ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ПОДПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ» МБОУ СОШ № 14 на 2014-2016 годы.
программа развития школы.
Подпрограмма«здоровье»
МБОУ СОШ № 14
на 2014-2016 годы.
Паспорт подпрограммы «Здоровье»
Наименование подпрограммы "Здоровье"
Государственный заказчик подпрограммы Администрация школы
Основания для разработки подпрограммы - Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. "Об образовании в Российской Федерации".
- Закон «Об образовании» (новая редакция)
- ФГОС НОО
- Устав школы
Основные разработчики подпрограммы Творческая группа учителей
Цель подпрограммы Создание и развитие в школе единой психолого-педагогической системы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков средствами физической культуры и спорта.
Задачи подпрограммы Задачи подпрограммы.
Создание условий для формирования духовно - богатой, физически здоровой, социально-активной творческой личности ребенка.
Снижение уровня заболеваемости детей и подростков средствами физической культуры.
Формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.
Обеспечение доступности к занятиям физической культурой и спортом.
Повышение спортивного мастерства занимающихся и достижение высоких спортивных результатов.
Профилактика и предупреждение правонарушений и вредных привычек.
Развитие материально-технической и спортивной базы.
Подготовка педагогических кадров к использованию здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания через многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения их квалификации.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов и учреждений образования.
Разработка и создание научно-методических и учебных рекомендаций по проблемам формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Сроки реализации подпрограммы 2014 -2016 годы.
Ожидаемые результаты - повышение уровня знаний обучающихся и их родителей по вопросам сохранения здоровья;
- сформированность представлений о правилах здорового образа жизни у 100% обучающихся;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью;
- укрепление здоровья обучающихся через спектр урочных и внеклассных мероприятий;
- увеличение числа обучающихся, включенных в физкультурно-оздоровительную работу и спортивно-массовые мероприятия. Воспитание здорового человека.
Контроль за исполнением подпрограммы Администрация школы.
Пояснительная записка к подпрограмме "Здоровье"
Подпрограмма "Здоровье" является целевым и комплексным документом, включающим систему областных, районных, школьных образовательных программ, научно-исследовательских проектов, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта; обеспечивает развитие процессов, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников, создание единой системы развития массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.Развитие массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы базируется на:
реализации политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков средствами физической культуры и спорта;
реформировании нормативно-правовой базы, укреплении материально-технической и спортивной базы, организации повышения квалификации и переподготовки кадров;
принципах взаимосвязи и взаимообусловленности существующих образовательных систем с социокультурной средой;
необходимости перевода образовательного учреждения с режима функционирования на режим развития и самореализации.
Обоснование проблемы, анализ исходного состояния
Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной - охрана и укрепление здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития.
Современная школа находится в поисках новых методов обучения, новых моделей образовательных учреждений. Усложнение программы обучения и интенсификация учебного процесса ведут к снижению двигательной активности, сокращается продолжительность отдыха, а это, как правило, ведет к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться от класса к классу.
Сегодня школа призвана выполнять объективный заказ на воспитание здорового человека. Необходим новый подход к образованию, который предполагает изменение сознания участников педагогического процесса с ориентацией на ценность здоровья, органическую взаимосвязь и направленность целостного образовательного процесса на достижение основной цели - воспитание здорового человека.
Известно, что хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников стал реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. Так, при обследовании школьников с низким уровнем двигательной активности было установлено нарушение осанки – 48 (8,6%), уплотнение стоп – 135 (24,2%), частая заболеваемость острыми респираторными инфекциями – 91 (16,3%), связанная со снижением общей иммунологической реактивности организма. У 93 (16,7%) обнаружена близорукость; у 26 (4,7%) - ожирение I-II степени; у 93 (16,7%) - повышенное артериальное давление.
Чтобы исключить негативное влияние гиподинамии на растущий детский организм, нужны, как показывают исследования, организованные занятия физическими упражнениями высокой интенсивности к сожалению, введение ежедневных уроков физической культуры в школе на данном этапе невозможно. В начальных классах введен дополнительный 3-й час. Необходимо искать другие пути увеличения объема интенсивности двигательной активности школьников. Прежде всего, необходимо повышать оздоровительный и тренировочный эффект самого урока (известно, что сейчас он восполняет дефицит двигательной активности лишь на 11%).
