«Формирования навыков выразительного чтения у учащихся».
Айыртауский район
село Имантау
«Формирования навыков выразительного чтения
у учащихся».
Учитель логопед: Григорьева Ирина Николаевна
2014г
«Формирования навыков выразительного чтения
у учащихся».
Чтение является одним из основных видов деятельности каждого школьника. Формирование правильного навыка чтения является залогом успешного овладения учебным материалом в целом. Как особый вид деятельности, чтение представляет большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
По результатам обследования факторов, влияющих на успеваемость (а таких факторов по оценкам психологов более двухсот), оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения.
Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Возникает вопрос: «Какой же скоростью чтения должны обладать ученики, заканчивающие начальное обучение»?
В Программе для начальных классов было определено, что скорость чтения к концу четвёртого класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит Н.А. Лошкарёвой – доценту МПГУ – 120 слов в минуту. Третья точка зрения – В.А. Сухомлинскому, он считает, что беглое чтение нормальное чтение – это темп 150-300 слов в минуту. Как же выпутаться практикам из этих противоречивых рекомендаций?
Провели исследование. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, имели в конце четвёртого класса скорость чтения 130-170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто в шестых-восьмых классах стали хорошистами, имели в конце четвёртого класса скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это примерно 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту (приближённо, конечно). Такова закономерность.
Это закономерность, которой нельзя пренебрегать, которую надо учитывать в нашей работе. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались преимущественно на «5», он должен выполнять рекомендацию В.А. Сухомлинского. Если он ставит более скромные задачи, если он хочет, чтобы все его питомцы были хорошистами, то он должен прислушиваться к рекомендации Н.А. Лошкарёвой – выйти на уровень 120 слов в минуту. А если он хочет, чтобы все его питомцы стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить определённый программой норматив.
Очевидно, нас всех устроило бы такое положение, чтобы большая часть учеников занималась на «4». А для этого мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, необходимо искать пути повышения качества обучения на этих уроках. И помочь в этом может опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Остановимся на некоторых приёмах, описанных в методической литературе.
Мы рассмотрим восемь резервов обучения чтению. Они были отобраны учителями базовых школ и экспериментально проверены.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения (чтение по 5 минут три раза в день и пересказ его содержания – 1 класс).
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Можно вполне рекомендовать родителям дети которых читают неохотно, этот приём обучения (просмотр диафильмов). Многочисленные эксперименты показывают, что даже в пятом классе ребёнок может быть приобщён к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.
Для повышения результатов технике чтения даёт другой вид чтения - это жужжащее чтение. Это когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее (5 минут). Проверку осознанности чтения провести в ходе беседы попрочитанному.
Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию (студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий).
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозит из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Ребёнок, дочитав до третьего-четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов. В каждом из 18 наборов, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из восьми-девяти слов, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Есть ещё три типа упражнений, которые наиболее эффективны. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
Многократное чтение. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Естественно , что во второй раз он прочитал больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции, у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. чтение в темпе скороговорки.
Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает, (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
Стимулирования учащихся к чтению, хорошо проводить через самозамер скорости чтения, в конце урока. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса) отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в развитии человека. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
15