Профориентационная работа в начальной школе.



Выступление
на совещании классных руководителей учителя начальной школы
высшей квалификационной категории Трухиной Елены Михайловны.
Профориентационная работа
в начальной школе.
Актуальность проблемы я вижу,прежде всего
в мотивации,выполняющей функцию ее регулирования и поддержки
в формировании у младших школьников
отношения к себе,как к субъекту будущей
профессиональной деятельности.
В чем же заключается научность и практичность моей работы:
*нацеливание на определенные профессии,
*обучение навыкам самооценки,
*развитие эмоционального компонента психологической готовности.
Мы в школе идем в ногу со временем и наша задача педагогов давать не только знания,а мы учим детей жить не только завтра,а жить сейчас и здесь.
Мы работаем над формированием у ребенка с раннего возраста отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.И именно возраст младшего школьника благоприятен для такого форми-рования.
Цель моей работы
*развитие познавательных способностей у учащихся на основе создания максимально разнообразного впечатления о мире профессий;
*формировать учебно-воспитательные мотивы;
*дать возможность им испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации;
*формировать целостные знания,потребности в творческой деятельности;
*развивать интеллектуальные и творческие способности.
Отсюда вытекают основные задачи профес-
сионального ориентирования в начальной школе
*познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;
*формировать конкретно-наглядное представление о существенных сторонах профессии;
*воспитывать трудолюбие,старательность,аккуратность,
настойчивость в доведении дела до конца,бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
*понимание роли труда в жизни человека;
*развитие интереса к различным профессиям.
Уже на самых первых занятиях по труду в 1 классе дети узнают о правилах рабочего человека:
1.Каждый работает на своем рабочем месте.
2.Внимательно слушает объяснения учителя.
3.Прежде чем начать работу-приготовь рабочее место.
4.На уроке соблюдай тишину,не отвлекай товарища.
5.Во время работы содержи рабочее место в порядке.
6.Научился сам-помоги товарищу.
7.Работать надо дружно.
8.Закончил работу-убери свое рабочее место.
На протяжении всего урока я обращаю внимание детей на порядок в классе,на экономный расход используемых материалов,на аккуратность выполнения работы.
В конце урока у нас выставка изделий,где мы вместе с ребятами даем оценку правильности поделки,аккурат-ности,эстетичности.Здесь ребята уже с 1 класса учатся выступать в роли экспертов.
Чтобы ребята осознанно сделали выбор профессии во взрослой жизни,их нужно познакомить с максимальным количеством профессий.Начинаем мы это с ближайшего к детям окружения.Уже в 1 классе на кл.часах мы знакомимся с профессиями их родителей через рассказы самих детей,
встречи с родителями,экскурсии.Н-р папа Насти Морозовой рассказал ребятам о профессии работника Ф.С.Б.Ребята с большим вниманием разглядывали его фотографии из боевых мест в Грозном,с трепетом трогали его медали и ордена.Очень запомнилась ребятам поездка на главпоч-тамт,где им объяснили работу сортировщика,разрешили потрудиться на ковейере.Когда в конце 1 класса я анкетировала детей 30%указали на работу на почте,а 30% в милиции и правоохранительных органах.
Что же больше всего интересует мл. школьников? Конечно же это игра.Поэтому знакомство с профессиями я часто провожу в форме ролевой игры и не только на классных часах,семейных праздниках,экскурсиях,но и на уроках по всем предметам.Это игры:»Магазин»,»Библиотека»,
»Экскурсовод»,»Типография»и другие.Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний,но и активизиру--ют познавательные процессы,стимулируют самостоятельность и контроль.
В конце 2 класса большинство ребят хотело быть летчиками ,космонавтами(это потому ,что мы посетили выставку к юбилею Ю.А.Гагарина),а большинство девочек изъявило желание быть учителями начальных классов.
В 3 классе ребят больше всего заинтересовала профессия ветеринара.А по анкетам я поняла,что интересы к профессиям у них стали значительно шире.
В 4 классе мы уже запланировали поездку на хлебозавод и на кондитерскую фабрику,а ребята изъявили желание пригласить на классный час работника банка,чтобы он рассказал о своей работе.