Основные принципы в обучении детей рисованию в изостудии «Вдохновение»
Основные принципы в обучении детей рисованию в изостудии «Вдохновение»
ДК «Заря» МБОУ ДОД ЦРТДЮ «Досуг» Автозаводского района г. Н. Новгорода
руководитель Лукина Наталья Николаевна
Рисование кажется самым естественным действием любого ребенка, но стоит попробовать, и на бумаге появляются некрасивые каракули, непропорциональные образы, бесформенные пятна. Учиться рисовать лучше с раннего детства. Рисование и творческий труд развивают интеллект ребенка, делают его более гармоничной, духовной личностью. Если мы хотим, чтобы ребенок научился рисовать красиво и правильно, едем его в художественную студию.
Обучение академическому рисунку, художественной грамоте желательно начинать с 7 лет, когда ребенок, кроме своих эмоций, уже хочет быть ближе к природе, к окружающему миру.
Умение рисовать расширит эстетический и духовный кругозор, научит по-иному смотреть на окружающий мир, увидеть его в новых красках. Это восприятие может остаться навсегда, какая профессия в дальнейшем не была бы выбрана. Видение пропорций, понимание перспективы, цветовых отношений делает внутренний мир богаче и тоньше, насыщеннее и чувствительнее.
В настоящее время принято увлекаться в занятиях по ИЗО введением сюжетных и свободных тем, минуя освоение основ рисования и живописи, якобы приучая учеников к «самовыражению». Появляется проблема: ученики не имеют представления об элементарной грамоте искусства. Но ведь еще в 17 веке произошло становление академической педагогической системы рисования, особенно много внимания уделялось занятиям в области рисунка, живописи, композиции.
В 1834 году преподаватель по рисованию А.П.Сапожников рассматривал рисование как важнейший общеобразовательный предмет, дающий знания и умения, необходимые человеку в жизни. Его методика ориентировала учеников на активное познание изображаемых предметов, на выявление геометрического строения, пространственного расположения.
Цель 3х-летней программы «Вдохновение» - овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями декоративно-прикладного искусства, лепки, аппликации, работы с войлоком и тканью. Отличительная особенность программы заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по ИЗО и прикладному творчеству. Выполняя различные виды рукоделия, учащиеся тренируют такие навыки как проведение уверенных линий (Городецкая, Полхов-Майданская, Хохломская роспись), чувство формы и объема (лепка из теста, изделия из войлока), усидчивость и сосредоточенность (бисер).
Так же сочетаются индивидуальный подход одно из главных условий для достижения успехов в творчестве и коллективная работа. Результаты коллективного художественного труда находят применение в оформлении помещений, используются как подарки для родных, близких, ветеранов войны и труда, в конкурсах различных уровней.
Если не развивать творческие способности ребенка, не давать вовремя соответствующие знания и навыки, то в подростковом возрасте наступит разлад между тем, что хочется выразить и что получается. Разочаровавшись в своих возможностях, дети бросают занятия рисованием, навсегда к нему охладевают. В этом противоречие требований современного образования.
Одной из главных задач студии «Вдохновение» является усвоение правильной последовательности рисования. От того, как ведется рисунок, зависит результат. Одной из основных ошибок, начинающих является стремление сразу же приступить к прорисовке деталей, минуя важнейшие этапы: первоначальный набросок и конструктивное строение. Рисование с деталей ведет к тому, что появляются сильные погрешности в пропорциях и композиции. Я стремлюсь добиться в обучении того, чтобы рисунок начинался с общих конструктивных очертаний, с гармоничного расположения на формате листа, с соблюдения пропорций, и лишь затем детальная и чистовая прорисовка.
Комплекс работы над рисунком делится на отдельные этапы, которые должны усваиваться в определенной последовательности постепенное нарастание трудностей и каждый предыдущий шаг является основой и опорой для последующего.
Последовательность этапов рисунка должна быть такой, чтобы чувствовалась связь между ними, была единым процессом.
Принцип обучения прочность, доступность, систематичность, сознательность, научность, наглядность, связь теории с практикой. Научность изучение законов цветоведения, перспективы, оптики, закономерности строения, пространственного расположения предметов.