Следует не только совершенствовать на научно-методической и педагогической основе методику проведения уроков физической культуры, но и включать другие формы физического воспитания в режим дня школьников, в том числе и во внеурочное время. При этом главная задача педагогов и врачей пробудить в детях желание регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Мероприятия подпрограммы
№ Мероприятия Сроки Ответств.
Комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей.
1. Создание банка данных о состоянии здоровья учащихся. 2014-2016гг. Школьный мед. работник
2. Утверждение программы мониторинга уровня физической подготовки учащихся. 2014-2016гг. МО учителей физкультуры
2. Модернизация материального оснащения медицинского кабинета школы. 2014-2016гг. Директор школы
3. Мониторинг заболеваемости ОРВИ, гриппа среди обучающихся и педагогов. 2014-2016гг. Социальный педагог
4. Приобретение спортивного оборудования и инвентаря. 2014-2016гг. Директор школы
5. Участие в районных и областных спартакиадах школьников. 2014-2016гг. МО учителей физ. культуры
6. Отслеживание работоспособности (утомляемости), тревожности и других психических показателей учащихся по ФГОСам:
определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей;
оценка психического развития и индивидуальных особенностей школьников для прогноза обучаемости и диагностики причин неуспеваемости, дезадаптации;
изучение психологических возможностей и готовности детей к обучению;
создание программы воспитания и развития для детей с ОВЗ .2014-2016гг. МО учителей физ. культуры Педагог- психолог
Координация работы учреждений образования и здравоохранения в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
1 Мониторинг здоровья обучающихся. 2014-2016гг. Школьный медработник
3. Продолжение работы по программе «Профилактика». 2014-2016гг. Соц. педагог, педагог-психолог
4. Участие в межведомственной акции «За здоровый образ жизни». 2014-2016 ггКлассные руководители,
мед.работник, соц. педагог, педагог-психолог
Экспериментальная работа.
1. Мониторинг опыта работы педагогов с детьми, имеющими особенности развития. 2014-2016 ггЗам. директора
2. Создание творческой группы педагогов, работающих с особенными детьми (одаренными, с ослабленным здоровьем) для отбора здоровьесберегающих методик. 2014-2016гг Зам. Директора, рук. МО
3. Оценка опыта диагностики функционального развития детей перед школой по ФГОСам..2014-2016гг. Психолог
4 Работа социально-психологической службы, направленной на сохранение здоровья учащихся. 2014-2016гг. Зам. Директора по ВР, соц. педагог, педагог-психолог.
5 Вовлечение родителей в работу школы по сохранению и укреплению здоровья детей. 2014-2016гг. Кл. рук-ли6 Обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения с учетом здоровья детей. 2014-2016гг. Зам. Директора, педагог-психолог
7 Работа учителей МО физ. Культуры по темам самообразованию: «Формирование здорового образа жизни у школьников», «Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников». 2014-2016гг. Зам. Директора по УВР, МО учителей физкультуры
8 Проведение семинаров и научно-практических конференций. 2014-2016гг. Зам. директора
Повышение квалификации работников образования и просвещение родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
1. Работа по Всероссийской образовательной программе «Мой выбор», использование УМК программы для просвещения родителей и педагогов..2014 2016гг Педагог-психолог
2. Апробация программы « Правильное питание» в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО, использование УМК программы для просвещения родителей и педагогов 2014-2016гг. МО учителей начальных классов
3. Распространениеее печатных информационных материалов по антиалкогольному и антинаркотическому воспитанию школьников среди родителей и педагогов..2014-2016гг Зам директора, соц. педагог
4. Оформление книжных выставок, проведение библиотечных уроков по здоровьесбережению. 2014-2016гг Зам директора, соц. педагог
5. Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров. 2014-2016гг Администрация школы
2.3 Материальные ресурсы школы
для спортивно-оздоровительной деятельности:
- спортзал; лыжная база, школьный стадион;
- столовая на 120 посадочных мест;
- медицинский кабинет .Необходимо благоустроить пришкольную территорию: на территории школы разбить зоны отдыха; цветочные клумбы.
