Классный час Доброта вокруг нас
Классный час «Доброта вокруг нас!»
Цели:
Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.
Задачи:
Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку; речь, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.
Оборудование:
Доска, компьютер, карточки со словами. Выставка рисунков о дружбе
Музыкальное сопровождение: песня «Улыбка », слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
«Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Актуализация знаний
Учитель: Ребята сегодня мы с вами будем говорить о доброте и о добрых делах.
Доброта. Что означает это слово?
Объяснение детей, как они понимают это слово.
Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.
2. Вводная беседа
Звучит песня «Улыбка ».
Учитель: Какого человека можно назвать добрым?
Ученики:
- Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
- Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Учитель: А как вы думаете с чего начинается дружба?
Ученики: С улыбки
Учитель: Так же думает и поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте её, а кто знает, подпевает.
Что же такое доброта?
Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.
Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали.
- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали?
Ученики: Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.
Учитель: Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?
А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
Работа в группах.
Дети работают в группах по 5 чел.
Учитель: Каким должен быть друг?
Ответы детей.
Я вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которым должен обладать друг.
Какие качества вы выбрали? Почему?
Ученики: Общительность, отзывчивость, доброта, справедливость и т. д.
Учитель: Какие оставили слова? Почему?
Ученики: Злоба, жадность, эгоизм, хвастовство…
Сейчас мы с вами вывели правила дружбы
Правила дружбы:
Уступать
Не боятся просить прощения, если обидел друга
Не грубить. Не злиться
Не жадничать.
Помогать друг другу.
Быть честным
Соблюдайте эти правила и не когда не потеряете друзей.
3. Разбор ситуаций.
Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.
1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.
2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.
Учитель: С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?
Ответы детей.
4. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”
Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.
В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами.
Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.
5. Работа со словами
Учитель: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:
Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность - щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность
Учитель: Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра.
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)
6. Беседа о вежливых словах.
Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
Ученики: это добрые, теплые слова.
Учитель: Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие?
Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.
Учитель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?
Ученики: С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.
Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Игра:
Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
7. Работа над пословицами
Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!
Вспомните некоторые из них:
1. Доброе слово и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
4. Не хвались серебром, а хвались добром.
5. Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
6. В ком добра нет, в том и правды мало.
7. Не ищи красоты - ищи доброты.
8. Заключение
Игра-тренинг «Планета добра».
Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении планету добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Итог
Звучит музыка «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук»
Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
А теперь откройте глаза.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.
Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...