Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития. Начального общего образования.














Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.
Начального общего образования.





























Особенности детей с задержкой психического развития
Особенности детей с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса учреждения:
- Снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
-более низкий уровень развития восприятия;
-недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- дефекты звукопроизношения;
- своеобразное поведение;
- бедный словарный запас;
- низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- слабая техника чтения;
- трудности в счете, в решении задач.
Рекомендуемые условия обучения и воспитания:
- соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню его когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам;
- целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию);
- сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем;
- индивидуальная дозированная помощь ученику;
- развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать помощь;
- щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований
- специальная подготовка педагога;
-создание у ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта;
- поддержка ученика учителями школы.

Внеурочная деятельность
Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ЗПР в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств обучающихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.





Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
Результаты освоения  обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися  с задержкой психического развития  трех видов результатов:  личностных, метапредметных и предметных. 
Личностные результаты  освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные  (жизненные)  компетенции  обучающегося,  социально значимые ценностные установки,  необходимые для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.                                          
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:  
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;  
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;  
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  
6) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  
13)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты  освоения адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования,  включающие  освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные,  регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями  (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями,  а также  способность решать учебные и жизненные  задачи и готовность к овладению в дальнейшем  АООП основного общего образования, должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;  
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;  
6) использование речевых средств  и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;  
7) формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и
познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями
обучающихся;
8) использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;  
9) овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  и составлять тексты в устной и письменной формах;  
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической
деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;  
11) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение;  
12) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  
13)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;  
15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.  
Предметные результаты  освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:  
Филология
Русский язык:
1)  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2)  формирование интереса к изучению русского языка;
3)  овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;  
4)  овладение основами грамотного письма;
5)  овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для
совершенствования их речевой практики;
6)  формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
7)  использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.  
Литературное чтение:
1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;  
3)  осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4)  понимание роли чтения, использование разных видов чтения;  
5)  формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в
обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
6)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;  
7)  формирование потребности в систематическом чтении;  
8)  выбор с помощью взрослого интересующей литературы.  
Математика и информатика
Математика:
1)  использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и
геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2)  приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-
познавательных и учебно-практических задач;
3)  умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
Окружающий мир:
1)  сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2)  расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3)  усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой
природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
4)  развитие навыков устанавливать и  выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики:
1)   знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
2)  понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
3)  формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
4)  осознание ценности человеческой жизни.
Искусство
Изобразительное искусство:
1)  сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2)  развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
3)  овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности  (изобразительного, декоративно-прикладного и народного
искусства, скульптуры, дизайна и др.);
4)  умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
5)  овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
Музыка:
1)  формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в  духовно-нравственном развитии человека;
2)  формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
3)  развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной
музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
4)  формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений
различных жанров;
5)  использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Технология
Технология (труд):
1)  формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими
приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
2)  формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
3)  формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и
инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
4)  приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;  
5)  использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.  
Физическая культура
Физическая культура (адаптивная)
1)  формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности.  
2)  овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);  
3)  формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.


15