Открытое занятие по личностному развитию воспитанников детского дома среднего и старшего школьного возраста


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КОНДРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
КОНСПЕКТОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯПО ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО и СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОДГОТОВИЛА:воспитатель 1 категории
ВАСЮКОВА О.В.
КОНДРОВО
2016
Цель: Усвоение понятия «Толерантность».
Задачи:
Воспитательные:
1.Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
2.Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости воспитанников между собой;
3. Воспитание умения слушать и слышать другого человека;
4. Создание положительного эмоционального фона в группе;
5.Формирование уважительного, терпимого отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки;
Развивать умение взаимодействовать в группе сверстников.
3. Развивать умение выражать собственное мнение
Обучающие:
1.Знакомство детей с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.
2.Стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.
Методы проведения: проблемно – поисковые, диалог, беседа, творческая работа воспитанников в группах, работа с карточками, рефлексия.Контингент участников: воспитанники детского дома 6-9 классов

Форма проведения: беседа-тренинг.
1СЛАЙД
Упражнение «Представь меня». Вы должны представить соседа слева, и назвать качество характера, начинающееся на первую букву имени соседа слева.
-Это Даша, она добрая.
-Это Ярослав. Он яркий.
-Это Саша. Он скромный.
-Это Кирилл. Он компанейский.
-Это Лена. Она ласковая.
-Это Карина. Она красивая.
-Это Оксана Владимировна. Она обаятельная.
Желаю вам на сегодняшнем занятии быть единой и дружной командой. А теперь, давайте сядем за стол и начнем наше занятие.
Упражнение. «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. А теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось. (Человечки вывешиваются на доску).
Затем следует обсуждение.
•Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....) •Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Наши различия с одной стороны могут сделать нашу жизнь интереснее, а с другой стороны, могут привести к столкновению, вражде. И вот умению найти золотую середину нам необходимо научиться.
Послушайте притчу
ПРИТЧА ОБ АКСАКАЛЕ: В одном селении умирал старый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья жили вместе в мире и согласии?» Уже не может говорить старик — подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились — на нем 100 раз было написано всего одно слово. На листке 100 раз было написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!»
Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии.
Толерантность, что это?
Синонимом слова терпимость является понятие "толерантность", именно так оно звучит на латинском языке. Откуда же к нам пришло это понятие?
2 СЛАЙД
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Перигор Талейран, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, а самое главное, что его отличало, это умение учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
3СЛАЙД
16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
4 СЛАЙД
Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. И все то, о чем мы сегодня с вами поговорим, поможет нам понять, что ко всем людям, даже если они другой национальности и цвета кожи, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать им  в беде!
Дать определение толерантности довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.
5 СЛАЙД
Английский язык - это готовность быть терпеливым.
Китайский язык – принимать других такими, какие они есть.
Русский язык – способность терпеть что-то или кого – то;
Но на каком бы языке не звучало слово толерантность, во всех значениях есть важное общее – это уважение к окружающим, великодушие, готовность быть терпимым.
6 СЛАЙД
А сейчас я хочу предложить вам ситуации, которые требуют вашего решения с точки зрения толерантности. На экране вы видите проблемные ситуации, ваша задача выбрать вариант ответа или придумать свой и объяснить свой выбор.
7 СЛАЙД
Ты поссорилась со своей сестрой…
-Ты пытаешься объясниться с ней…
-Ты обижаешься и мстишь ей за это…
8 СЛАЙД
Твой одноклассник одет хуже, чем ты…
-Для меня это не важно.
-Ты подсмеиваешься над ним.
9 СЛАЙД
Тебе не хочется ехать на соревнования вместе со всеми
-В последний моменты устраиваешь истерику, чтобы не ехать…
-Ты едешь со всеми, чтобы не подвести команду…
10 СЛАЙД
В классе учитель уже спросил тебя…
- Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
-Ты предоставишь другим возможность ответить….
11 СЛАЙД
На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...
-Ты пытаешься разнять и примирить их.
-Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
12 СЛАЙД
Ты не согласен с кем-нибудь..- Ты все-таки дослушиваешь его до конца…
-Ты не даешь ему говорить и прерываешь…
13 СЛАЙД
Вы выбрали правильные варианты ответов, вы знаете, как должен себя вести толерантный человек. Но очень часто я становлюсь свидетелем вашего далеко не толерантного поведения: бывают споры, которые, слава богу, не заканчиваются драками, но о терпимости там говорить не приходится. Значит, как себя вести мы знаем, но знания свои применять не умеем, или не торопимся. Конечно, проще нагрубить, тому, кто не может ответить грубостью, ударить того, кто не может дать сдачи. Только победа ли это?
