Подпрограмма Программы гражданско-патриотического воспитания школьников

Актуальность модуля «Зарница» - обронно-спортивное направление гражданско-патриотического воспитания».

В своей работе по развития оборонно-спортивного направления в воспитании обучающихся мы опираемся на многолетний положительный опыт, сложившийся в школе. В данном модуле отражены основные положения развития оборонно-спортивного воспитания и образования школы, направления и способы решения современных воспитательных задач, основанные на идее воспитания, физического, гражданского, патриотического становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Принципы оборонно-спортивного направления гражданско-патриотического воспитания:

1. Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех модулей и подпрограмм по патриотическому воспитанию обучающихся школы;
2. Принцип адресного подхода в формировании здорового образа жизни и патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов здоровьесберегающей и патриотической работы с учетом каждой возрастной группы школьников. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как командный дух, честь школы, классный коллектив, район, в котором живут дети и находится школа, родной город, страна;
3. Принцип активности, стойкости в выборе жизненных позиций, ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
4. Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
5. Принцип патриотических идей и ценностей, заложенных основателем юнармейского движения в Вологодской области А.А. Поповым: гордость за родную школу, за спортивные и командные достижения.
SWOT – анализ модуля «Зарница» - оборонно-спортивное направление гражданско-патриотического направления.

Сильные стороны
Слабые стороны

Давняя история юнармейского движения в школе.
Опыт участия в оборонно-спортивной игре «Зарница».
Наличие побед в финальных соревнованиях на уровне города.
Опыт участия в областном финале соревнованиях.
Наличие собственного стрелкового тира.
Спортивный зал, спортивная площадка.
Наличие полосы препятствий.
Оборудованная турполоса.
Ведение курса ОБЖ.
Участие в городских соревнованиях по спортивному ориентированию.
Участие в туристических слетах.
Проведение конкурса «Строевой смотр» в начальной школе.
Наличие специалистов, занимающихся подготовкой команд к участию в оборонно-спортивной игре «Зарница».
Связь с выпускниками - юнармейцами А.А.Попова.
Проведение дня памяти, посвященного А.А. Попову.
Наличие школьного музея «Память».
Презентация альманаха «Память», посвященного зарничному движению, А.А.Попову.
Организация оборонно-спортивного лагеря на базе школы во время осенних каникул.
Проведение оборонно-спортивной игры «Зарница» в оздоровительном лагере.
Участие в городской олимпиаде по ОБЖ.
Участие в городской юношеской эстафете по пожарно - прикладному спорту.
Пропаганда ЗОЖ.

Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями. Отсутствие спортивных секций с общефизической направленностью.
Малая посещаемость обучающимися ДЮСШ, музыкальных школ, танцевальных кружков.
Отсутствие специалиста с военной подготовкой.
Распространение вредных привычек среди обучающихся.

Возможности
Риски

Наличие программ патриотического направления на уровне города, области, государства.
Проведение городских соревнований оборонно-спортивного направления на базе школы.
Возможность проведения тренировок на собственной турполосе.
Организация военно-патриотического лагеря.
- Сдвиг приоритетов в сторону других направлений на уровне школы, города, области, государства.
- отсутствие специалистов, занимающихся оборонно-спортивной подготовкой ребят.

Проблемы:
Не высокое качество общефизической подготовки обучающихся на уроках физкультуры.
Недостаток специалистов, занимающихся оборонно-спортивной подготовкой школьников.
Отсутствие спортивных секций, занимающихся общефизической подготовкой обучающихся.
Низкая мотивация педагогов к проведению спортивных мероприятий.
Недостаточное использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Значительное количество частоболеющих детей.
Снижение числа детей, занимающихся в спортивных секциях, танцевальных кружках.
Низкая мотивация детей и родителей с установкой на здоровый образ жизни.


Цель оборонно-спортивного модуля «Зарница» – формирование личности, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, имеющей активную жизненную позицию, владеющую знаниями основ безопасности жизнедеятельности.


