Открытый урок по учебному предмету Сольфеджио на тему Сольфеджирование и пение с листа на уроках сольфеджио в младших классах (3 класс)

Белобородова Виктория Викторовна
МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ», п. Усть-Ордынский Иркутская область

Открытый урок по сольфеджио в 3 классе:
«Сольфеджирование и пение с листа на уроках сольфеджио в младших классах»

Цель: раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования с учащимися на уроке сольфеджио
Задачи: 1. Образовательная – Вступительное слово.
Спеть гамму F-dur вверх и вниз, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; вводные звуки; Т5/3 с обращениями, S5/3, D5/3.
Спеть б.3 на I и V ступени вверх, ч.5 на I и V ступени вверх, вниз ч.5 от II и V ступени в тональности F-dur.
Спеть гамму c-moll (гарм. вид), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, мелодический оборот: I-III-V-VI-VII#-I, V-III-II-VII#-I, IV-III-II-I, V-VI-VII#-I.
Спеть № 248 – наизусть с простукиванием ритма, с дирижированием.
Подбор 2-голоса и аккомпанемента к № 248, используя пройденные аккорды.
Спеть № 248 – 2-хголосно.
Спеть с листа № 259 (анализ примера, сольмизация).
№ 254 в) – закрепление размера 3/8, простучать ритм, спеть ритмический рисунок на звуке «g», затем спеть мелодию на данный ритм по Т5/3 Соль мажора.
Спеть песню Г. Струве «С нами друг» под фонограмму.
Повторить понятия: гамма, тоника, обращение, устойчивые, неустойчивые, вводные, главные ступени, трезвучие.
2. Воспитательная – осознанное отношение к интонации.
3. Развивающая – слух, ритм, речь, память, мышление.
Музыкальный материал:
1.Вокально-интонационные упражнения – пение гаммы F-dur, в ней комплекс. Спеть б.3 на I и V ступени вверх, ч.5 на I и V ступени вверх, вниз ч.5 от II и V ступени в тональности F-dur.
Спеть гамму c-moll (гарм. вид), в ней ступени.
2.Спеть № 248, № 259, № 254 в)
3.Спеть песню Г. Струве «С нами друг» под фонограмму.
Тип урока: углубление изученного материала.
Жанр занятия: тематический.
Вид занятия: урок-беседа.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование урока:
- школьная доска;
- ноутбук;
- мультимедиа;
- музыкальный инструмент (рояль);
- тексты песен;
- клавиатура;
- столбица;
- пособия по ступеням.
Оформление:
- фрагмент фильма «Г. Струве о хоровом пении»;
- фото Г. Струве;
- рисунки к песне «С нами друг»;
- Место проведения занятия – кабинет большой теории.