Упражнение. «Изгой»
Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».
Вопросы для обсуждения:
•Как вы узнали где ваша группа?
•Легко ли было найти своих?
Обращаясь к вороне:
•Почему никто не обращал на тебя внимания?
•Как ты себя чувствовал?
•Ребята почему вы не обращали на него внимания?
•Хотели ли вы быть на месте вороны?
•Тяжело ли быть не похожим на всех?
•Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм с точки зрения нашей с вами сегодняшней темы. Мы говорим о толерантности, о терпимости к непохожим на нас людям. ( Просмотр и обсуждение мультфильма «Птички»)
Понравился вам мультфильм? Что вы поняли из этого мультфильма? Давайте поставим себя на место этих птичек. Если бы они проявили терпимость, толерантные качества по отношению к непохожей на них птице, то все закончилось бы не так плачевно и всем было бы хорошо: и большая птичка не упала бы на землю и маленькие не лишились бы своих перышек. Если этот мультфильм перевести в область человеческих отношений, то и среди людей постоянно происходит то же самое. Есть люди, которых мы отвергаем, подсмеиваемся над ними, не хотим с ними общаться. Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все они имеют одинаковое право достойно жить вместе с нами и не страдать от презрения или оскорблений.
Ведь даже в библии сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя». И вообще все христианские заповеди так или иначе связаны с нашими понятиями о телерантности.
Работа с карточками на компьютере.
14 СЛАЙД
- Посмотрите, у нас на компьютере высказывания, а у вас на столе карточки с христианскими заповедями. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью:
«Убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью».                   (Не убий)
15 СЛАЙД
«Ничто лживое не может быть продолжительным».  (Не лги)
16 СЛАЙД
«Потакать человеку с воровскими наклонностями, равносильно тому, что вы сами будете воровать»        (Не кради)
На экране 3 заповеди, а у детей, 4 карточки
17 СЛАЙД
У вас осталась последняя карточка прочтите ее …. Как же следует понимать эту заповедь( и открывается объяснение читаю сама)
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения?  (Возлюби ближнего своего)
Поэтому запомните ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО которому мы должны следовать всегда и во всем
18 СЛАЙД
«Не делай другому того, от чего больно тебе».                 
Да, это самое главное правило, следуя которому человек может прожить всю жизнь в мире с самим собой и с окружением.
Смысл «золотого правила нравственности» отражен в ряде русских пословиц.
«Не рой яму другому – сам в нее попадешь».
«Как аукнется, так и откликнется».
«Не плюй в колодец – самому придется водицы напиться».
Сейчас мы посмотрим, насколько близки народные пословицы и поговорки вам, и насколько правильно вы их понимаете:
Упражнение «Объясни пословицы»
А сейчас вы выберете себе лепесток от нашего цветка. На этом лепестке написана пословица. Вам необходимо сказать, о чем она и подходит ли она под определение толерантности или не подходит.
«Чего в других не любишь, того и сам не делай».
(Прежде чем менять других, нужно обратить внимание на свои поступки)
«Малый мир лучше большой ссоры».
(Хоть какой-то мир лучше чем война ради того, чтобы что-то доказать)
«Своя рубашка ближе к телу».
(Человек, как правило, свои личные интересы ставит вперед интересов других людей).
«Делая людям зло, не жди от них добра».
«Моя хата с краю – ничего не знаю».
(нежелание человека принимать участие в общественных делах)
«Любишь браниться, умей и помириться».
«Сам себя губит, тот, кто других не любит».
Все пословицы, которые выбрала левая группа вправе служить девизом, для
нашей жизни.
19 СЛАЙД
Заключительное слово воспитателя: Подведение итогов мероприятия:
Давайте встанем в наш круг. А теперь пусть каждый называет, что понравилось сегодня на занятии . А теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И в этом кругу я хочу рассказать вам еще одну притчу. Притча о волке
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
На досуге задумайтесь над этой притчей. Подумайте, какого волка кормите лично вы. И я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор.
Мы не сможем сразу же сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. И мы его сегодня постарались сделать.