Новые формы работы над предложением в начальных классах

Ямалиева Елена Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №29 г. Йошкар-Олы»
Новые формы работы над предложением в начальных классах
Выделение и понимание предложений – результат сложной умственной деятельности учащихся, что предполагает осознание грамматических, семантических и других особенностей предложения.
Понимание предложений реализуется в ходе лексического, логико-грамматического и других видов анализа письменного текста.
Лексический анализ письменного текста обеспечивает вычленение в нем лексических единиц и установление их значения, соответствующих семантическому полю заданного текста.
Семантический анализ предложений обеспечивает понимание смысла предложения. В ходе логико-грамматического анализа осознаются разнообразные грамматические (морфологические, синтаксические и др.) особенности предложения, его логическая законченность и логическая структура высказанной в тексте мысли.
Более подробно остановлюсь на логико-грамматическом анализе текста, цель которого – установить, содержится ли в тексте логически законченная мысль (на этом основании текст определяется как предложение), определить синтаксические функции слов, использованных тексте, их логико-синтаксические функции, связь, предикативную связь главных членов предложения, что позволяет ориентировать учащихся на существенные для главных членов предложения признаки их распознавания.
В предложении главные компоненты мысли воплощаются в главные члены предложения (Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. – М., 1971; Чесноков П.В. Логическая фраза и предложение. – Ростов-на-Дону, 61).
Компоненты мысли связаны между собой разными типами логических отношений. Некоторые интересные соображения по этому вопросу находим в работе психолога В.Н.Келасьева (Обучение и механизмы умственной деятельности // Применение математических методов в исследовании процесса обучения, - Вильнюс, 1977), который выделяет 4 типа связей компонентов мысли друг с другом: временные связи, пространственные, связи по общности и связи по действию. Данная типология связей компонентов представляет интерес, так как это важно для понимания сути мысли, от чего зависит глубина понимания читателем прочитанного текста.
Логическая законченность мысли представляет в тексте предложения сочетанием его главных частей – грамматической основы предложения. Чтобы учащийся понял, что высказанная в тексте предложения мысль логически закончена, он должен обнаружить (распознать) грамматическую основу предложения и осознать тип логической связи и структурных компонентов.
Анализ простых двусоставных предложений показывает, что их логический смысл определяется типом предикативных связей, отношений главных членов, в связи с чем встает вопрос о выделении слов, выполняющих функцию главных членов предложения – подлежащего и сказуемого.
На какие же признаки необходимо ориентировать учащихся для безошибочного распознавания в них главных членов? Ориентировка только на один признак слова не позволяет распознать его как член предложения. Так, учитывая только лексические признаки слов, мы не распознаем их синтаксические функции, так как одно слово в разных предложениях может выполнять различные синтаксические функции: Вдали синел сосновый лес (подлежащее); Впереди мы увидели лес (дополнение). Морфологические признаки слов тоже не обеспечивают распознавания их синтаксической функции в заданном тексте. Только глагол в личной форме может быть непосредственно соотнесен со сказуемым: слово, принадлежащее к любой другой части речи, всегда многофункционально (Долинина И.Д. Системный анализ предложения. – М., 1977. – с.10). Так неверно определяется синтаксическая функция слов, имеющих одинаковые внешние признаки: формы И. и В. падежей существительных могут совпадать. Наш дом стоит на горе; Мы построили дом. Ориентировка на структурные признаки членов предложения важна для установления их границ и тем самым для понимания смысла предложения.
Практика показывает, что постановка к словам смысловых вопросов не обеспечивает безошибочного распознавания синтаксической функции слов в заданном предложении, что объясняет рядом причин:
1. Разные члены предложения отвечают на одинаковые вопросы: подлежащее, выраженное неодушевленным существительным и прямое дополнение – что? Картина висит на стене; Ученик читает рассказ.
2. Постановка смыслового вопроса к некоторым словам, формально отвечающим на него, по существу является бессмысленной: Книга лежит на столе – что делает? – ничего не делает. Дело мастера боится. И во многих других случаях.
3. К некоторым сказуемым вообще невозможно ни один из вопросов. Как вопрос можно поставить к сказуемому в предложении: Он был убит.
Поэтому использование приема постановки смысловых вопросов не способствует формированию у школьников лингвистического мышления.
Члены предложения
Модельные слова

подлежащее
он, она, оно, они (формы И.П.)