Систематичность процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими и предыдущими темами, связь нового материала с пройденным, расширение и углубление знаний. Новый материал вызывает в памяти ранее изученный, уточняет его и улучшает.
Сознательность постоянное приучение к самостоятельной и активной работе, что является прекрасной предпосылкой для расширения и углубления полученных знаний.
Доступность четкое установление сложности и глубины усвоения материала для каждого возраста и способностей детей, их индивидуальности.
Прочность усвоения знаний достигается при правильном подбор тем, заданий, постановке целей, самостоятельной работе.
Наглядность преподнесение материала, при котором понятия и представления учеников становятся более ясными и конкретными.
Методы обучения в изостудии «Вдохновение»:
в каждом задании сочетаются исполнительный и творческий моменты;
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса творчества;
возможность самостоятельного выбора художественной формы и средств для выполнения темы после усвоения базовых правил;
совмещение фантазии с правилами рисования;
теоретические знания по всем разделам сопровождают каждое занятие, начиная с первых, и закрепляются в течение года;
обязательная самостоятельная работа, особенно по результатам блока, полугодия, года;
практика и развитие художественного восприятия выступают в единстве, закрепляются на таких занятиях как беседы, объяснения, выставки, конкурсы, коллективные и комбинированные занятия;
«Мастер-классы» преподавателя.
Важнейшим вопросом в обучении является содержание. Тематикой рисования детей, особенно в начале обучения, должна быть живая современная действительность, что позволяет систематически развивать у детей внимание, наблюдательность, память, воображение, творческую инициативу. Изображая окружающий мир, ребенок учится сравнивать, анализировать из каких частей состоит предмет или картина, мыслить образно. Обучение ведется геометрическими, натуралистическими, комбинированными методами, с элементами «свободного рисования», постепенно ликвидируется разрыв между учебным и самостоятельным рисованием. В свободных темах преобладает индивидуальное руководство преподавателя.
Важнейшими моментами в руководстве детским творчеством являются:
Обогащение детского эстетического восприятия путем наблюдения природы жизни, разнообразных видов искусств;
Использование в работе различных материалов (акварель, пастель, гуашь, сангина, уголь, восковые мелки);
Создание легкой, творческой атмосферы на занятиях, которая обеспечивает непринужденность и заинтересованную серьезность в работе детей.
Эта атмосфера создается прежде всего интересом педагога к занятиям, верой в силы ребенка, основанной на знании его возможностей, требовательностью в сочетании с уважением и приветливостью к ребенку.
Большое внимание в обучении уделяется рисованию с натуры.
Этапы:
определение цветов;
понятие «холодные и теплые цвета»;
цветовые сочетания;
закономерности перспективы;
конструктивное строение;
светотени.
Темы на всех этапах привязаны ко временам года, к событиям и памятным датам, к праздникам с соответствующим усложнением по мере увеличения опыта учеников.
В начале учебного года темы занятий связаны с осенними мотивами. Пейзажи «Золотая осень», «Осень в городе», «Грибная поляна» позволяют изучить на первом этапе и закрепить на следующих такие понятия как композиция, линейная и воздушная перспектива, правила рисования деревьев на ближнем и дальнем планах, цветовые решения. В натюрмортах «Дары осени», «Корзинка с грибами» и т.д. Развиваются навыки рисования фруктов, овощей, грибов, листьев, композиционного решения, светотеней.
С наступлением зимы изучаем такие темы, которые отражают необычайную красоту, особенность, природные явления этого времени года. В темах «Какого цвета снег», «Морозный полдень», «Зимний вечер» передаем яркие, контрастные цветовые решения, учимся рисовать деревья в снегу; очень актуальна живописная техника «растяжка тона». Конструктивное строение птиц, животных, их пропорции и размеры, живопись помогают изучить темы «Снегири», «Прогулка в лесу», «Птичья столовая».
На втором и третьем году технические и живописные приемы совершенствуются, усложняются, используются сочетания разных материалов (например, акварель и пастель). Для рисования людей, их движения подходят темы «На катке», «Лыжная прогулка», «Зимние забавы».
