Конспект интегрированного занятия «Физическая подготовка как основа для формирования сценического образа»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»









Конспект занятия

«Физическая подготовка как основа для формирования сценического образа»



Составили:
педагог дополнительного образования
Донская Екатерина Васильевна,
руководитель объединения
«Общая физическая подготовка»,
педагог дополнительного образования
Шевлякова Любовь Геннадьевна,
руководитель объединения
«Театральная студия».














г. Новый Уренгой
Тема: «Физическая подготовка как основа для формирования сценического образа»
Цель: Совершенствование сценического образа актёра посредством специальных физических упражнений.
Задачи:
Учебные:
познакомить с акробатическими упражнениями: перекат, кувырок вперёд, колесо.
Развивающие:
развивать речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики;
способствовать развитию психофизических функций: памяти, воображения;
развивать: гибкость, координацию движений, силу, ловкость, пластику;
формировать красивую осанку;
способствовать формированию и развитию творчества.
Познавательные:
расширять знания о русском народном творчестве.
Воспитательные:
воспитывать общекультурные, этические навыки.

Тип занятия: интегрированное

Оборудование и инвентарь: магнитофон, мультимедийное оборудование, диск с произведениями классической музыки, презентации: сказка «Колобок», «Акробатические упражнения», «Фон», атрибуты для героев: маска волка, медведя, заяц, лиса, шапочка для колобка, веточки для леса, маты по количеству обучающихся, колобок - игрушка

Методы:
словесные: вступительное слово педагога, объяснение; ответы обучающихся;
наглядные: демонстрация презентации, показ упражнений;
практические: выполнение упражнений, творческих заданий.

Предварительная работа: составление конспекта, создание презентаций, проведение тематических занятий по теме, беседа «Русские народные сказки»

Группа: 1 год обучения
Возраст: 7-8 лет
Количество обучающихся: 10 человек
Дата:____________














Ход занятия:

I. Подготовительная часть.
(Звучит запись песни из мультфильма «Колобок»)
1. Педагог театральной студии:
- Здравствуйте, ребята!
На прошлом занятии мы с вами начали подготовку к спектаклю «Колобок».
-Кто написал эту сказку? (Ответы обучающихся)
Давайте вспомним героев русской народной сказки. (Ответы обучающихся. Использование презентации «Герои сказки «Колобок»). (Гостям на семинаре раздаются бейджики с названиями героев).
Дома вам необходимо было еще раз перечитать сказку, подумать о характере героя, пустить вход свою фантазию и воображение: представить костюм, походку, манеры, осанку.
Педагог ОФП:
К моменту создания той или иной роли, актер должен научиться управлять своим телом, речевым аппаратом, быть легким во владении темпо-ритма. Для этого ему необходима соответствующая физическая подготовка. Её мы начнём с разминки, которая позволит тело работать с отдачей и подготовит мышцы и связки для выполнения сложных упражнений. Заодно повторим сказку. Комплекс выполним под музыку, которая будет помогать эмоционально и образно.
2. Комплекс упражнений «Колобок» (под музыкальное сопровождение).
Испекла баба колобок, положила его на окошко студиться. Колобок полежал-полежал, да и в лес убежал. Катится колобок по лесу, катится Показываем, как катится колобок:
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения головой вправо. То же в другую сторону (3 раза).
А навстречу ему медведь. Идёт, ворон считает, сухие ветки у деревьев ломает. Показываем медведя:
И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – наклон вправо, руки скользят по туловищу – правая вниз, левая на пояс; 2 – и.п. То же в другую сторону (3 раза). Обрадовался медведь. Хоть и на один зубок колобок, а всё ж не каждый день еда сама в рот просится. - Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня. Я тебе песенку спою! ( Дети поют песенку колобка). Покатился колобок дальше.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижаты к плечам. Круговые вращения руками: 1-2 – вперёд, 3-4 – назад (3-4 раза).
Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. По сторонам посматривает, травку щиплет.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые вращения туловищем (по 4 раза в каждую сторону).
- Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, я тебе песенку спою! Спел колобок песенку зайцу и покатился дальше. Навстречу ему волк бежит, заячьи следы ищет.
И.п. – ноги вместе, руки в сторону. 1 – мах левой ногой вперёд, хлопок под ногой; 2 – и.п.; 3 – мах правой ногой вперёд, хлопок под ногой; 4 – и.п. (3-4 раза).
- Колобок, колобок! Я тебя съем! - Не ешь меня, я тебе песенку спою! Спел колобок песенку волку и покатился дальше. А вот с лисой колобок в нашей сказке не встретился, чему и был очень рад!
И.п. – ноги вместе, руки на пояс. Прыжки на месте (2-3 минуты).
Педагог театральной студии
Вы знаете, что развивать нужно не только физическую форму, но необходима ежедневная гимнастика для речевого аппарата.
3. Артикуляционная гимнастика.
В образе героя (Колобка, Медведя, Бабки, Зайца) сказать скороговорку:
«Не лежалось на окошке, покатился по дорожке»
В образе Лисы сказать скороговорку:
«Шла Лиса по шесточку, лизни Лиса песочку»
Сказать скороговорку «Из-под топота копыт, пыль по полю летит»
- дробушка ногами, держась за плечи друг друга;
- ходьба на носочках;
- бег на месте.
II. Основная часть
Педагог театральной студии
Сейчас мы поработаем над образами сказочных героев. Их характеры, повадки и поведение различны. Каждому из исполнителей необходимо охарактеризовать своего героя, рассказать об отношении к другим персонажам, о своей сверхзадаче. (Ответы обучающихся).
Дед: (Шаркающая походка, спина сгорблена)
Баба: (Медленная походка, плечи опущены)
Колобок: (Делает колесо, кувыркается)
Заяц: (Делает прыжки)
Волк: (Отрывистые, резкие движения, корпус наклонен вперед)
Медведь: ( (Медленная неуклюжая походка, пляшет присядку, падая, делает кувырок в сторону)
Лиса: ( Пластичная, плавная походка, осторожные движения).
Музыкальная игра «Угадай, кто идёт?». Вам необходимо прослушать фрагмент из музыкального произведения и определить героя.
(Заяц)
(Дед)
(Баба)
(Медведь)
(Лиса)
(Волк)
(Колобок)
Главная задача каждого героя органически существовать в предлагаемых обстоятельствах, взаимодействуя с партнерами.
Педагог ОФП:
Для создания яркого образа необходимо выполнять определенные физические упражнения, которые способствуют развитию гибкости, координации движений, силы, ловкости, пластики. Наша задача на этом занятии познакомиться с гимнастическими упражнениями: колесо, кувырок, перекаты. Для этого необходимы маты.
(Обучающиеся раскладывают маты на полу).
Первое упражнение – ПЕРЕКАТЫ. Очень лёгкое упражнение. Способствует расслаблению позвоночника. Перекаты выполняются из положения лёжа на спине вперёд-назад. (показ презентации «Упражнения», слайд 2). Выполнение упражнения 2 подхода по 5-6 раз. При втором подходе обучающиеся пробуют встать без помощи рук. Перекаты из стороны в сторону (слайд 3). Выполнение упражнения 2 подхода по 5-6 раз.
Второе упражнение - КУВЫРОК ВПЕРЁД (слайд 3). Простейший акробатический элемент, который выполняют дошколята на уроках физкультуры, и освоение его не отнимет много времени. Исходное положение: сядьте на корточки лицом к мату, руки вытяните вперёд и упритесь ладонями в мат. Распрямите ноги, руки же, наоборот, согните и проведите между ними голову, коснитесь затылком мата. Оттолкнитесь от пола ногами и перекатитесь с затылка на лопатки, колени прижмите к груди и обхватите руками, перекатившись на копчик вытяните руки вперёд и упритесь подошвами в пол, примите исходное положение.
Выполнение упражнения 5-6 раз.
Третье упражнение – КОЛЕСО (слайд 4). Колесо, или переворот в сторону, одно из основных акробатических упражнений, характеризующих развитие ловкости. Трудное упражнение. Но, как гласит народная мудрость: «Терпение и труд, всё перетрут». Сегодня мы выполним подводящие упражнения.
Подводящие упражнения (выполнятся по 5-6 раз):
а) махи ногами в сторону. Во время маха коснитесь прямой ногой руки, удерживая руки на уровне плеч, не сгибаясь. Махи выполняйте медленно, быстро и очень быстро;
б) широкое разведение ног в стороны до положения близкого к прямому шпагату, без наклона вперед; (Слайд 5)
в) наклоны в сторону. Наклоняйтесь до опоры рукой о пол, слегка сгибая опорную ногу, и, поднимая свободную, оттолкнитесь рукой и выпрямитесь в исходное положение. (Слайд 6)
г) стойка на руках махом. Стойку выполняйте из положения руки вперед-вверх широким шагом вперед. Руки ставьте на пол на расстоянии шага от ноги на ширине плеч. Стойте прямо, не сгибаясь и не прогибаясь, смотрите на кисти рук; (Слайд 7)
д) перенесение веса тела на правую и левую руку в стойке на руках. Это упражнение выполняйте у стены или с поддержкой товарища. Определение толчковой ноги. Для определения толчковой ноги и стороны, наиболее удобной для выполнения колеса, рондата и поворотов в прыжке, проделайте несколько раз следующие упражнения:
стойку махом толчком то левой, то правой ногой;
шпагат на правую и левую ногу;
поворот прыжком на 360° и более градусов то направо, то налево. (Слайд 8)
На следующем занятие мы продолжим работу над разучиванием упражнения «Колесо».
- На ваш взгляд, кто из наших героев может в сказке выполнять предложенные упражнения? (Ответы обучающихся).
Педагог театральной студии:
Сейчас мы этюдно поставим сказку. Всех артистов прошу занять свои места.
Проигрывание сказки.
Ведущий: Жили - были дед и баба. Жили они дружно, но бедно. (Слайд 1)
(Выходят дед с бабкой)
Дед: А что, старуха, пойди-ка, испеки нам колобок. Бабка: Что ты, старый, какой день уже муки нет.
Дед: А ты постарайся, по коробу помети, по сусекам поскреби, вот и наберешь мучки на колобок.
Бабка: А и то верно. (Встает, уходит в дом.) Ведущий: Испекла старуха Колобок и приносит Деду. (Слайд 1)
Бабка: (Деду) Вот испекла, пускай остудится. Горячий! С пылу, с жару.
Дед: Хорош, так бы и съел! (Протягивает к нему руку) Горячий! Пусть остынет.
(Уходят в избу) (Слайд 2)
Ведущий: Наскучило Колобку сидеть, решил он покатиться по белу свету - себя показать – да на других посмотреть. (Слайд 3). Покатился он по дорожке, а дорожка вела в лес. В это время скачет по лесу Заяц. Услышал он шорох, и прыг в кусты и притаился. Катится Колобок, а Заяц – прыг из кустов.
Заяц: Ни с места! Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Что ты, Заяц, давай лучше я тебе песенку спою.
Заяц: Ладно, спой. А потом я тебя раз, раз – и съем!
Колобок: Я Колобок, Колобок
Я по коробу скребен,
По сусекам метен,
На сметане мешен.
Я от Дедушки ушел,
Я от Бабушки ушел,
А от тебя, Заяц, и подавно уйду
(Колобок убегает)
Заяц: Эх, Заяц, Заяц, выпал тебе случай Колобка отведать, да не сумел ты воспользоваться, придется кору с деревьев обгрызать. (Убегает) (Слайд 4).
Ведущий: Катится Колобок дальше, а навстречу ему Волк.
Волк: Ох, как брюхо с голодухи подвело, третий день ничего не ел. Никак Колобок сюда катит? (Выбегает Колобок) Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Серый, лучше послушай песенку.
Волк: Пой скорее, а то есть очень хочется.
Колобок: (Поет песенку)