сказуемое
глагольная форма заданного предложения

дополнение
косвенные падежи неопределенных местоимений: что-то, чем-то, др.

Модельными называем слова, которые выполняют только одну определенную синтаксическую функцию, т.е. модельные слова являются универсальными компонентами любой мысли и универсальными членами любого предложения. Так, местоимения он, она, оно, они (формы И.П.) в любом предложении выступают как подлежащее.
Идея использовать модельные слова для объективации синтаксических функций слов в заданном предложении принадлежит Л.В.Щербе.
Информация, заключенная в модельных словах, носит обобщенный характер, так как представляет собой не частные признаки членов предложения, а систему их общих существенных признаков. Поэтому при работе над предложением использование модельных слов помогает младшим школьникам безошибочно распознать члены предложения и усвоить их существенные признаки.
Итак, установление предикативной связи главных членов предложения может быть осуществлено с помощью приема замены содержательных слов модельной предикативной конструкцией, например: Дятел стучит клювом по дереву – он стучит чем-то.
Из каких моментов состоит данная работа?
Вначале дети выделяют глагольное слово в качестве сказуемого. Далее находят существительные как содержательные слова и заменяют их местоимениями – модельными словами. Конечный момент работы – выделение членов предложения. Пример: Ветер листал страницы раскрытой книги.
1) Дети выделяют глагол (листал) и подчеркивают его как сказуемое; 2) находят существительные, находящиеся в непосредственной связи с глаголом (при помощи вопросов): ветер, страницы и заменяют их модельными словами: он, что-то; 3) трансформируют предложение в модельное:
Он листал что-то и выделяют члены предложения (графически): Ветер листал страницы раскрытой книги.
Глубина понимания предложений при чтении, составление предложений из слов, нахождение границ предложений зависит от того, что именно осознал в тексте читатель: его содержание, логико-грамматическую структуру; как ученик ориентировался на логико-грамматические признаки предложения при восприятии текста или отдельных слов. Для этого необходимо осознать ту информацию, которая заключена в тексте предложения и представлена значениями слов, упорядоченных по правилу грамматики. Но понимание только содержания предложений не может рассматриваться как глубокое понимание. Л.С.Выгодский по этому поводу писал: «При понимании чужой речи всегда оказывается понимание только одних слов, но не мысли собеседника» (Выгодский Л.С. Собр. Соч. – М., 1982. – Т.2 – С.358).
Не понять, что в предложении высказана логически законченная мысль, значит не уметь отличить предложение от непредложения. Но понимание данной стороны предложения требует от ученика умения распознавать главные члены предложения и их предикативную связь.
Как происходит понимание каждого предложения в тексте и понимание смысла изолированного предложения? Н.К.Перцева в своей статье (Начальная школа, 10/95) предлагает знаковые модели предложений. Модели – форма научной абстракции. На моделях закреплены в наглядной форме существенные свойства объектов и связи их свойств, при этом на первый план выдвигается общее, существенное.
Чтобы построить знаковую модель предложения, необходимо осуществить сложную умственную деятельность. В статье Н.К.Перцевой предлагается следующая система знаков-кодов: 1) цифры от 1 до 3 для обозначения членов предложения, образующих грамматическую основу и: 1 – подлежащее, 2 – сказуемое, 3 – дополнение; 2) типы связей слов, иначе логико-грамматические отношения между компонентами предложения: между подлежащим и сказуемым, связь между сказуемым и дополнением; 3) – соединение однородных членов, например, однородные подлежащие: 11, однородные сказуемые: 222, однородные дополнения: 33.
Чтобы построить знаковую модель, необходимо, прежде всего, распознать синтаксические функции слов текста, использовав модельные слова – I этап работы. II этап предполагает обозначение членов предложения знаками-кодами и составление формулы.
Рассмотрим это на примере:
Птичка стала клевать хлебные крошки.
I этап: 1) стала клевать – глагольное слово (сказуемое);
2) птичка – она, крошки – что-то;
3) Она стала клевать что-то.
II этап: Птичка – 1, стала клевать – 2, крошки – 3.
123 – цифровой ряд.
Цифровой ряд – формула предложения. Она показывает понимание мысли предложения. Линейная цифровая предложения (123) – показатель типичной модели простого предложения: подлежащее сказуемое дополнение.
Приведем примеры различных формул предложения, которые дети могут составить сами при проведении синтаксического анализа.