Задачи:
Мобилизовать все имеющиеся возможности на организацию оборонно-спортивной подготовки школьников: организация занятий секций и кружков, направленных на подготовку к «Зарнице», к участию в «Школе безопасности», соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, спортивному ориентированию, конкурсах по ПДД.
Проводить работу, с целью приобщения обучающихся школ города, к основам юнармейского движения через участие в Городском Смотре строя и песни имени А.А. Попова.
Использовать здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности школы, через уроки физической культуры, ОБЖ, истории, географии, литературы, биологии, физики, химии, истоки, обществознания, уроки информатики.
Пропагандировать здоровый образ жизни: привлечение родителей, педагогов к совместной работе по сохранению здоровья детей и формирование духовно-нравственных установок в жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Наличие спортивных секций и кружков по направлениям:
- общефизическое;
- туристическое;
- историческое;
- ПДД;
- медицина;
- стрельба;
- защита;
- пожарная безопасность;
- творческое;
Целевое значение индикатора: наличие 3 направлений секций: секция по общефизической подготовке, секция туризма, секция стрельбы.

2. Ежегодное проведение Городского Смотра строя и песни имени А.А. Попова.
Целевое значение индикатора: призовое место, мониторинг числа команд, принимающих участие в Конкурсе.

3. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной деятельности.
Целевое значение индикатора: внедрение здоровьесберегающих технологий на
уроках -100%.
Повышение духовно-нравственной культуры обучающихся через работу с родителями.
Целевое значение индикатора: охват родителей до 60%.





















Направления, формы работы модуля «Зарница» - оборонно-спортивное направление гражданско-патриотического воспитания школьников.
Участники образовательного процесса
Направления работы
Формы работы с участниками образовательного процесса

Обучающиеся
«Зарница»: развитие силы, выносливости, ловкости; подготовка к выбору профессий, связанных с волевыми качествами выпускников школы.

Развитие навыков туризма, ориентирования, воспитание любви к природе, привитие экологической культуры.

Развитие меткости, быстроты реакции, организованности, выдержки.

Воспитание дорожной компетентности, дисциплинированности на улицах и дорогах.

Развитие творческих способностей, потенциала школьников.
Спортивные секции и кружки, соревнования по различным видам спорта, уроки физической культуры, ОБЖ.



Секция по туризму, соревнования по туризму, ориентированию.


Секция по стрельбе, соревнования по стрельбе, конкурсы по стрельбе из винтовки и пистолета.

Конкурсы по ПДД, занятия по ПДД, соревнования, сюжетно-ролевые игры, классные часы, уроки ОБЖ.

Конкурсы, смотры, выставки, классные часы, уроки ИЗО и музыки.


Здоровьесбережение: воспитание ответственного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.
Уроки здоровья, профилактические классные часы, выставки, конкурсы, соревнования.

Педагоги
«Зарница»: формирование у школьников качеств физической подготовки на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Развитие навыков туризма, ориентирования, воспитание любви к природе, привитие экологической культуры.

Воспитание дорожной компетентности, дисциплинированности у школьников на улицах и дорогах.
Развитие творческих способностей, потенциала школьников.
Урок физической культуры и ОБЖ, классные часы, уроки мужества, Здоровья.



Походы, уроки географии, экологии, биологии, ОБЖ, истоки, экскурсии, портфолио.


Классные часы, экскурсии, уроки ОБЖ, окружающего мира, конкурсы, кружки.


Конкурсы, смотры, выставки, классные часы, уроки ИЗО и музыки.


Здоровьесбережение: воспитание ответственного отношения к своему здоровью у обучающихся, навыков здорового образа жизни.
Уроки здоровья, профилактические классные часы, выставки, конкурсы, родительские собрания, соревнования, здоровьесберегающие технологии.

Родители
«Зарница»:
участие в формировании физической подготовки у школьников во внеурочной деятельности.
Участие в развитии навыков туризма, ориентирования, воспитания любви к природе, привитии экологической культуры. Участие в воспитании дорожной компетентности, дисциплинированности у школьников на улицах и дорогах.
Развитие творческих способностей, потенциала школьников.
Обмен опытом, круглый стол, родительские собрания.