Ход урока:
Вступительное слово
Курс «сольфеджио» является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.
Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Хотя пение природный фактор, тем не менее, в силу ряда причин дети в последнее время поют меньше и хуже. Задача уроков сольфеджио научить детей петь, но не только развить голос, но и научить учеников безотрывно слушать себя при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука и т.д. При этом нельзя забывать и о художественной стороне исполнения.
Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного. Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.
К 2-3 классу дети физически окрепли, их голосовой аппарат укрепился, дыхание стало полнее и глубже, что дает возможность повысить требования к вокальным навыкам детей. По-прежнему, очень полезны небольшие хоровые распевания в начале урока. В них могут быть включены: пение гамм или упражнений из учебника, ступеней гаммы или отдельных мелодических попевок, наконец, какой либо выученный пример из сборника сольфеджио или песня. Они должны быть связаны с изучаемым материалом, укреплять его. С 3 класса следует обязательно включать в распевание элементы двухголосия. Хорошо проводить это распевание стоя. Не рекомендуется включать в распевание какой-либо новый материал или чтение с листа: задача распеваний – сосредоточить внимание детей на качестве звучания.
Большое значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам. Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только комплекс звуков – аккорд, дает возможность остро почувствовать характер функции и направление тяготения, способствует более чистому интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию, гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. Пение гамм (или отрезков гамм) с гармонической поддержкой полезно чередовать с пением a cappella. Гармонизуя гамму, следует выбрать те аккорды, которые способствуют более яркому слышанию интонационного направления ступеней. При повторении минорного лада и минорных гамм полезно еще раз тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней. Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным мажором.
Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.
Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.
Если в первом и втором классах интонация интервала была связана с песней, то с третьего класса организующим началом будет лад, тональность: спеть интервал помогает настройка в тональности, где слухом закреплены звучания разные ступеней, из которых и составляется интонация интервала. Чем яснее будет ладовое положение интервала, тем легче его спеть. Так, большую терцию легко спеть на I и V ступенях вверх. Чистая квинта легче интонируется от I и V ступеней вверх и от II и V вниз. Поэтому, составляя упражнения для пения интервалов, педагог должен учитывать их положение в ладу и связанную с этим трудность.
К концу третьего класса важно выработать у детей активные слуховые представления простых интервалов и добиться их чистого интонирования. На это требуется время и многократное повторение. Поэтому упражнения с интервалами полезно петь на каждом уроке наряду с пением гамм и ступеней. Можно петь их хором, всем классом, чтобы слабые ученики слышали правильное звучание, и лишь постепенно переходить к пению по группам и индивидуально. Полезной формой пения интервалов является пение тональных секвенций.
Поскольку часто материалом для интонационных упражнений служат изучаемые теоретические элементы музыкального языка, а сами упражнения необходимы для создания слуховых внутренних представлений учащихся, работа над развитием навыков точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Без регулярной, системной работы над интонацией невозможным станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как сольфеджирование, чтение с листа, пение двухголосия. 
Вокально-интонационные навыки
1.Спеть гамму F-dur вверх и вниз, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, мелодический оборот: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; вводные звуки; Т5/3 с обращениями, S5/3, D5/3.
2.Спеть б.3 на I и V ступени вверх, ч.5 на I и V ступени вверх, вниз ч.5 от II и V ступени в тональности F-dur.
3.Спеть гамму c-moll (гарм. вид), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, мелодический оборот: I-III-V-VI-VII#-I, V-III-II-VII#-I, IV-III-II-I, V-VI-VII#-I.
Теория
Повторить понятия: гамма, тоника, обращение, устойчивые, неустойчивые, вводные, главные ступени, трезвучие.
Сольфеджирование и пение с листа
Е. Давыдова № 248 – спеть наизусть с простукиванием ритма, с дирижированием.
Е. Давыдова № 248 – спеть 2-хголосно с дирижированием.
Е. Давыдова № 259 (анализ примера) – спеть с листа с дирижированием.
Е. Давыдова № 254 в) – спеть ритмический рисунок на звуке «g», затем спеть мелодию на данный ритм по Т5/3 Соль мажора.
Спеть песню Г. Струве «С нами друг» под фонограмму.
Воспитание чувства метроритма
№ 254 в) – закрепление размера 3/8, простучать ритм.
№ 259 – сольмизация.
Воспитание творческих навыков
Рисунки к песне «С нами друг» Г. Струве.
Подбор 2-голоса и аккомпанемента к № 248, используя пройденные аккорды.
Список литературы
1.Сольфеджио. Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. / Сост. Т.А. Калужская. – М., 1998.
2.Е. Давыдова, С. Запорожец Сольфеджио для ДМШ 3 класс. – М.: «Музыка», 2007.
3.Г. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1999.
4.Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. – М., 1979.
5.Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. – М., 1966.
6.Барабошкина А. Сольфеджио 2 класс ДМШ. Методическое пособие. – М., 1976.
7.Давыдова Е. Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие. – М., 1976.
8.Картавцева М. Сольфеджио XXI века. – М., 1999.
9.Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ. – М., 1998г.
10.Никитин В. Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы / Музыка детям. – Вып. 2. – Л., 1975.
11.Орлова Н. О певческом рабочем диапазоне школьников / Музыкальное воспитание в школе. – Вып.7. – М., 1971.
12.Филипповская М.Г. Статья: Навыки точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ и ДШИ / Преподаватель теоретических дисциплин г. Омска БОУ ДОД «ДШИ № 12»: festival. 1 september. ru / articles / 607

15