Там лебеди купались и чистили свои перья.
Они купались и чистили что-то.
1223
Наконец выглянуло солнышко и осветило скалистые берега.
Выглянуло оно и осветило что-то.
Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль.
Он гуляет, гнет что-то и поднимает что-то.
12223
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Потянул он, что-то морщит-рябит.
21
Итак, осуществить логико-грамматический анализ предложения – это сформировать у младших школьников понятие об исходной форме любого предложения, о главных членах и их предикативной связи.
Осуществление вышеизложенных операций требует от учащихся следующих умений:
1) языковых: распознавать синтаксические функции слов, границы предложения;
2) речевых: отделять одно предложение от другого;
3) интеллектуальных: кодировать предложение.
Существенным направлением обучения русскому языку в начальных классах является обучение нормам употребления языковых единиц. Правильное владение литературным языком предполагает соблюдение норм литературного произношения, синтаксических норм построения предложения и словосочетания, семантически правильное владение речью.
Одним из важнейших критериев оценки правильности речи является нормативное использование говорящим или пишущим различных синтаксических структур. Как показывает практика и свидетельствует анализ культуры речи школьников, нарушение синтаксической связи слов в речи учащихся как начальных, так и средних классов встречаются часто.
Основная задача курса грамматики в начальном звене была точно сформулирована А.М.Пешковским «отучить школьника от особенностей детской, областной и разговорной речи, провести в его языковом сознании резкую различительную черту между литературным и нелитературным, «правильным» и «неправильным». (Грабчикова Е.С. Начальная школа, 3/88).
Работа над синтаксической нормой проводится не только при изучении темы «Предложение», но и при изучении всех других тем курса русского языка по следующим направлениям:
в плане связи с изучением программных тем (устные и письменные упражнения в конструировании словосочетаний и предложений, восстановление деформированных предложений, распространение основы предложения и др.);
при анализе текстов для творческих работ (выделение и анализ словосочетаний и предложений, которые должны войти в изложение или сочинение);
в плане словарно-орфографической работы;
при подготовке и проведении самостоятельной творческой работы.
Рассмотрим работу по построению предложений при изучении темы «Предложение» в 3 классе.
С целью обогащения речи учащихся предложениями, состоящими из одного или двух слов, еще при повторении пройденного во втором классе предлагаются следующие упражнения. (Грабчикова Е.С. Начальная школа, 3/88).
1. – Прочитайте. В конце каждого предложения понижайте голос и делайте паузу.
Поздняя осень. Холодно. Ветер сбивает полезные листья. Скоро наступит зима.
- Запишите предложения в такой последовательности: сначала предложение из одного слова, потом из двух, из трех, наконец из четырех слов.
- Какими предложениями можно заменить предложения «Поздняя осень.», «Похолодало»?
Учащиеся отвечают, что предложение «Поздняя осень» можно заменить предложением «Наступила поздняя осень» или «Настала поздняя осень», а предложение «Похолодало»  «Стало холодно».
При выполнении упражнений учебника «Русский язык» (3 класс) следует обратить внимание учащихся на предложения состоящие из одного слова. Например предложение (Враги!). Учитель просит выразительно произнести это предложение, обращает внимание детей на его интонацию, предлагает подумать, каким предложением можно его заменить (Враги наступают, Появились враги и т.д.). Необходимо отметить наиболее удачный вариант (тот, который в упр.), подвести учащихся к пониманию, что именно это предложение, состоящее из одного слова, произнесенное с особой интонацией, наиболее полно и точно передает состояние тревоги.
Такой вид работы активизирует употребление синтаксических конструкций, не входящих в активный запас учащихся, учит не только выражать свои мысли посредством распространенных предложений, но и подбирать синонимичные конструкции, нередко более точно передающие определенные понятия, явления, чувства.
Для того чтобы учащиеся овладели нормами построения предложений, они должны убедится, что все слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. С этой целью следует предложить им следующие виды работы:
I. Восстановление деформированных предложений.
- Из данных слов составьте предложения. Запишите их.
1. Надя, в деревне, летом, жила.
2. За грибами, ребята, ходили, часто, в лес.
3. Дети, много, в лесу, грибов, находили.
Важно, чтобы в процессе подобной работы учащихся не просто подбирали слова в определенной последовательности, а выделяли сначала главные члены предложения, а потом распространяли их второстепенными.
