – другое дело! (обращается к Золотой рыбке).
Смилуйся, государыня Рыбка! Рыбка, появись, пожалуйста, если это возможно, помоги нам!
Золотая рыбка: Я приветствую всех вас, друзья! Я исполню все ваши желания, тем более они не противоречат Всеобщей декларации прав человека.
(Рыбка взмахивает хвостиком. Появляются картонные щиты с изображениями нового дома, нового корыта и сада).Старик и Старуха: Спасибо, государыня Рыбка!
Золотая рыбка: Я поняла, что законы и права вы знаете хорошо. Живите и радуйтесь.
Викторина с использованием слайдов
Приложение № 1: Презентация «Закон для всех, закон внутри нас» (24 слайда, объем 4 МБ).