Походы, экскурсии, портфолио детей, семьи.



Экскурсии, конкурсы, уроки успеха.



Конкурсы, смотры, выставки, классные часы, презентации, посещение культурных заведений города, России, выбор творческого направления для эстетического развития ребенка.


Здоровьесбережение: привитие ответственного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни у обучающихся.
Уроки здоровья, профилактические классные часы, выставки, конкурсы, родительские собрания, соревнования, информационные буклеты, стенды, литература, видеотека, здоровьесберегающие технологии.








Логическая структура проекта

Логика действий
Показатели результатов работы
Источники и средства проверки
Предположения

Общие цели
Формирование личности, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, имеющей активную жизненную позицию, владеющую знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Возрастание интереса обучающихся к спорту, спортивным мероприятиям, положительное отноше-
ние к урокам физической
культуры, ОБЖ.

Опрос обучающихся, посещаемость уроков, секций.


Конкретные цели
1. Мобилизация возможностей на организацию оборонно-спортивной подготовки школьников (3 направления).




2. Приобщение обучающихся школ города к основам юнармейского движения.



3.Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности (на 100% уроков).



4. Пропагандировать ЗОЖ: привлечение родителей, педагогов к совместной работе по сохранению здоровья детей и формирование духовно-нравственных установок в жизни (охват родителей до 60%).
Работа секции по туризму, по общефизической подготовке, по стрельбе (3 направления).





Призовые места команды школы № 29. Увеличение числа желающих участвовать в тренировках по строевой подготовке.


·- Мотивация педагогов на использование здоровьесберегающих технологий на уроках.



- Повышение активности родителей и педагогов в решении вопросов духовно-нравственной культуры детей.

-Анализ журналов, мониторинг посещаемости секций, участие в соревнованиях по туризму, ориентированию, стрельбе, другим видам спорта.

Мониторинг участия команд, анкета-отзыв для руководителей команд и участников Смотра.


Анкетирование обучающихся и педагогов, трансляция опыта.



Опрос, анкетирование родителей, наблюдение за детьми, экспертный опрос родителей педагогов, обучающихся.













Отсутствие финансирования данного мероприятия, в результате которого Смотр может не состояться.
Зависимость от мотивации освоения технологиями.

Ожидаемые результаты
1. Наличие спортивных секций и кружков по направлениям:
- туристическое;
- общефизическое;
- стрельба;


2. Приобщение обучающихся школ города к основам юнармейского движения.









3.Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.








4. Повышение духовно-нравственной культуры обучающихся через работу с родителями (охват родителей до 60%).
Работа секций по направлениям:
- туристическое;
- общефизическое;
- стрельба;


Призовые места команды школы № 29. Участие количества команд не ниже 20. Положительные отзывы о мероприятии. Увеличение числа желающих участвовать в строевой подготовке.





Внедрение здоровьесберегающих технологий на каждом уроке, снижение уровня тревожности, утомляемости, удовлетворительное самочувствие обучающихся во время учебного процесса.


Мотивация на соблюдение моральных норм
Классный журнал
Журналы посещения
Выделение средств на оплату работы секций



Количество наград и грамот за призовые места. Увеличение количества команд, участвующих в Смотре, увеличение количества желающих заниматься строевой подготовкой.
Положительные отзывы о Смотре участников.



Результаты анкет, наблюдений, бесед с родителями, диагностика тревожности, активности, самочувствия, повышение мотивации учения.



Результат диагностики личностных характеристик обучающихся.
Стабильное расписание работы секций




Отсутствие финансирования, из-за которого не состоится Смотр.









Наличие мотивации педагогов.










Повышение показателей духовно-нравственной культуры личностных характеристик обучающихся .




Мероприятия
1. Взаимодействие с центрами дополнительного образования (заключение договоров, сбор информации, экскурсии, соревнования, конкурсы и т.д.)


2. Ежегодное проведение городского смотра строя и песни. Создание организационного комитета по разработке положения о проведении Смотра. Определение судейского состава, обсуждение критериев оценки выполнения строевых упражнений.