II. Распространение основы предложения.
1. - Вместо вопросов вставьте подходящие по смыслу слова. Предложения запишите.
Дети играют (во что?) (где?). Пчелы и (когда?) живут (где?). Хлопок растет (где?).
Слова для справок: в снежки, на школьной площадке, зимой, в ульях, на юге.
2. - Дополните предложения левого столбика словами из правого столбика. Если нужно, измените порядок слов.
Перед грозой.
Появилась тучана небе грозовая,
Пчелы собрались.вдруг в ульях
Замолкли птицы.в густом лесу, веселые
Наступила тишина..полная.
3. - Назовите в данных предложениях подлежащее и сказуемое. Запишите их.
Лес засверкал разноцветными звездочками. Каждая травинка блестела. Над деревьями медленно поднималось солнце. На кустах и елочках блестели паутинки. На каждой паутинке сияли крошечные водяные жемчужины. (По В.Бианки.)
Задания такого типа содержатся во многих упражнениях учебника, особенно при изучении темы «Имя существительное».
4. – Дополните группы слов недостающими словами, чтобы получились предложения.
. . . . . . нам интересную книгу.
. . . . . . женщине место в трамвае.
. . . . . . больному лекарство.
Слова для справок: учительница прочитала, врач выписал, школьник уступил.
3. Построение схем предложений и составление предложений по заданным схемам.
1. – Рассмотрите схемы предложений и запишите эти предложения в строчку.
2. – Прочитайте.
Весной из-за моря прилетают ласточки. Они сразу строят свой дом. Лепят ласточки гнездо из речной глины. С рассвета до вечера носят птички глину. Вот и готово ласточкино гнездо! (По Г.Снегирёву)
- Найдите предложения, соответствующие схеме.
3. – Прочитайте. Выпишите из текста предложение, в котором заключается главная мысль. Назовите подлежащее и сказуемое, а также словосочетания, входящие в состав этого предложения.
Хорошо весной в лесу. Весело поют птицы. В зеленой траве гудят жуки и мошки. На высокой березе гнездо грача. На сосне поселилась белочка.
Известно, что учащиеся начальной школы допускают большое количество ошибок в построении словосочетаний с управлением. Из них наиболее распространенные являются следующие:
употребление не той падежной формы, которая требуется управляющим словом («заведующий библиотеки»);
употребление не той предложно-падежной формы, которая требуется данным управляющим словом («приехал до тети»);
смешение предлогов («строил с кубиков», «пришел со школы»).
Часто учащиеся допускают нарушения норм сочетаемости слов в словосочетании:
с однокоренными глаголами (норма: писать, описывать (что?); прислушиваться (к чему?), вслушиваться (во что?);
с однокоренными именами существительными и глаголами (норма: описывать (что?) – описание (чего?); штурмовать (что?) – шторм (чего?);
с глаголами возвратными и невозвратными (норма: беспокоить (кого?) – беспокоиться (о чем?); извинить (кого?) – извиниться (перед кем?) и т.д.).
В связи с широким распространением нарушений норм сочетаемости слов возникает необходимость знакомства учащихся с нормативным употреблением словосочетаний.
Идти (куда?) в школу, в сад, на завод, на реку. Идти (откуда?) из школы, из магазина, с работы. Идти (где?) лесом, полем, по дороге, мимо школы, впереди отряда, мимо школы, около дома, через мост.
Работа по составлению словосочетаний поможет в формировании навыков нормативного употребления глагольных словосочетаний в структуре предложения, что, несомненно, положительно скажется на уровне культуры речи.
В связи с работой над нормой синтаксической сочетаемости слов целесообразно использовать следующие типы упражнений:
1. – Прочитайте. Вместо вопросов подберите подходящие по смыслу слова. Запишите предложения.
Саша поблагодарил (кого? за что?) . . .
Ребята смеялись (над чем?) . . .
Мама сшила (что? из чего?) . . .
2. – Запишите словосочетания, вставляя вместо точек нужные предлоги.
просить . . . помощи
пить . . . чашки
уехать . . . города
прыгать . . . вышки
строить . . . кубиков
зайти . . . товарищу
заботиться . . . брате
принести . . . магазина
Предлоги: о, с, из, к, в.
3. – Составьте словосочетания с данными однокоренными словами. Запишите их. Определите части речи.
штурм (чего?) . . .
штурмовать (что?) . . .
чтение (чего?) . . .
читать (что?) . . .
