РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ АНГЛИЙСКИЕ ПЕСНИ.

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ АНГЛИЙСКИЕ ПЕСНИ.
Филиппова О.Г., учитель английского языка
Ученые говорят о том, сейчас мы живем в эпоху пятой информационной революции, основной характеристикой которой является процесс информатизации. Дело в том, нас окружает информационное пространство и потоки информации настолько велики, неподготовленный человек просто утонет в этом море сведений, так и не найдя необходимых данных. Наиболее ценными качествами человека в настоящий момент являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Нужен не «обученный человек», а «человек обучаемый» и в еще большей степени «самообучающийся»!
Одна из проблем современного образования – необходимость освоить большое количество информации при отсутствии (или недостаточном развитии) у учащихся средств для усвоения знаний. Однако, несмотря на понимание необходимости формирования УУД многими педагогами, пристальное внимание, по-прежнему, уделяется предметным знаниям и умениям школьников, а общеучебные умения формируются стихийно. Так, цели урока и его ход определяются в большинстве случаев программой, а задачи по развитию УУД ставятся номинально и фактически не являются значимыми для ребенка, так как не обеспечиваются нормативами оценок, контрольными работами и т.д. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения. Среди универсальных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими. Развитие метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий, учащихся наряду с речевой, является главной составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции. Современные требования к организации внеурочной деятельности в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения. На мой взгляд, появилась необходимость использования музыки при изучении иностранного языка. По утверждению как отечественных, так и зарубежных психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, поскольку представляет такой вид деятельности, который вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что в свою очередь способствует хранению изучаемого материала и, как показывает опыт, его более быстрому воспроизведению. Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с таким материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, так как правильно подобранные песни развивают образное мышление, формируют хороший вкус и являются хорошим фундаментом для развития коммуникативных УУД. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. При обучении иностранному языку учитель не только создает условия для приобретения знаний, но и, что самое важное, создает условия для развития метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий.
Я полагаю, что вопрос заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, т.к. песни и музыка сопровождают нас везде и на протяжении всей жизни.
Целью данной работы является развитие метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий через организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся через английские песни.
В условиях жёстких временных рамок учебного плана я ставлю перед собой задачу эффективно использовать внеурочное время таким образом, чтобы в максимальной степени достигнуть результатов. Следует отметить, что в сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами, которых являются тексты. Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с таким материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, так как правильно подобранные песни развивают образное мышление, формируют хороший вкус и являются хорошим фундаментом для развития коммуникативных УУД.
Таким образом, с точки зрения методики песня на английском языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающий особенности жизни и культуры народа страны изучаемого языка. С другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.
Среди коммуникативных УУД основными являются речевая деятельность и навыки сотрудничества, которые способствуют их развитию. Временных рамок урока недостаточно, чтобы проработать фонетические и грамматические явления, усвоить полное содержание песни, при подготовке к исполнению которой у ребенка формируются коммуникативные УУД. На мой взгляд, это представляет собой основную проблему. Большое значение в применении песен во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции имеет методически правильный подбор песен и методика их использования. Любая песня - это слова, положенные на музыку. При этом следует учитывать то, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении. Кроме того, есть песни, в которых текст несет большой информационный запас о культуре и истории страны и народа; дает богатую почву для дискуссий; является лиричным и ценным произведением, насыщенным интересной лексикой, разнообразными грамматическими структурами, стилистическими приемами.
Песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Мои ученики самостоятельно выбирают песни. Они предлагают несколько вариантов, а затем мы вместе начинаем определять соответствие песни их уровню языка. Если песня соответствует данным принципам, то она является полезной. Подбор песен в каждом индивидуальном случае зависит от многих факторов. В основном, песни связаны с темой ежегодного фестиваля.