3. Мероприятия, направленные на формирование здорового и безопасного образа жизни
(классные часы, уроки физической культуры и ОБЖ, и др.)



3. Ведение программы духовно-нравственного обучения в начальной школе.

Кадровые ресурсы для организации работы секций, проведения экскурсий, соревнований.



Единые требования к строевой подготовке команд. Кадровые ресурсы для организации и проведения Смотра. Положительная мотивация участников Смотра.




Оборудование (плакаты, спортинвентарь, туристическое снаряжение, методическая литература)



Программа занятий по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся.

Классные журналы, журналы посещаемости секций и кружков, результаты анкетирования, мониторинг участия в мероприятиях.
Мониторинг количества заявок на участие в Смотре.
Использование опросников-отзывов об организации мероприятия.





Диагностика личностных УУД.






Использование программы педагогами – проведение классных часов, занятий, кружков по Программе, экскурсий, походов, уроки успешных людей.
Финансирование, заключение договоров с центрами дополнительного образования.


Рост числа желающих заниматься строевой подготовкой, участие школьников в оборонно-спортивной игре «Зарница», уменьшение количества детей девиантного поведения.







Список основных мероприятий на 2013-2018 год
Задачи реализации проекта
Мероприятия


2013-2014 г.
2014-2015г.
2015-2016г.

1. Мобилизовать все имеющиеся возможности на организацию оборонно-спортивной подготовки школьников.










2. Проводить работу, с целью приобщения обучающихся школ города, к основам юнармейского движения через участие в Городском Смотре строя и песни имени А.А. Попова.






3. Использовать здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности школы, через уроки физической культуры, ОБЖ, истории, географии, литературы, биологии, физики, химии, истоки, на занятиях секций и кружков

3. Пропагандировать ЗОЖ: привлечение родителей, педагогов к совместной работе по сохранению здоровья детей и формирование духовно-нравственных установок в жизни.

- Составить расписание занятий секций и кружков, направленных на подготовку к «Зарнице».
- Привлечение специалистов дополнительного образования.
- Участие в городских соревнованиях, олимпиадах.
Поиск средств для приобретения обмундирования, оборудования.


-разработка положения о проведении Первого городского смотра строя и песни им. А.А. Попова;
- формирование организационного комитета;
- утверждение состава жюри;
- проведение первого городского смотра строя и песни им. А.А. Попова;



Неделя Здоровья, День Здоровья каждую четверть, походы, физминутки, флешмоб, презентации о ЗОЖ, классные часы.




Конкурс семейных портфолио здоровья (разработка положения)
- Работа секций и кружков.
- Мониторинг результатов участия в мероприятиях.
- Встречи с представителями Законодательного собрания, городской Думы. Участие в городских соревнованиях по туризму, ориентированию, стрельбе, строевой подготовке.





-Корректировка положения о проведении Городского Смотра строя и песни им. А.А. Попова;
- оформление, соответствующее данному мероприятию;
- разработка опросника удовлетворенности мероприятием.
Подготовка команд к участию в конкурсе для участия и для показательных выступлений.
Презентация здоровьесберегающих технологий среди педагогов, обучающихся, родительские собрания о сохранении здоровья детей.



Круглый стол «Разговор о правильном питании»

Повторный мониторинг, сравнение результатов.
Подготовка команд младшей, средней и старшей возрастных групп в течение учебного года.
Выступление на конкурсах.








Мониторинг удовлетворенности мероприятием,
Мотивировать обучающихся к участию в строевой подготовке через занятия.







Дни Здоровья каждую четверть, Неделя Здоровья, консультации специалистов по здоровью.






Академия здоровья для родителей.


Формы работы оборонно-спортивного модуля «Зарница»
Периоды по годам
Обучающиеся
Педагоги
Родители
Партнеры

2013-2014
Учебная деятельность
Конкурсы и олимпиады по физкультуре и ОБЖ.
физминутки, презентации о ЗОЖ,
классные часы.
Внеурочная деятельность
Занятия секций и кружков, направленных на подготовку к «Зарнице».
Неделя Здоровья, День Здоровья каждую четверть, походы.