А от тебя, Серый,
И подавно уйду.
(Убегает)
Ведущий: Не успел Волк глазом моргнуть, а Колобок был таков. Побежал Волк дальше по лесу в поисках добычи рыскать. (Слайд 3).А Колобок тем временем остановился отдышаться, и слышит, из кустов кто-то ломится, уж не сам ли Медведь? Так и есть, он самый.
Медведь: Чем-то вкусным пахнет, уж не сам ли Колобок к нам пожаловал? Да, повезло мне. Медку там отведал, (показывает за кулисы) теперь Колобком закушу. Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Хорошо, Миша, скушаешь, только сначала песенку послушай!
Медведь: Песенку, можно, только веселую, я плясать люблю!
Колобок: Очень веселую. Слушай! (Поет песенку)
Я от Волка ушел,
А от тебя Медведя,
И вовсе уйду
(Медведь пляшет вприсядку, на последней фразе хочет бросится за ним в погоню, но падает. Встает.)
Медведь: Ох, спину-то как свело, придется отправляться мне восвояси.
Ведущий: Побрел Медведь домой. (Слайд 5). А тут недалече Лиса пробегала, учуяла она запах, пригляделась, а по дорожке Колобок катится.
Лиса: Ишь ты! Катится! Здравствуй, Колобок! Хорош! Румяненький! А ты песенок не поешь?
Колобок: Пою! Я хорошую знаю.
Лиса: Спой, потешь старушку!
Колобок: (поет) Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен
Лиса: Стой, стой касатик! Вот горе мое, глуховата я стала. Встань-ка повыше, да спой еще разок
Ребята, все вы помните, что Лиса съела Колобка, давайте придумаем свою версию концовки сказки, предлагайте свои варианты. (Ответы обучающихся).
Мы выбрали лучший вариант, который сейчас обыграем.
Проигрывание нового окончания сказки.
Артисты выходят на поклон.
Ребята, сегодня вы были не только актерами, но также и сценаристами. Благодаря вам в нашей сказке добро победило зло.