4. – Составьте словосочетания с глаголами, близкими по значению.
говорить (что? о чем? кому?) . . .
извещать (кого? о чем?) . . .
платить (за что?)
5. – При помощи приставок образуйте новые слова и составьте с ними словосочетания, используя предлоги.
(в-, вы-, при-, у-) ходить, (в-, вы-, при-, за-) лететь, (по-, за-, при-, пере-, на-) ехать.
6. В словосочетаниях замените имена прилагательные существительными и предлогами.
Рыбный суп – суп из рыбы, вишневое варенье - , яблочный сок - , кирпичный дом - , бумажная обложка - .
Работая над приведенными упражнениями, дети учатся использовать различные синтаксические конструкции, повышая уровень культуры речи.
Уже в начальной школе учитель может сформировать у учащихся синтаксические умения, на основе которых будет развиваться их пунктуационная грамотность. Наиболее важными из них являются следующие умения:
умение видеть структуру простого предложения;
умение отличать простые предложения от сложных;
умение использовать в речи простые и сложные предложения.
Усвоение учеником моделей простых и сложных предложений происходит не только в процессе устного общения, чтения, но и на уроках грамматики при синтаксическом анализе предложения. Логический и структурный анализ предложений связного текста поможет разобраться ученику в смысле читаемого.
В своей статье М.П.Целикова (Начальная школа. 3/96) предлагает задания для работы над предложением в классах с углубленным изучением русского языка. Но эти задания могут быть использованы в обычном классе для дифференцированной работы с сильными учениками.
На текстовом материале повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» была составлена «Тетрадь для работы над предложением в 3 и 4 классах, в том числе в классах с углубленным изучением русского языка».
Тетрадь начинается с упражнений по выработке грамматических умений учащихся в нахождении главных членов простого предложения – подлежащего и сказуемого. Большое внимание уделяется месту расположения подлежащего: в начале, внутри и в конце предложения, а также новым для учащихся способом его выражения нечленистыми словосочетаниями. Это должно избавить учащихся от привычки искать подлежащее в предложении всегда на первом месте, во-вторых, заставить ученика видеть подлежащие, выраженные двумя-тремя словами. В этих целях и даны задания:
1. – Подчеркните в предложении подлежащее и назовите место его расположения. Определите, какой частью речи оно выражено.
Концерт между тем продолжался. В зеленом городе имелся водопровод, сделанный из стеблей тростника. Все уселись на лавочке. На Незнайку сверху что-то посыпалось. В каждом доме имелась столовая.
2. – Подлежащее может быть выражено двумя словами. Найдите такие подлежащие в предложениях.
Оба пса носились за Незнайкой. Несколько малышек подбежали к лежавшему на земле яблоку. В автомобиле ехали двое коротышек.
Изучение однородных подлежащих, пунктуации в них составляет следующую ступень на пути к сложному предложению, так как простые предложения с однородными членами будут в дальнейшем сопоставляться в логическом и грамматическом плане со сложносочиненными предложениями.
3. – В предложении может быть несколько подлежащих (однородных членов). Найдите их, подчеркните.
Незнайка и Козлик ночью спали плохо. После Фунтика выступили фокусники, акробаты, актеры, клоуны. На улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры.
Следующая группа заданий позволяет расширить представления детей о втором главном члене предложениясказуемом и главных способах его выражения (глагольное или именное), а также о предложениях с однородными сказуемыми.
4. – Найдите в предложениях сначала простые, а затем составные сказуемые.
В одном сказочном городе жили коротышки. Незнайка врун! Облако плотное. Незнайка стал очень вежливый, деликатный. Пудик был поэт.
5. – Найдите сказуемые, состоящие из двух глаголов (глагол +глагол).
Пестренький захотел спать. Пилюлькин бросился обнимать своего приятеля.
6. – Найдите однородные сказуемые.
Малышки окружили Незнайку и стали его жалеть. Весь зоопарк переполошился и долго не мог успокоиться.
7. – Выпишите сначала простые предложения с однородными сказуемыми, затем сложные, состоящие из двух основ, расставьте запятые. Обозначьте: П – простое предложение, С – сложное предложение. Шар налетел на что-то твердое и лопнул с оглушительным треском. (П.) Незнайка нажал кнопку, и лифт поднялся на этаж выше.(С.)
Дверь отворилась, и в комнату заглянула новая малышка.(С.) Незнайка вывалился из корзины и остался неподвижно лежать на земле.(П.)