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЫ
- компьютерный класс
- библиотека с читальным залом, оснащенный компьютером и выходом в Интернет;- информационные стенд школьной газеты «Дзынь»
- уголки ГО, пожрной безопасности, антитеррористической направленности.
ДРУГИЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА БАЗЕ ШКОЛЫ. Основное предназначение дополнительного образования детей - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
В условиях нашей школы дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути развития. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Сегодня дополнительное образование в школе осуществляется на спортивно-оздоровительном направлении. На базе школы созданы секции баскетбола, волейбола и мини-футбола.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формирование у обучающихся нравственных качеств и воспитание гражданственности, чувства уважения к историческому прошлому и культурному наследию страны и края; воспитание личности, способной к самовыражению, саморазвитию, самоактуализации; воспитание заботливого отношения к собственному здоровью, формирование потребности в здоровом образе жизни – таковы основные приоритеты воспитательной деятельности в школе.
К настоящему времени в школе существуют свои традиции в области воспитания.
Формировать осознанную потребность к физическому самовоспитанию, здоровому образу жизни; повышать рейтинг приоритета здоровья у обучающихся и умение его сохранить; профилактика вредных привычек и формирование правосознания, активизация работы групп волонтеров с целью расширения поля взаимодействия – основные задачи социально-педагогической профилактики и пропаганды здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни направлена на:
-формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, здоровому образу жизни;
- повышение рейтинга приоритета здоровья у обучающихся и умение его сохранить;
- профилактику вредных привычек;
- активизацию работу групп волонтеров с целью расширения поля взаимодействия.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
Охват обучающихся, занимающихся в спортивных секциях на базе школы и в УДО составляет 50 %НАЛИЧИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья обучающихся в школе реализуется программа физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий:
в учебный план школы включен предмет «ОБЖ» для 8,10 классов
имеется спортзал для оздоровительных и профилактических мероприятий;
укреплена спортивная база школы (приобретен спортивный инвентарь – лыжи).
включены в структуру уроков физкультминутки и дыхательные упражнения БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЫ.
В школе созданы хорошие условия для предупреждения чрезвычайных ситуаций во время проведения образовательно-воспитательного процесса:
установлена пожарная сигнализация;
установлена тревожная кнопка;
в достаточном количестве огнетушители;
имеется Паспорт безопасности школы;
со всеми обучающимися ежемесячно проводятся инструктажи по правилам безопасного поведения дома, на улице, в школе;
2 раза в годпроводятся тренировочные эвакуации на случай пожара;
разработаны, утверждены и висят в доступном для обучающихся месте планы эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в школе организованы кружки «ЮИД» и «Юный спасатель».
Концептуальные положения подпрограммы «Здоровье».
Статистические данные по итогам диспансеризации школьников Еманжелинского района за последние годы отмечают ухудшение состояния здоровья детей.
По результатам ежегодного медицинского осмотра у обучающихся школы есть дети с нарушение м зрения, осанки.
Поэтому необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, что и стало поводом для разработки данной школьной программы.
Опыт работы нашей школы показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников. Под образовательной средой мы понимаем комплекс мер и условий – все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, освещенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, объем домашнего задания, взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками.
По данным школьного анкетирования 2013 г. обучающихся 1-9 классов и их родителей подавляющее большинство склонны перекладывать ответственность за собственное здоровье на медицину, не желая изменять свое поведение, зачастую и приводящее к отклонениям в здоровье. А это уже психолого-педагогическая проблема.
Чтобы человек вел себя тем или иным образом, он должен:
знать, как это делать;
хотеть это делать;
уметь это делать.
