Урок русского языка. Тема: «Слова с сочетаниями «жи, ши» . Работа над деформированным предложением
Урок русского языка.
Тема: «Слова с сочетаниями «жи, ши» .
Работа над деформированным предложением.
1 класс (1-4)
УМК «Школа России».
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Цель урока:
Формирование умения писать сочетания ЖИ, ШИ.
Задачи урока:
Образовательные:
Уточнение представления учащихся о звуках [Ж],[Ш] как твёрдых.
Познакомить учащихся правописанием сочетаний ЖИ, ШИ.
Отрабатывать навыки правописания сочетаний Жи, Ши.
Развивающие:
Развитие орфографической зоркости.
Развитие фонетического слуха.
Развитие словесно-логического мышления.
Развивать культуру общения, воспитывать внимание, тренировку памяти.
Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.
Воспитательная:
Воспитывать интерес учащихся к урокам русского языка, чувство коллективизма.
Оборудование:
компьютер,
экран,
мультимедиа
учебник «Русский язык» для 1 класса Т. Г. Рамзаева. (1-4), М.: Просвещение, 2008
План урока:
Ориентировочно-мотивационный этап.
Актуализация знаний.
а) Число, классная работа.
б) Каллиграфическая минутка.
Усвоение новых знаний.
а) Введение в тему.
б) Работа с правилом.
в) Физминутка.
Первичная проверка понимания.
а) Работа с учебником.
5. Закрепление новых знаний.
а) Игра «Ты мне - я тебе».
б) Физминутка.
в) Работа над деформированным предложением.
6. Контроль и самоконтроль знаний.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока:
Ориентировочно-мотивационный этап.
По звонку учитель приветствует детей и дает психологическую установку на работу.
- Ребята, для того, чтобы вы поверили в свои силы, и вам легко работалось на уроке, давайте повторим за мной следующие слова:
Я на уроке русского языка;
Я все знаю;
Я все умею.
- Повернитесь лицом к соседу, скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
И вот сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по океану Русского языка к острову, который вы сами узнаете, если внимательно посмотрите на записанные слова.
Прочитайте слова. Разделите их на 2 группы по количеству букв.
жираф ерши моржи мыши
Какие слова отнесли к 1 группе? Ко 2 группе?
Какой еще признак объединяет эти слова?
Сформулируйте тему урока, цель по схеме.
Узнаю…
Буду учиться….
2. Актуализация знаний
Работа в тетрадях.
а) Число, классная работа.
Сели все правильно, открыли тетради, положили её под наклоном, взяли ручки, записываем число, «Классная работа».
б) Каллиграфическая минутка.
Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться. Сегодня наша разминка будет такая.
Букву, написание которой мы будем повторять вы найдете в теме урока. Она чаще других встречается в словах. Что вы знаете о ней? Из каких элементов состоит строчная буква «ш», прописная «Ш»?
Какие ошибки можно допустить в написании?
Внимание. Определите порядок написания элементов букв в данной цепочке:
Ши Шии Шиии
Продолжите цепочку. Поменяйтесь тетрадками. Оцените работу соседа по парте.
Усвоение новых знаний.
а) Введение в тему.
Возвращаемся к словам темы урока. Произнесите эти слова. Назовите последние слоги в словах. Какие шипящие звуки вы слышите?
Что о них можно сказать? Что их объединяет?
б) Работа с правилом.
Откройте учебник с. 54 № 96 (правило).
«Согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твердые. Но в ударных слогах после «ж», «ш» пишется буква «и».
О чем говорит правило? Чему учит? Вспомните слова, где встречается наша орфограмма.
Есть запоминалка.
«Чижи, ужи, ежи, стрижи,Жирафы, мыши и моржи,Машины, шины, камыши-Запомни слоги жи и ши»
Давайте ее повторим.
б) Физминутка.
Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы, если услышите «ши» - будете делать наклоны вперед, а «жи» - наклоны назад. Кому не понятно?
Малыши, вы малыши
Хватит грызть карандаши!
Крепче их в руках держите
И рисуйте и пишите!
Первичная проверка понимания.
а) Работа с учебником.
Упражнение № 97. С. 54.
Вставь в слова сочетания «жи, ши». Спиши. Обозначь ударение.
МА…на, …тель, сне…нка, пу…нка, …шка, пру…на, …повник.
Какое задание предлагает учебник? Какова его цель? Какая орфограмма? Что нужно знать, чтобы выполнить упражнение?
К доске идет.
Закрепление новых знаний.
а) Следующее задание. Прочитайте.
Вот шмель пушистый, жирный
В шиповнике жужжит.
Поужинать душистым
Нектаром он спешит.
Играем в игру «Ты мне - я тебе». (Дети задают вопросы друг другу по содержанию текста. Объясняют написание ответов. Ответы пишут через запятую, подчеркивая орфограммы (у доски по одному).
б) Физминутка.
Для глаз.
Для рук.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
По дороге белой гладкой
Скачут резвые лошадки.
Цок, цок, цок, цок,
Скачет резвый табунок.
в) работа с деформированным предложением.
Дедушке жилет новый сшили
Какое задание можно предложить с данной записью? Какие ошибкоопасные места? Что такое предложение? Каковы признаки предложения?
Запишите самостоятельно.
Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка).
6. Контроль и самоконтроль знаний.
- Проверим ваши знания.
1) В каком слове слог жи ударный?
1. Живот
2. Жираф
3. Моржи
2) После какой буквы не пишется буква ы?
1. п2. ж
3. н
3) В какой строчке пропущены только буквы и?
1. Ж.дкое м.ло.
2. Больш.е маш.ны3. Чуж.е м.сли.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока по данной схеме.
Я узнал…
Я научился...
Какие задачи мы поставили себе на уроке?Справились ли мы с этими задачами?С какими орфограммами познакомились? Как пишем? Чему учились?
А сейчас, я попрошу вас показать мне, какое настроение у вас оставил сегодняшний урок. Поставьте настроение личику.
Спасибо за урок!
Список литературы:
"Весёлая грамматика" В.Волина, Москва,1995 год ."
"Поурочные разработки по русскому языку" .О. Е. Жиренко, Е.В.Скопина.