Следует обратить внимание на постановку запятой перед союзом, и в сложносочиненных предложениях, в отличие от простого, с однородными сказуемыми с повторяющимся союзом и.
Затем можно перейти к рассмотрению сложноподчиненных предложений с простейшими типами придаточных (термины не называются).
8. – Расставьте в следующих сложных предложениях запятые перед союзами и союзными словами: что, так как, потому что, где, чтобы, который, как, когда, где, куда, откуда. Подчеркните а каждом простом предложении подлежащее и сказуемое. (Тексты даются без знаков препинания.)
Никто не верил, что шар пролетит. Но шар не улетел, так как корзина была крепко привязана к кусту. В каждом дворе имелся свой огород, где росли репа, редиска, свекла, морковь и другие разные овощи. Незнайака не слышал, как на улице раздался свист. Все уселись на ящики, которые заменяли здесь стулья. Он уже начал пускать пузыри, когда к нему подоспел Знайка.
После работы над союзными сложными предложениями, пунктуацией в них учащимся можно предложить для наблюдения и синтаксического анализа такое задание: найдите главные члены предложения в сложных предложениях (даются бессоюзные сложные предложения, состоящие из 2-, 3-, 4-х простых частей) и расставьте запятые в каждой части.
Небо все время хмурилось солнышко с утра не выглянуло ни разу дождь лил не переставая. Внизу расстилалась огромная долина направо возвышались холмы.
Шумят автомобили автобусы отовсюду доносятся разговоры играет музыка.
Должны иметь место и задания для творческой работы.
1. – Составьте предложения, запишите их.
Смелым можно назвать такого человека, который
Смелый человек тот, кто Своего товарища я считаю смелым, потому что он
2. – Ответьте на вопросы сложным предложением.
Каким ты хочешь стать и почему?
Что бы ты сделал, если бы твой друг попал в беду?
Почему ты так поступил бы?
3. – Какого человека ты считаешь скромным?
Я считаю скромным того, кто Скромным можно назвать такого человека, который
- Зачем ты учишься?
Я учусь, чтобы Я учусь затем, чтобыЯ учусь, потому что Я учусь, так как
Данный материал может быть включен в уроки по изучению синтаксиса предложения или дан в виде развивающих предложений для внеклассной работы по русскому языку.
Грамматический разбор в начальных классах направлен на развитие умений детей осознанно применять полученные грамматические знания в процессе устной и письменной речи. (Фомичева Г.А. начальная школа 7/85)
Использование грамматического разбора при работе по формированию навыков грамотного письма, при усвоении элементов грамматики обеспечивает прочность навыков, развитие способностей сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать.
В зависимости от целей обучения используется обучающий грамматический разбор и контрольный, устный и письменный. С точки зрения содержательной стороны в начальных классах проводится фонетический, морфологический (по составу слова и частям речи), синтаксический разбор.
При проведении синтаксического анализа важно научить детей определять предложение по интонации, правильно устанавливать связь между словами в предложении, на основе установления связи определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство) члены, находить в предложении словосочетания.
Предложение следует разбирать так:
выразительно прочитать предложение;
определить, какое это предложение по интонации (повествовательное, вопросительное, восклицательное):
найти главные и второстепенные члены предложения;
найти словосочетания.
Образец разбора: 1. устного, 2. письменного.
После теплых дождей в лесу пошли грибы.
1. Предложение повествовательное, распространенное (есть второстепенные члены). В предложении говорится о грибах. (что?) грибы – подлежащее, выраженное существительным в И.п., грибы (что сделали?) – пошли, пошли – сказуемое, выраженное глаголом. Грибы пошли – грамматическая основа предложения.
Задаю вопрос от подлежащего. Вопрос задать нельзя. Задаю вопрос от сказуемого. Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство места, выраженное существительным в П.п. с предлогом. Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство времени, выраженное существительным в Р.п. с предлогом. После дождей (каких?) теплых – это определение, выраженное прилагательным в Р.п.
Словосочетания: пошли после дождей, пошли в лесу.
2. После теплых дождей в лесу пошли грибы. (повествовательное, распространенное.)
Пошли (когда?) после дождей, пошли (где?) в лесу, после (каких?) теплых дождей.
Приведенный образец разбора соотнесен с программным требованием и осуществляет преемственность между начальным и средним звеном школы.
Version 5.06