«ЗНАТЬ», «ХОТЕТЬ» и «УМЕТЬ» - составляющие данной программы, рассчитанной на 3 года. Система представлений выступает основой понимания учеником тех или иных явлений, а также взаимосвязей между ними. При этом знание и понимание – не одно и то же. Знания – это фактически любая информация о мире, которую ученик может усвоить и воспроизвести и в достоверности которой не сомневается. Представления – это усвоенная информация о мире, которая используется учеником для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою жизнедеятельность в мире.
Новизна программы заключается в том, что при реализации комплексной профилактической программы «Здоровье» мы ориентируемся не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом жизненном стиле и закрепление такого знаний и поведения непосредственно через практическую деятельность.
Комплексность программы заключается в охвате всех направлений жизнедеятельности школы, направленных на поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы и формирования ценностного отношения к своему здоровью силами специалистов школы и социального партнерства.
ЦЕЛЬ подпрограммы: создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья школьников.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
укрепление здоровья обучающихся;
организация системы пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков, их родителей, педагогов;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью;
увеличение числа обучающихся, включенных в физкультурно-оздоровительную работу и спортивно-массовые мероприятия;
осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического мониторинга состояния здоровья обучающихся;
обобщение и трансляция опыта работы школы по здоровьесбережению.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе.
Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний у обучающихся и сотрудников школы
Профилактическая и коррекционная деятельность педагогов школы.
Методическая работа с педагогами.
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.
Профилактика травматизма школьников и сотрудников школы.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов.
Укрепление материально-технической базы школы по сохранению и укреплению здоровья школьников.
В РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ:
все школьные службы: администрации, учителя-предметники и классные руководители, медицинские работники;
социальные партнеры:
- управление по делам молодежи и спорту Администрации Еманжелинского муниципального района;
- ФОК «Факел»;
- муниципальное учреждение здравоохранения «Горбольница № 2»;
- ДДТ «Алый парус».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ:
повышение уровня знаний у 80% обучающихся и их родителей по вопросам сохранения здоровья;
сформированность представлений о правилах здорового образа жизни у 75% обучающихся;
укрепление здоровья обучающихся через спектр урочных и внеклассных мероприятий;
увеличение числа обучающихся, педагогов, включенных в физкультурно-оздоровительную работу и спортивно-массовые мероприятия до 90%;
ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»:
количественный и качественный показатели участия школьников в спортивных секциях, спортивно-массовых мероприятиях различного уровня;
позитивная динамика количественных изменений в группах здоровья обучающихся школы;
включенность родителей в спортивно-массовые мероприятия школы;
наличие плана работы по повышению компетенций родителей в области пропаганды здорового образа жизни;
наличие методического пакета по проблемам здоровья из опыта работы учителей школы;
наличие договоров о сотрудничестве и планов совместных мероприятий с институтом социального партнерства.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»:
Включение в учебный план предмета ОБЖ для 8, 10 классов.
Выделение и оборудование помещений для оздоровительных и профилактических мероприятий (уроков физкультуры, спортивно-массовых мероприятий).
Укрепление спортивной базы школы.
Повышение включенности обучающихся в занятия физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой.
Включение в структуру уроков различных видов физкультурных и оздоровительных упражнений.
Организация совместной деятельности школы и больницы по ежегодной диспансеризации обучающихся.
Организация просветительской работы среди детей и их родителей силами института социального партнерства.
