Контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом)

Русский язык
Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.
3-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение выделять в тексте предложения (повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные); проследить закрепление ранее пройденных тем.
Объем диктанта: 35–45 слов.
КРАПИВА
Почему крапива жжет? Стебель и листья крапивы покрыты тонкими ворсинками. Их кончики очень острые. Они попадают под кожу и ломаются. Под кожу попадает кислота. Она вызывает зуд и боль. Не спеши ругать крапиву. Так и о пчеле можно судить по жалу. А пчела дает нам мед.
СКУЧНО
Последние осенние дни. Скучно. Раскисли дороги. Озеро застыло в ожидании новых крепких морозов. Ночью часто дуют сильные ветры. В такую погоду я с сестрой бываю дома. Мы рисуем. А ты любишь рисовать? Пусть каждый рисунок радует твой глаз!
ОПЯТА
Луговые опята высыпали на лесной поляне. Глаза разбегались. Желтые колечки быстро наполнили корзину. Маленькие грибки мы оставляли. Пусть растут, всех радуют. Скоро мы зашли в густую чащу. В глазах у сестры был ужас. Наша собака Чики услышала голос папы. Мы были спасены. Пора идти домой.
МУРАВЬИ
Огромный муравейник под старой елью кипел жизнью. Мы с папой стояли рядом и наблюдали за муравьиными ручейками. Все они текли к кучке из веток и хвои. Рыжие работники несли травинки и сухие цветы. Они тащили все это на один из этажей своего жилища. Дружно живут муравьи!
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
ПЛЯЖ
Вы знаете, где живут пингвины? Около Антарктиды есть маленький островок. Его покрывают высокие скалы и огромные льды. И вокруг острова плавают льдины. Всюду крутые берега, только один остров пологий. Здесь любят бывать пингвины. Это пингвиний пляж. На пляж бегут императорские пингвины.
Примечание: подчеркнуть «опасные» места.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
1. Записать текст по памяти.
Глаза распахните! Смотрите! Растущая дико Цветет земляника. Не рвите! И любку не рвите, Ночную фиалку. Не делайте палку На случай Из маленькой елки колючей.
(Л. Николаенко)
2. Продолжи текст, используя данные слова и выражения.
Мы сидели на берегу реки. Клевер сложил листочки. Ласточки стали летать над самой водой. Мы посмотрели на небо, облака и поспешили домой...
– Оглушительный гром; – косые струи дождя; – река закипела, забулькала; – искать укрытие; – постепенно стих; – влажная земля; – свежий, пахучий воздух.
Подумай, какой заголовок точнее подходит к тексту, который ты составишь:
ГРОЗА
ПЕРЕД ГРОЗОЙ
В ГРОЗУ
Озаглавь текст и запиши.
3. Подготовь после чтения текста ответы на вопросы.
...После чаю я уходил на охоту... Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел и, может быть, с этим не встречался в своей жизни.
(М. Пришвин)
Вопросы
1. Что было главным для автора на охоте? 2. Как ты думаешь, каким находкам радовался автор? 3. Озаглавь свой текст. 4. Запиши ответы на вопросы.
* * *
Ночью по лесу пробежал дождь. Солнышко поднималось над деревьями. Лес засветился яркими огнями. Каждая травинка блестела на солнце. Огромные листья медленно падали с кленов. Какая красота вокруг! В воздухе повисли прозрачные паутинки. На каждой паутинке сияли крошечные жемчужины.
(По В. Бианки)
Задание: подчеркнуть «опасные» места.
Русский язык
Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец I четверти.
3-й класс
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение выделять в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения, в соответствии с этим ставить знаки препинания; проследить, как идет закрепление материала по пройденным ранее темам (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак, звонкие и глухие согласные в конце слова).
Объем диктанта: 35–45 слов.
ПОСЛЕ ДОЖДЯ
После грозы и дождя все дорожки купались в лучах. Звонко бежит по улице ручей. Ребята с радостью спешат к ручью. Вот где раздолье! Уже готовы лодки к пуску. Внизу у ручья мальчики сделали запруду. Слышны ребячьи голоса. Кругом веселье и смех.
Слова для справок: готовы, внизу, сделали.
НА ПОЛЯНЕ
Последний осенний месяц. Серые унылые краски в лесу не радовали глаз. Но вот выпал снег. Я отправился на знакомую полянку. Под белым ковром возвышались сухие луговые васильки и соцветия разных трав. Вот зимний букет. Бери и неси домой! Вспомни теплые ясные деньки!
Слова для справок: отправился, возвышались, соцветия.
КТО ВИНОВАТ?
Все каникулы я провожу у бабушки в деревне. На дворе у нее живут свинья, коза и утки. Я ухаживаю за животными и птицами. Однажды пропали два утенка. Их утащил тощий кот. Дачники уехали, а про кота забыли. Кот одичал и стал сам искать себе пищу.
Слова для справок: у нее, ухаживаю, одичал.
РУСАЧОК
Долго бегал Русачок по лесу. Всех зверей повидал. А вот и лесное озеро. В озере плавали желтые листья. Ветер кружил их. А это что за зверь? Ноги длинные, а глаза добрые. На голове красивые рога. Зайка узнал лося. Лось щипал траву. Заяц поспешил домой.
Слова для справок: повидал, поспешил.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение списывать с доски, не искажая слов, не пропуская букв, выделяя орфограммы.
* * *
Тут Соловей-разбойник засвистел по-соловьиному, закричал по-звериному, зашипел по-змеиному. И словно буря налетела. Кусты к земле пригнулись. Деревья ломались. Богатырский конь уперся всеми четырьмя копытами в землю. Илья Муромец вынул стрелу и выстрелил. Полетела стрела, вышибла Соловья-разбойника из гнезда.
НЕОЖИДАННОЕ ВЕЗДЕ
Цветок белой кувшинки бросили в таз. Он аккуратно, как и в озере, каждый вечер складывал лепестки и окунался в воду. Утром он выныривал и раскрывался. Хоть часы по нему проверяй! Кувшинка и сорванная «видела», отличала день от ночи. Не за это ли назвали кувшинки «глазами озер»? Может, они и нас с вами видят?
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение заканчивать текст по вопросу, дописывать начало и конец текста; писать сочинение, отражающее взгляд самого ученика.
ЗВЕРИ ЗИМОЙ
На дворе сильный мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятел стучит по коре деревьев.
Закончи текст по вопросу: как звери проводят зиму?
Петушок пришел к дому, где жили Краски. Он низко поклонился им. Красная Краска раскрасила Петушку гребешок и бороду, Синяя – перышки на хвостике, Зеленая – крылышки, Желтая Краска – грудку.
Придумай конец текста.
ТВОЙ ГОРОД
Немало городов встречаем мы – больших и малых, шумных и тихих. Есть города молодые, а есть убеленные каменными сединами.
В каком городе (селе, деревне) живешь ты? Запиши несколько предложений о родном городе.

15