Внешкольная деятельность
Походы, экскурсии, конкурсы, соревнования.
Учебная деятельность
Уроки здоровья.


Внеурочная деятельность
Разработка положения о проведении Первого городского смотра строя и песни им. А.А. Попова;
- формирование организационного комитета;
- утверждение состава жюри;
- проведение первого городского смотра строя и песни им. А.А. Попова; Неделя Здоровья, День Здоровья каждую четверть, походы.
Конкурс семейных портфолио здоровья (разработка положения)
Внешкольная деятельность
Походы, экскурсии, конкурсы, соревнования.
Учебная деятельность
Тематические классные часы.

Внеурочная деятельность
Неделя Здоровья, День Здоровья каждую четверть, походы.
Конкурс семейных портфолио здоровья – презентация.










Внешкольная деятельность
Организация экскурсий, походов.
Учебная деятельность
Уроки успеха и опыта.


Внеурочная деятельность
Заключение договоров на ведение кружков и секций специалистами на базе школы.














Внешкольная деятельность
Конкурсы, соревнования.







План работы модуля «Зарница» на 2013-2014 учебный год.
Участники образовательного процесса/месяцы года
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Обучающиеся
Организация работы спортивных секций и кружков.
Соревнования «Школа безопасности».
Турслет.
Работа кружков и секций.
Подготовка к городскому Смотру строя и песни.
Работа лагеря оборонно-спортивного направления.
Соревнования «Спортианские игры».
Соревнования по туризму «Подснежник».
Городской смотр строя и песни среди обучающихся младших классов школ города.
Работа кружков и секций.
Подготовка школьников к участию в конкурсах оборонно-спортивной игры «Зарница».
Участие в соревнованиях по баскетболу, лыжам.
Мониторинг адаптации
1-х классов, 2-х классов,
5-х классов. Профориентация 9-х классов.
Неделя Здоровья.
Школьный Смотр строя и песни.
Уроки мужества.
Городские соревнования по стрельбе на приз генерала Преснухина.
Подготовка к «Зарнице».
Классные часы о толерантности, профилактике ПАВ, пропаганде ЗОЖ.

Первый этап «Зарницы».
Всемирный день Здоровья.
Второй этап «Зарницы».
Уроки мужества – портфолио уроков.

Педагоги
Формирование базы школы по направлениям:
«группа риска», многодетные, малообеспеченные, опекаемые, дети-инвалиды.
Административный совет по вопросу успеваемости школьников.
Совет профилактики правонарушений.
Консультация на тему «Причины неуспеваемости младших школьников».
Совет профилактики правонарушений.
Совет профилактики правонарушений.
Выход в семьи, нуждающиеся в сопровождении.
Мониторинг адаптации
1-х классов,
2-х классов,
5-х классов. Профориентация 9-х классов.
Презентация здоровье
сберегающих технологий.
Школьный Смотр строя и песни.
Уроки мужества.
Конкурс семейных портфолио здоровья (разработка положения)
Всемирный день Здоровья.
Уроки мужества – портфолио уроков.

Родители
Презентация секций кружков.
Организация питания школьников, информирование родителей.
Выход в семьи, нуждающиеся в сопровождении.
Консультирование родителей по вопросам здоровьесбережения.
Родительское собрание «Причины неуспеваемости школьников».
Выход в семьи, нуждающиеся в сопровождении.
Родительское собрание «Детство без жестокости».
Выход в семьи, нуждающиеся в сопровождении.
Оповещение родителей о проведении мониторинга адаптации
1-х классов,
2-х классов,
5-х классов. Консультирование родителей по результатам диагностики.
Приобщение родителей к судейству на Школьном Смотре строя и песни.
Уроки мужества.
Конкурс семейных портфолио здоровья (разработка положения)
Всемирный день Здоровья.
Уроки мужества – портфолио уроков.





Заголовок 115