Организация двигательного режима школьников, режима труда и отдыха.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДПРОГРАММЫ:
ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации программы;
данные мониторинга здоровья обучающихся;
участие обучающихся в работе физкультурно-оздоровительных секций и спортивно-массовых мероприятиях различного уровня;
методические рекомендации и разработки, составленные педагогами школы, по проблемам здоровьесбережения, материалы научно-методических семинаров;
издание тематических методических пособий из опыта работ
№ Мероприятия Сроки реализации Исполнитель Выход
1. Оформление медкарт и листков здоровья в классных журналах сентябрь медсеста, классные руководители, учителя физкультуры информация
2. Комплектование физкультурных групп для занятий физической культурой сентябрь Школьный медработник , классные руководители, учителя физкультуры информация
3. Профосмотры детей в условиях школы октябрь-апрель врачи ЦРБ информация
4. Профосмотры нуждающихся в районной поликлинике октябрь-апрель медсестра, классные руководители, родители информация
5. Формирование спецгрупп по медицинским показателям. сентябрь, январь учителя физической культуры справки
6. Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся по результатам всеобщей диспансеризации детей и подростков, ежегодное уточнение данных сентябрь, декабрь ЦРБ, заместитель директора по УВР родительские собрания по параллелям
7. Создание «Паспорта здоровья» классов и школы сентябрь классные руководители, заместитель директора по УВР родительские собрания по классам
8. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой) октябрь-март заместитель директора по УВР справки
9. Школьное анкетирование «Мое домашнее задание» октябрь заместитель директора по УВР, внештатный психолог школы педсовет
10. Осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся. в течение учебного года
администрация школы, фельдшер ФАПа, учителя физкультуры общешкольное родительское собрание
11. Психологический мониторинг здоровья обучающихся:
- на адаптацию в начальной школе;
- тест на тревожность;
- адаптацию в 5 кл.
- тест на тревожность сентябрь, январь, апрель руководители программы «Здоровье», классные руководители справки
12. Мониторинг эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ноябрь, май зам директора по УВР, руководители ШМО педсовет,
анализ деятельности
13. Анализ случаев травматизма в школе в течение года ответственный за охрану труда и безопасность справки
14. Анализ посещаемости и пропусков занятий обучающимисяежедневно
1 раз в четверть кл.рук.
замдиректора по УВР справки
15. Мониторинг включенности обучающихся в физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия сентябрь, декабрь, апрель руководитель ШМО классных руководителей анализ деятельности, публичный доклад
16. Анализ реализации программы «Здоровье» ежегодно, май замдиректора по УВР анализ деятельности в департамент образования
4.2 . КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ШКОЛЕ
1. Контроль за соответствием ученической мебели росту ученика август классные руководители информация
2. Мониторинг естественной и искусственной освещенности август,
в течение года классные руководители информация
3. Мониторинг состояния учебного помещения в течение года администрация школы, классные руководители справка, информации
4. Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность) ежедневно члены бракеражной комиссии, администрация школы, родительский комитет информация
5. Контроль питьевого режима ежедневно замдиректора информация
6. Осуществление контроля за соблюдением норм СанПиНов. в течение года по плану ВШК фельдшер ФАПасправки
7. Нормативное обеспечение учебных кабинетов повышенной опасности медицинскими аптечками сентябрь директор школы информация
8. Организация горячего питания обучающихся
1-9 классов с сентября ежемесячно администрация школы информация
9. Организация активного отдыха на переменах ежедневно классные руководители 1-5 кл. информация
10. Организация досуговой занятости детей в кружках и секциях школы и других учреждений дополнительного образования детей сентябрь, январь Зам. директора по ВР,
учителя физкультуры, классные руководители информация, справка
4.3. МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И СОТРУДНИКОВ ШКОЛЫ
1. Проведение планового медицинского осмотра обучающихся, педагогов сентябрь-октябрь ЦРБ, классные руководители информация ЦРБ, общешкольное родительское собрание
2. Проведение вакцинации обучающихся и педагогов согласно приказам Минздрава в течение года фельдшер ФАПа, родители,
классные руководители информация
3. Профилактическая работа во время эпидемий в течение года фельдшер ФАПа,
классные руководители, учителя-предметники, родители информация
4. Изготовление и распространение памяток в преддверии сезонных заболеваний в течение года фельдшер ФАПатематические папки
5. Лекции для обучающихся, родителей, педагогов в течение года Классные руководители СМИ
6. Медицинская поддержка и реабилитация ослабленных и часто болеющих детей в Центре развития ребенка 2 раза в год Психологическая служба МКУ «Управление образования» мониторинг состояния здоровья
9. Подготовка документов для участия в работе районного психолого-медико-педагогического консилиума апрель-май психолог, учитель приказ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