III. Заключительная часть.
Педагог ОФП:
В конце занятия вам необходимо отдохнуть, восстановить силы. Выполним аутогенную тренировку.
1.Аутогенная тренировка (запись шума моря, шелеста листвы) (Слайд 6)
Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло. Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в горячий песочек, им тепло. Так хочется познавать новое, неизведанное, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо!
2. Рефлексия (Слайд 7)
Педагог театральной студии:
Для подведения итогов, проведём игру «Вопрос - ответ». Я задаю вопрос и бросаю колобок одному из вас, вы, долго не размышляя, бросаете колобок обратно, отвечая на вопрос.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Кто из героев произвел на вас неизгладимое впечатление?
- Что пожелаешь ты свом друзьям?
Домашнее задание: учить слова.
Все вы сегодня были активными, молодцы! Творческих успехов! Спасибо за внимание!

























Список использованной литературы:

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие. - М., 2000
Пришин В. Воспитание творческой индивидуальности детей и подростков в студийном объединении. Учебно-методическое издание (из опыта студийной работы) / В.Пришин // Сценарии и репертуар.- 2014.- № 23.- С. 1-82.
Суворова М.Н. Работа балетмейстера в драматическом театре.// Я вхожу в мир искусства.-2007.- №12
Агапова И.А., Давыденко М.А. Школьный театр.- М., 2006










































Словарь

Аутогенная тренировка - это комплексный метод, который способствует нормализации функций организма. Главнейшей особенностью метода является восстановление нервной регуляции многих процессов. АТ удачно объединила положительные стороны ряда методов психической саморегуляции.
, Знак