На протяжении нескольких лет в нашей школе проводится школьный фестиваль английской песни. На фестивалях звучат народные песни, песни британских и американских композиторов. Стилистика песен тоже разнообразна: поп, рок, хард-рок, рэп. При подготовке к фестивалю разворачивается большая совместная деятельность учителя с каждым учеником, которая включает в себя поэтапную работу с текстом песни, фонетическим и грамматическим материалом, музыкой. По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика количества участников школьного фестиваля: если в 2013-2014 году участвовали 10 человек, то в 2014-2015 году 23 человека приняли участие в фестивале. Количество желающих участвовать в таких фестивалях также увеличивается с каждым годом. В сентябре 2014 года мною был проведен мониторинг развития коммуникативных УУД. Результаты показали, что 25% учащихся имеют низкий уровень развития коммуникативных УУД, на достаточном уровне 50%, и на высоком 25%. Уровень развития коммуникативных УУД составляет 42%. Работая в индивидуальном и групповом режиме по программе песенного фестиваля, ученики учатся понимать друг друга, терпеливо выслушивать мнение окружающих, детям стало легче сориентировать себя в ситуациях общения с партнерами, стараются вникнуть в суть проблемы и выразить словами. Учащиеся учатся договариваться и аргументировать свои ответы, сохраняя доброжелательное отношение со сверстниками и учителем. Также повысился процент коммуникативного умения саморефлексии и умения получать необходимые сведения.
На уроке английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Благодаря интеграции английского языка и музыки учитель помогает в развитии мотивации и интереса познавательной деятельности.
При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку, и не только иностранному, очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции и США это практикуется и сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику разучивают пением. 
В нашей стране в последнее время особое значение придается изучению песен и музыкальных фраз в формировании речевой компетенции младших школьников. Рифмованная речь для детей младшего школьного возраста является более привычной и естественной, чем для учеников постарше, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность учеников младшего школьного возраста и должна активно использоваться при обучении их английскому языку. Сейчас издаются и широко применяются пособия, содержащие стихи и рифмы как на английском языке, так и в смешанном русско-английском варианте для разучивания английских букв, слов, грамматических понятий. Лексическая единица, грамматическая структура, заключенные в ритмически рифмованную форму, способствуют эффективному ее усвоению, развивают четкость и беглость произношения. Работа с рифмами является одним из способов развития звуковых ассоциаций у детей, поэтому желательно не просто заучивать ту или иную песню, рифмовку, а использовать ряд приемов с рифмами, соответствующих данному возрасту. Например, в сборнике Н.Е.Белоножко «Песенки для малышей. Изучай английский с удовольствием» в качестве примера дается рифмовка «I have a lorry». В определенном контексте детьми усваивается фраза «Don’t worry». Учитель готовит карточки с изображением транспорта: CAR, LORRY, BICYCLE, TRAIN, BUS, показывает карточки детям, четко произнося название изображения и просит детей выбрать то слово, которое по звучанию похоже на «Don’t worry».  Образы песни, которые представлены рисунками для раскрашивания, находят свое отображения в заданиях после выучивания песни. Детям также предлагается написать первые буквы слов. Это задание вызывает необходимость сравнения буквенного состава заданных слов со словами рисунков. В это задание нужно включать рифмующиеся слова, буквенный состав которых бывает одинаков, это не только развивает, но и усиливает буквенно-звуковые ассоциации у детей. Такие задания соответствуют психофизическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, так как они основаны на наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении, в результате чего происходит формирование умственных действий учащихся. Музыка позволяет легко проникнуть в эмоциональный мир ребенка, концентрирует его внимание на самых важных языковых явлениях. Чтобы использование песенок стало эффективным инструментом обучения, учитель должен отказаться от привычки петь песенку от начала и конца с одними и теми же эмоциями. Каждое новое исполнение песенки должно сопровождаться переосмыслением ее содержания, новой режиссурой, новым реквизитом. Используя песни и музыку мы можем расширить объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным путем для этого возраста.
В настоящее время приобретает особое значение использование здоровьесберегающих технологий, поэтому музыкальные паузы-разминки, зарядка под музыку или с песней – это необходимый элемент урока, соответствующий современным образовательным требованиям. Выбор английских песенок для зарядки или паузы-разминки обширен, они связаны с движением, с темой изучаемого материала («Head and Shoulders, Knees and Toes» или «Put Your Finger on Your Nose»)
Я также использую музыку для переключения учащихся с одного вида работы на другой. Особенно для младших школьников, когда их трудно успокоить после какой-нибудь подвижной игры на уроке или после конкурса. Можно включить какую-либо веселую знакомую песенку, где куплеты повторяются, слегка меняясь. А иногда можно включить совершенно новую для детей песню, поговорить о ней в течение 1-2 минут, после чего спокойно перейти на запланированный вид работы.