1. Организация работы коррекционных групп по программе «Здоровье» в течение года администрация школы учебный план школы
2. Организация работы коррекционных групп по психологическим показателям ежегодно администрация школы учебный план школы
3. Работа по профилактике и коррекции нарушений зрения у школьников в течение года классные руководители, учителя-предметники справки, информация
4. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата на уроках физкультуры Ежегодно
Учителя физкультуры мониторинговые данные
5. Лекции, посвященные борьбе со СПИДом1 декабря замдиректора по ВР, кл.руководительфотодайджест, статья в СМИ
6. Проведение тематических классных часов 2 вторник каждого месяца Зам. директора по ВР, классные руководители стендовый творческий отчет
7. Лекции, посвященные борьбе с табакокурениеммарт замдиректора по ВР, кл.руководительфотодайджест, статья в СМИ
8. Оформление в библиотеке выставки изданий по вопросам здорового образа жизни. сентябрь-май библиотекарь школы фотодайджест, статья в СМИ
9. Оформление стенда «Планета здоровья» 1 раз в месяц замдиректора по ВР тематические папки
4.5. МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕДАГОГАМИ
1. Повышение профессиональной компетентности учителей, в вопросах организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении через курсовую переподготовку ежегодно администрация школы, рук. МО мониторинговые данные
2. Составление методических рекомендаций и разработок по проблеме здоровьесбереженияежегодно замдиректора по УВР,
руководители ШМО издательская деятельность, трансляция опыта
3. Проведение методических семинаров по проблемам здоровьесбережения 2 раза в год замдиректора по УР трансляция опыта
4. Включение в структуру уроков различных видов физкультурных и оздоровительных упражнений. В течение года учителя-предметники справки
5. Включение в учебный план уроков ОБЖ за счет школьного компонента учебного плана в течение года администрация школы учебный план школы
6. Участие в районных научно-практических семинарах по вопросам ЗОЖ в течение года руководитель программы «Здоровье» информация
7. Совещания при заместителях директора по УВР по вопросам обучения в классах компенсирующего обучения 1 раз в четверть заместители директора по УВР информация для родителей
4.6. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
1. Районные соревнования в зачет Спартакиады школьников Сентябрь-май учителя физической культуры фотодайджест, статья в СМИ
2. Товарищеский матч по волейболу между сборными обучающихся и педагогов школы последняя неделя сентября учителя физической культуры фотодайджест, статья в СМИ
3. День защиты детей сентябрь замдиректора по ВР, учителя физической культуры, классные руководители, родители фотодайджест, статья в СМИ
4. День здоровья ноябрь замдиректора по ВР, учителя физической культуры, классные руководители, родители фотодайджест, статья в СМИ
5. Новогодний шашечный турнир (обучающиеся, педагоги, родители) 2 неделя декабря учителя физической культуры фотодайджест, статья в СМИ
6. Строительство Снежного городка с 10 декабря учащиеся, педагоги, родители, фотодайджест, статья в СМИ
7. Месячник физической культуры ежегодно учителя физической культуры 8. «Лыжня Алькеево» март администрация школы 9 Проведение с учащимися бесед о правилах безопасного поведения. ежемесячно Зам. директора по ВР,
классные руководители, педагог-преподаватель ОБЖ записи в классных журналах
10. Работа лектория для родителей «Здоровый образ жизни – в каждую семью» 1 раз в четверть учителя физкультуры, кл.рук. 11. Издание сборников творческих работ обучающихся по вопросам ЗОЖ ежегодно Зам. директора по УР
сборники
12. Издание сборников методических разработок педагогов по вопросам ЗОЖ ежегодно замдиректора по УР 13. Конкурс рисунков «Здоровому – все здорово» 1 раз в год замдиректора по ВР, выстовка14. Участие школьников в олимпиадах по физической культуре различного уровня ежегодно учителя физической культуры мониторинговые данные
15. Подведение итогов школьной Спартакиады и торжественное закрытие май учителя физической культуры, замдиректора по ВР фотодайджест, статья в СМИ
16. Подготовка материала для публичного доклада и участие в нем 16 мая рук. программы «Здоровье» фотодайджест, статья в СМИ
4.7. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ И СОТРУДНИКОВ ШКОЛЫ
1. Организация работы отряда «Юные инспектора дорожного движения» в 1-4 классах с сентября по май Ответственные по приказу фотодайджест, статьи в СМИ
2. Организация работы кружка «Юные пожарники», 6-9 классы с сентября по май Ответственные по приказу фотодайджест, статьи в СМИ
3. Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ с сентября по май преподаватель-организатор ОБЖ справка
4. Инструктаж обучающихся и сотрудников школы по правилам техники безопасности ежемесячно ответственный за технику безопасности информация
5. Тренировочные эвакуации школы 1 раз в четверть преподаватель-организатор ОБЖ акты
6. Статистика и анализ случаев травматизма в школе май ответственный за технику безопасности информация
4.8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
1. Участие педагогов в районной августовской конференции сентябрь педагоги
мониторинговые данные
2. Включение обучающихся в исследовательскую деятельность по вопросам сохранения здоровья и участие в районной научно-практической конференции «Здоровье – категория социальная» октябрь замдиректора по УВР,