Особенно интересна новогодняя тематика: «Игрушки на еловой ветке», «Подарки под елочкой», «Новогодняя открытка», «Встречаем Рождество» и т.д., где возможно использование, в дополнение к рисунку, разнообразного ассортимента декоративных элементов. Также изготавливаются сувениры для родных, близких и друзей, игрушки и украшения для елки и клуба, применяя различные виды творческого труда.
Любимая весенняя тема цветы, где при достаточно простом рисунке возможно использовать разнообразные живописные техники, а также применять декоративные элементы при изготовлении сувениров для мам и бабушек. Весной, когда ученики первого года обучения уже усвоили базовые приемы рисования и живописи, большое внимание уделяем постановочным темам, рисованию предметов, игрушек, изучаем портрет и более подробное строение и пропорции фигур человека, птиц, животных. Рисунки выполняются по памяти, по представлению, с натуры. Учащиеся второго и третьего годов обучения совершенствуют приемы рисования и живописи гуашью, акварелью («Прима», «Гиперреализм»), особенности техник пастели, угля, сангины. Здесь много «свободных» тем, где проявляется фантазия и воображение, тренируется память и внимание, закрепляются ранее изученные навыки.
В руководстве обучением должно быть правильное нарастание требований к качеству рисунка и определение учебных средств, необходимых для выполнения этих требований.
Также в учебной работе отражениы известные привычные для детей предметы и явления, человек, животные, растения, городские и загородные дома и т.д.
В руководстве обучением главным является следующее: чем более работа ребенка носит творческий характер, тем менее прямые подсказки.
Если вопрос касается технических моментов или работа имеет чисто исполнительный характер, вполне уместным является прямое указание и требование более точного выполнения предлагаемой формы. Форма замечаний и указаний не является единообразной. Для одних детей достаточен намек, небольшое напоминание, наводящий вопрос, другие требуют обстоятельного объяснения. Для неуверенных в себе поощряющий тон, а для излишне уверенных больше требовательности, критичности.
В творческой работе непременно есть моменты для заимствования, подражания. Эти вопросы где, когда и чему подражать внимательно регулируются, иначе это приводит к пассивности и угасанию творческой инициативы учеников.
Рисунки преподавателя выполняются одновременно с объяснениями, показывают ход выполнения, приемы работы, служат средством активизации внимания, мышления, памяти, сочетаются с показом других наглядных пособий. В некоторых случаях стираются после объяснения. Рисунок выполняется от схематического к более детальному изображению (лист клена в многоугольник, бабочка в трапецию и т.д.). Вспомогательные линии дают возможность правильно начать и вести работу над изображением. Особенно полезно для детей видеть просто работу преподавателя в рисовании, в творческом труде, что учит детей технике, тщательности, отношению к творчеству. Совместное рисование преподавателя с детьми должно быть очень деликатным, осторожным, ведь навыки учителя отличаются от детских, а попытка подражания зачастую заканчивается отрицательно, дети могут почувствовать неловкость, разочарование в своих силах.
Обучение на основе воспитания интереса, самостоятельности, удачный подбор тем и материалов дают возможность проявить детские способности и добиться значительного улучшения рисунка на каждом этапе обучения. Учащиеся хорошо освоили понятие «перспективы», светотени, цветоведение, схемы построения рисунков, рисунки по памяти, представление с натуры, сюжетные композиции, улучшили навыки передавать объем и пространственное расположение, анализировать, сравнивая рисунок с предметом, изображать фигуру человека, животных, птиц, передавая строение, объем, пропорции, рисовать сознательно, не допуская механического копирования. Ученики освоили приемы работы по-сырому, гиперреализм, накладки цвета, слияние цветов, законы колорита (в помещении и на пленэре).
Показателем успешного освоения учащимися программы «Вдохновение» является участие в клубных, районных, городских и областных конкурсах по ИЗО и творческому труду. Ученики изостудии становятся неоднократными победителями и призерами конкурсов различных уровней.
15