При объяснении грамматического материала: Personal pronouns, глаголы to be to have в Present Simple на мелодию песни «В лесу родилась елочка» На скринборде учащиеся сначала под музыку проговаривают формы:
I – am
We – are
You –are
They – are
He – is
She – is
It - is
I – Have
We – have
You – have
They – have
He – has
She – has
It – has.
Песенки-считалочки, а также те песни, в которых присутствует счет
(Counting songs)
Ten Little Indian Boys
One little, two little, three little Indians
Four little, five little, six little Indians
Seven little, eight little, nine little Indians
Ten little Indian boys.
Ten little, nine little, eight little Indians
Seven little, six little, five little Indians
Four little, three little, two little Indians
One little Indian boy.


Таким образом, на уроке иностранного языка песни чаще всего используются мною:
- для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
- для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;
- как стимул для развития речевых навыков и умений;
- как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Для фонетической зарядки выбираются короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми повторами и четким ритмом. Использование песен с целью закрепления лексико-грамматического материала предполагает поэтапную работу на протяжении нескольких уроков.
Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо запоминает то, что он пережил эмоционально. Дети любят петь, танцевать, играть – это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная или спетая лексическая единица пережита ими, прошла через их сознание, связана с личными эмоциями ребенка, она становится для него лично-значимой – а поэтому запомнится навсегда.       
С помощью музыкального материала я легко создаю психологически комфортную обстановку на уроках английского языка. Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко используется в процессе обучения не только иностранным языкам. Для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке привлекается музыкальный и песенный материал. Например, при проведении больших письменных работ, особенно если урок стоит в конце дня или после уроков, на которых дети много пишут – русский или математика – хорошо использовать фоновую музыку, способствующую снятию психологического напряжения и переключить детей на другой предмет. Музыку лучше подбирать спокойную, мелодичную, без резкой смены темпа.
Таким образом использование песен на уроках английского языка не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формирует активную личность, но и вносит в урок эмоциональный колорит и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру.

Библиографический список:
1. Т.М.Веселова, Т.Е.Вильберг, Т.Е.Мишина, Е.И.Летавина, Н.Ю.Скокова English songs, sing and study. Пой и изучай английскую грамматику! Изд-во КАРО, Санкт-Петербург, 2006. 2. А.А.Пинегин, И.В.Загуменнова, Е.В.Ивлева, Л.В.Компанийцева Английский язык, давай дружить! Система учебных песен, игр и упражнений “Start”, АНОО «Ступени знаний», М., 2000. 3. А.В.Конышева «Английский для малышей. English for kids. Стихи, песни, игры, рифмовки, инсценировки, утренники. КАРО, Санкт-Петербург, Минск, 2005. 4. Песенка и я – верные друзья (детские песенки на русском и английском языке). Составление и русский текст Р.А.Дольниковой. Изд-во «Композитор», С-Петербург, 2006. 5. Mother Goose Rhymes (Стихи матушки Гусыни. Сборник. Сост. Н.М.Демурова. Raduga Publishers, Moscow, 1988, 684 c. 6. Old Favourite for All Ages. Songs for learners of American English.   Старые добрые друзья. Для изучающих английский язык. М., 1993. 7. Н.Ю.Черепова. Английский язык для дошкольников (игры, песни, стихи), «Аквариум» ГИППВ, 2002. 8. Н.Е.Белоножко. Изучай английский с удовольствием. Песенки для малышей. ЗАО «БАОПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», М., 2006. 9. Н.Е.Белоножко. Изучай английский с удовольствием. Милые песенки. ЗАО «БАОПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», М., 2006. 10. Английские песни-игры. Составитель Л.Штурман изд-во «Музыка». М., 1972 11. The Music Box (songs and activities for children). Activities by Susanna Malpas with songs by Bian Abbs, Diana Webster and Anna Worrall. Longman Group Limited 1995 12. Серия книг “Songbirds”. Песни для детей на английском языке. АЙРИС-ПРЕСС, Compass Publishing. Москва, 2008









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15