руководители школьных научных секций мониторинговые данные,
издание сборника работ победителей конференции
3. Участие педагогов в профессиональных конкурсах различных уровней по вопросам ЗОЖ октябрь-апрель замдиректора по УР, педагоги мониторинговые данные, публикации
4. Участие школьников в районных, окружных олимпиадах по физической культуре ноябрь-декабрь учителя физической культуры мониторинговые данные, СМИ
5. Участие обучающихся в ученических научно-исследовательских конференция различных уровней по вопросам ЗОЖ декабрь-апрель замдиректора по УВР,
руководители школьных научных секций мониторинговые данные,
издание сборника работ победителей
6. Проведение социологического опроса среди школьников по вопросам:
- сформированности понятийного аппарата в области «здоровый образ жизни»;
- нравственных приоритетов;
- о времени приобретения вредных привычек
- сформированности навыков ЗОЖ 2014, март
2015 апрель октябрь,
2016 март
руководитель программы «Здоровье»,
члены ШНОУ информация
Учитывая, что реализация поставленных целей станет возможной при тщательно отработанной системе мониторинга основных направлений деятельности школы по здоровьесбережению, основную роль в управлении процессом реализации программы сыграет просветительско-пропагандистская работа и внутришкольный контроль при тесном взаимодействии с методической службой школы.
Индивидуальная работа с педагогами – важная составляющая системы управления реализации программы «Здоровье» и системы контрольной деятельности администрации школы, внутришкольного контроля и методической работы.
Посещение уроков и внеклассных мероприятий, заседания педагогического совета, методических объединений, общешкольные родительские собрания – звенья системы управления реализацией программы по здоровьесбережению.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)
Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ.
Наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ;
Повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.
Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
Рост спортивных достижений обучающихся;
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).
ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:- снижение заболеваемости учащихся на 10%;- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы.
доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%;
среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и воспитываемых по программам начального образования в режиме 6-ти и более часов пребывания не более 50%;
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты реализации Ппрограммы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.Инструментарий проведения контроля- мониторинг результативности выполнения программы; - степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований - опросы учащихся, родителей, педагогов. - общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников образовательного процесса;- ообщественная оценка педагогического совета качества работы школы
Критерии эффективности реализации целевой программы Для образовательных учреждений:
количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
Для учащихся:
количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
(воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;
доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
Для педагогов:
доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %
доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %;Социальный эффект от реализации программы
Для ОУ и родителей Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровьесозидающего пространства образовательного учреждения Развитие службы здоровья и службы сопровождения.Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса;
Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг
Для учащихся Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности. Изменение отношения к своему здоровью как к ценности.
Для системы образования СПб и для педагогического сообщества СПб Получение положительного тиражируемого инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ района и города
Для местного сообщества и государства, Расширение и углубление валеологической составляющей петербургского компонента образования
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы (представлены в Приложении 1)
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.
Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС)– совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
Культура здоровья (КЗ) – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.
Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети.
Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) – организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.
Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫНормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:
Конвенция о правах ребенка
Законы и подзаконные акты Российской Федерации
Закон РФ «Об Образовании»
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-Ф3)
Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
«Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и науки РФ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2011 № 373;
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);