Профориентационная работа в начальной школе
«Профориентационная работа в начальной школе»
Слайд 1
-Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Слайд 2
У меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?
Выбрать будущую профессию в современном обществе нелегко.
Выбор профессии в начальной школе не является главной задачей, поскольку ведущая роль отводится учебной деятельности. В процессе её учащиеся получают разнообразные представления о мире профессий (учитель, шофёр, врач, повар). Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого . На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.
СЛАЙД 3 Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.
На уроках я знакомлю детей с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд они наблюдают изо дня в день: воспитатель, няня, продавец,повар, учитель.На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется работа, происходит расширение кругозора младших школьников.
Уроки окружающего мира – это кладезь знакомства с миром профессий. Так, в 1 классе при изучении тем:
- «Как путешествует письмо?» можно организовать экскурсию на почту для знакомства с деятельностью работников почты.
— «Откуда берутся шоколад, изюм и мед?» происходит знакомство с производством хорошо известных детям сладостей. Обучающиеся узнают о профессии кондитера.На уроках чтения, знания детей пополняются первоначальными представлениями детей о роли труда в жизни людей. Например: пословицы о труде, песенки о труде. Ученикам даётся возможность «примерить» на себя различные профессии через игровую деятельность. А. Макаренко писал : « Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет».
СЛАЙД 4 На уроках и во внеурочное время провожу ролевые игры: «Мы - пассажиры», «Я - водитель», « Я - продавец»; дидактические игры «В магазине», «В школьной столовой»; коллективные творческие дела, конкурсы «В мире профессий». В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной.
СЛАЙД 5 С учеником своего класса в марте 2015 г. участвовали в региональном конкурсе «Профессия в погонах». Рассказали о профессии - пожарный. Результат- 2 место. К 8 марта в классе провели викторину «Мамы всякие важны», где мамы рассказывали о своей профессии.
СЛАЙД 6 Провели в классе выставку рисунков «Кем я хочу стать», ребята на писали мини- сочинения «Моя профессия».
Как классный руководитель, я хорошо знаю своих учеников, их возрастные особенности, и планируя свою воспитательную работу с классом, включаю туда и профориентационную работу. С 1 класса мои ученики получают навыки общественного труда, знакомятся с разными видами работ, узнают о значении труда в жизни людей. Далее представления о профессиях, о труде углубляются, расширяются коллегами среднего и старшего звена.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Происходит знакомство с новыми словами (на уроках русского языка), с новыми профессиями.
СЛАЙД 7 Например, при проведении словарной работы рекомендую, помимо прочих, использовать следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, инженер.
Младшие школьники записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить.
СЛАЙД 8 Это же задание можно представить в игровой форме. Например, помоги сове правильно расставить буквы: в.сп.татель, учит.ль, в.дитель, п.л.ц.йский.
СЛАЙД 9 Также на уроках русского языка ученикам раздать карточки различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в или соотнести 5-7 предметов труда СЛАЙД 10 данного профессионала (например продавец: весы, молоко, магазин и т.д.
Профориентационная работа продолжается во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС на базе школы и учебных заведений доп.образования.
Кружок технического моделирования –ДЮЦ -2 чел
Художественно-эстетическая направленность- «ДШИ»- 15 чел
Кружок прикладного творчества- 8 чел
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
СЛАЙД 11
« ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, К КАКОЙ ПРИСТАНИ ОН ДЕРЖИТ ПУТЬ, ДЛЯ НЕГО НИ ОДИН ВЕТЕР НЕ БУДЕТ ПОПУТНЫМ» Сенека
И наша задача, уважаемые коллеги, помочь подрастающему поколению найти свой правильный путь.
СЛАЙД 12
Спасибо за внимание!